Кому сибирь родина. орел
Не единожды приходилось мне бывать в тувинском городке со знаменательным названием Туран. Само это название наводит на мысль о тюркских племенах, ибо прежнее синонимичное имя им – туранские племена, да и сама страна обитания так же именовалась Туран…
Так вот : многочисленны и разнообразны изображения Орла ( или Сокола) у тюркских народов Сибири, Алтая, Саян , Средней и Малой Азии. И именно возле города Турана в древних тувинских курганах найдены были золотые бляшки в виде орла… Такие же изображения найдены в Первом Туэктинском кургане, а во Втором Башадарском – фигура грифона. Начиная с бронзового века и до наших дней, подобные изображения Сокола и Орла являются самыми распространенными у коренного населения, живущего вокруг озера Байкал. У сибирских народов именно Орел – хозяин и повелитель солнца, огня, грома и молнии. А в мифологии якутов Орел ещё и предвестник восхода солнца, об этом поется в их «Песне о наступлении года».
В то же время на одном из шедевров шумерского искусства – серебряной вазе , относящейся к третьему тысячелетию до нашей эры , даны изображения четырех орлов со львиными головами. На обломке диоритовой вазы из Месопотамии орел изображен в борьбе с двумя змеями : как символ Доброго начала , сражающийся с силами Зла и Преисподней.
Кстати, двуглавый орел издревле являлся тотемом множества тюркских народов, так что византийское его происхождение скорее всего имеет древние восточные корни, нежели западные римские. Род, имевший своим покровителем-тотемом Орла, назывался «произошедшим от Орла». Образ Орла для них являлся олицетворением самого бога Тенгри. Тем более, что общетюркское слово «тенгри» для алтайцев обозначало конкретно солнечное божество. Двуглавый орел был национальным гербом Хеттского государства, и уже от него был перенят византийскими императорами, а впоследствии – основавшими здесь же свое государство турками-сельджуками.
Якутские шаманы сооружали особые шаманские «деревья», на вершине которых водружалась фигура орла. Для чего? Для того, чтобы во время камлания постепенно «восходить» на небо, олицетворением которого и являлся орел.
Опять-таки мне вспоминается известный всем «родительский день». Помните: есть такой обычай – оставлять на могилах родственников хлебушек? Чтобы птички поклевали. С древнейших времен по представлениям тюркских народов Сибири, Алтая, Саян и Средней Азии душа умершего обращается в птицу, которая сопровождает покойного в течение всего срока совершения поминок, то есть – до истечения года, а потом улетает в загробный мир. По-видимому, позднее этот обряд был заимствован и славянскими племенами.
В урочище Кошо-Цайдам на Орхоне в Монголии находится стелла, воздвигнутая в честь древнетюркского принца Кюль-тегина, умершего 27 февраля 731 года. В тексте памятника об отце, дяде и самом принце сказано: «улетел»… «Кюль-тегин улетел в год овцы в семнадцатый день, в девятый месяц, в двадцать седьмой день мы устроили похороны». На месте его захоронения высечено его изображение в пятилепестковой короне с вырезанным в камне Орлом с распластанными крыльями.
Свидетельство о публикации №102061000717