Пророк... и его участь
Помните, как звучит знаменитая на весь мир мусульманская фраза? «Нет Бога кроме Аллаха и Мохаммед – пророк Его!» Эта формулировка не менялась все полторы тысячи лет существования ислама. Верю в то, что скорее всего точно так же она звучала и при жизни самого пророка. Всё вроде бы привычно. Понятно…
И всё-таки не понятно. По крайней мере, если немножко задуматься. Откуда взялось такое упорство в утверждении именно второй части? Зачем потребовалось это особое подчеркивание, что именно Мохаммед – пророк Его? Разве это кто-то оспаривает? Не оспаривает. Сейчас…По этой формулировке вообразить себе то напряженное упорное желание утвердиться, которое, возможно, вкладывалось в неё.
Значит, были времена, когда необходимость в этом подчеркивании места Мохаммеда в основании религиозных устоев являлась настолько насущной, что требовала постоянного ежедневного и еженощного, громогласного подтверждения.
Согласно рассказам о жизни пророка, его не приняли в этом качестве его же соплеменники и даже сородичи. «Нет пророка в своем отечестве» - это о нём. Впрочем, с Иисусом ведь было то же самое. В нем усомнились и не восприняли именно его родственники и земляки.
Различие лишь в том, что Мохаммед за свои идеи ещё и физически страдал не раз: вплоть до того, что когда кто-либо в племени курейш желал поразвлечься, то искали пророка, чтобы в очередной раз поиздеваться над ним или просто – избить. Этакое «развлеченьице». В духе своего времени.
А ведь позднее подобные этим люди тоже вроде бы приняли ислам! Так чего же мы хотим о таких людей, позволявших себе рукоприкладство над пророком? Правды о нём? Точности в передаче его изречений? Почти наверняка могу предположить одно: в действительности мы и по сей день не знаем о чем же хотел поведать миру последний пророк. Он был унижен при жизни не раз, его слова трактовались так, как это было удобно его вчерашним врагам. Чего уж говорить о том, что стало с этими словами после его кончины…
А ведь только о нём известно доподлинно, что никаких чудес в подтверждение своего пророческого гения он никогда даже и не пытался творить, до самой смерти своей утверждая только одно: главное и величайшее чудо, сотворенное им – это Коран, Книга, Слово Божие. И есть в этом огромная глубинная мудрость: разве смогла бы развиваться человеческая цивилизация, если бы не умела говорить, не знала бы Слова? Не промышленность, ни наука, ни земледелие – ничто не возможно без владения речью.
Он разделил высокую и горькую участь большинства пророков древности: быть не принятым среди своих близких, жить в изгнании, и остаться не понятым до конца даже после смерти.
Свидетельство о публикации №102061100699
С уважением:
Лена Шварцман-Нелидова 19.06.2002 09:27 Заявить о нарушении
Так и в обыденной жизни: сколько раз было такое, когда слово, исторгнутое нашими устами, через некоторое время возвращалось к нам в искаженном виде. Скажу более того: оно всегда возвращается, неся на себе искажения других людей, которые его передавали. Ни один перевод с языка на язык, каким бы пунктуальным он не был, не сможет передать все оттенки и нюансы оригинала. Это как минимум. Если же сюда примешивается злая воля другого человека или просто его равнодушие и невнимательность, то говорить о строгом соответствии оригинальному высказыванию - просто бессмысленно. Не так ли?
С уважением
Эльдар Ахадов 19.06.2002 16:23 Заявить о нарушении