Пророк... и многоженство
Ещё одно непонятное, диковинное, скажем, для «просвещённого» европейского взгляда явление – это многоженство, как бы разрешенное Кораном. Как, мол, так?! Нарушаются права женщин! Ущемляется их самолюбие! И так далее, и тому подобное…
На мой взгляд, прежде чем кого-то или что-либо осуждать, нужно четко понимать истоки явления, причины, побудительные мотивы, представлять окружающую обстановку…И возможно, претензии отпадут сами собой.
Дело в том, что этот обычай не Мохаммед провозгласил, он бытовал в среде аравийских кочевников с незапамятных времён! Ломать эти устои «через колено», разрушать их ради новой религии – означало бы для пророка безусловный крах в распространении его идей. Любая возможность какого-либо дальнейшего распространения ислама сгорела бы сразу и на корню. Представим ситуацию от обратного: Мохаммед осуждает многоженство и требует предоставить всем арабским женщинам максимальную свободу выбора! Кто его поддержит? Влиятельные семейные вожди кланов? Сомнительно. Женщины? Которые тут же дружно засеменят вслед за ним, как за товарищем Суховым? Ох, вряд ли… Полторы тысячи лет назад женщины пустыни скорее всего поддержали бы своих мужей. От Мохаммеда отвернулись бы абсолютно все.
И потом, нужно знать, что в этой древней традиции (вспомните многочисленных жен библейского царя Соломона, других библейских персонажей; о них почему-то никто не вспоминает, и их никто не осуждает) был определенный смысл: выживание семейного клана в суровых условиях пустыни. Сильный мужчина, глава рода ( ведь это были времена патриархата!) должен был заботиться о жизни и благосостоянии всех своих сородичей. А если умер его брат? Куда деваться вдове покойного? Кто прокормит её и её детей? В условиях, когда прелюбодейство сурово осуждается и повсеместно наказывается, а рядом нет мужского плеча, только дети малые – единственная официально возможная ситуация – выход замуж за близкого родственника покойного. Кроме того, существовали династические браки, продиктованные политической ситуацией, когда ради сохранения мира между племенами, а значит, и жизни своих соплеменников, или усиления влияния своего племени не оставалось никакого иного выхода кроме принятия в свою семью ещё одной супруги.
Вряд ли эти аргументы стоит сбрасывать со счетов истории. К тому же непременным условием таких дополнительных браков вседа являлась финансовая и материальная состоятельность супруга. Восточный мужчина имел право на ещё одну жену только тогда, когда имел возможность содержать её, а если у неё были дети, то и её детей. Если же у него не было чем их прокормить, во что одеть и где разместить, то и вопрос о второй жене отпадал как бы сам собой.
Свидетельство о публикации №102061100696