Притча

                Однажды ночью скрипка никак не могла заснуть. Она долго ворочалась в своём футляре,  потом растолкала  смычок и сказала:
- Дорогой, нам надо поговорить.
- Как? Опять? - изумился смычок. – Может быть отложим до завтра?
- Это очень важно,  вчера вечером знакомая виолончель сообщила мне, что у первой скрипки погиб смычёк.
- Я знаю об этом. Они прожили 50 лет душа в душу. Но такова жизнь, скрипка всегда живёт дольше смычка, разумеется, если исключить несчастный случай.
- Дело не в этом. Из-за такой ерунды она так расстроилась, что не может издать ни одной живой ноты. Скорее всего, её карьере пришел конец.
- Как жаль, что мы не можем ей  помочь. – Вздохнул смычок.
- Помочь? Ха-ха-ха, судьба даёт мне шанс занять её место.
- Ты…?
- Да, я! И тебе это, конечно, не нравится?
- Не нравиться.
- Ты просто не видишь, что я намного её моложе, крепче и гораздо ярче выгляжу.
- Но….
- Никаких «но»…Я уже всё решила, и знаю, как действовать.
- Извини, но в таких делах  я тебе не помощник.
- Собственно об этом я и хотела с тобой поговорить. Когда я стану первой скрипкой - нам придётся расстаться.  Пришла пора мне зазвучать по - новому. И я скажу тебе правду: ты  меня больше не удовлетворяешь!
- Это почему?
- Посмотри на себя в зеркало, у тебя же прямо на древке написано: «музпром». Когда ты в экстазе ёрзаешь по мне, из тебя лезут волосы и сыплется канифоль.  Короче, с тобой я не в состоянии раскрыться.
Смычёк удивлённо спросил:   
   - Разве дело только во мне? Мы так долго жили как единое целое, уж я то знаю все твои тонкости. Сможешь ли ты без меня зазвучать лучше? В конце концов,  ты тоже рождена в Музпроме!
- Нет, дорогой, про это забудь. На днях я пообщалась с дирижёрской палочкой и уже завтра утром у меня будет другая фамилия, более достойная!
- Можно поинтересоваться какая?
- Очень знатная!
- Хм…
- Да, милый, и даже документик соответствующий внутрь вклеят! Так что дело именно в тебе. Ну что нового ты продемонстрировал за последние годы? Меня просто тошнит от твоего однообразия. Может быть, ты и старался, даже наверняка старался, но так и не смог меня раскрыть!!! А я уверена, что всё зависит именно  от смычка.
- Но как же ты без меня….
- Не волнуйся, как только я займу позицию первой скрипки, смычки просто выстроятся в очередь. Я испытаю их на себе и, разумеется, выберу самого виртуозного. Именно он сможет оценить меня по достоинству и раскроет мой глубокий внутренний мир.
 Расстроенный смычок ничего не ответил. Он   ушел, хлопнув крышкой футляра.
На следующий же день на двери  репетиционной комнаты уже висело объявление: «Сегодня состоится конкурс на замещение вакантного места. Смычка первой скрипки. Участие принимают все желающие».
Желающих оказалось очень много. В назначенный час в очереди стояли смычки со всей округи, самых разнообразных цветов, возрастов и размеров.
Старая первая скрипка, не желая участвовать в подобном балагане, добровольно ушла из оркестра, освободив место  той, которая всю эту интригу и затеяла.
Новоиспечённая  прима вышла к претендентам  и произнесла пламенную речь: «Дорогие смычки, сегодня вам предоставляется уникальная возможность проявить своё мастерство. Не волнуйтесь, я полна сил и смогу принять всех желающих. Я уверена, что все вы обладаете прекрасной индивидуальной техникой, но лишь тот, кто сможет по настоящему раскрыть меня - будет удостоен чести увидеть мой богатый внутренний мир и погреться в лучах моей славы».
Потом, окинув взглядом конкурсантов, скрипка добавила: « Готовьтесь, я вас приглашу!»
           Проходивший мимо напильник услышал призывы скрипки  и тоже встал в очередь. На его присутствие никто даже не обратил внимания. Толпившиеся смычки возбуждённо обсуждали предстоящий конкурс и саму скрипку.
-А она ничего, - сказал скрипичный смычёк умеющий играть джаз.
-Да-да, - подхватил скрипичный смычок-подросток, - вы видели её гриф? Какой гладенький, а? Это же само изящество…, а корпус 90-60-90 - просто идеальный….
-Интересно, какие она любит приёмы игры? - поддержал разговор скрипичный смычёк среднего возраста, - как она отнесется, например…, к  marcato?
-А вы обратили внимание, какие у неё эфы?- не унимался смычок-подросток, - изумительные эфочки. А подставка...? Какая подставочка под струнами, просто точёная… очень жаль, что я в очереди последний.
-Если она способна  на импровизацию, то будьте уверены…,-похвастался джазовый смычёк
- Всё-таки думаю, что marcato, и побольше экспрессии, продолжил свою мысль смычёк среднего возраста.
О! Экспрессия, это мой конёк  – заметил молодой скрипичный смычёк с чёрными волосами, - если это так, то пара пассажей и она моя.
Вы ещё очень молоды, - возразил смычёк от виолончели. Он был больше ростом и говорил несколько свысока, - вам бы только попрыгать. Самые тонкие струны может затронуть лишь проникновенное legato. Поверьте, здесь нужен колоссальный опыт. Стоит мне взять несколько длинных нот, и она будет рыдать.
Простите, а какой канифолью вы пользуйтесь, для проникновенного legato?- поинтересовался скрипичный смычок-подросток.
- Да причем здесь канифоль? Я же сказал, что значение имеет только опыт и мастерство.
- Остынь, остановил его второй виолончельный смычёк, седовласый и несколько сутулый, - не видишь что ли, он же  совсем юный, думаю, что ещё ни  разу и к скрипке-то не прикасался.
- Вы посмотрите, у него ещё лак на древке не обсох, а туда же., - послышался чей то голос из толпы
- Тогда ему вообще здесь делать нечего, - заключил скрипичный смычок среднего возраста, -  всяк смычок, знай свой шесток!
- Это не честно, господа, заканючил смычок-подросток, - скрипка же сказала, что примет всех желающих...
- А ты,  видно, самый желающий и есть, - послышался тот же голос из толпы. Смычки ехидно захихикали.
«Господа, ну давайте не будем пошлить, мы всё-таки из интеллигентной среды», - сказал седовласый виолончельный смычёк и в этот момент увидел стоящий в очереди напильник:
-    Простите, а вы собственно кто?
- Я? Напильник!
- А какое  вы  имеете отношение к музыке?
- Абсолютно ни какого.
- Тогда почему вы здесь?
- В отличие от вас, я просто понял, о чём просит скрипка…
- Да что вы вообще понимаете, мы в этой сфэре всю жизнь, а вы тут, извиняюсь, пришли…
- А чем собственно я хуже? - Прервал его напильник, - тоже инструментом называюсь, движения такие же, как у вас, а результат намного лучше, и главное быстрее. По крайней мере, за последние пять лет жалоб не поступало.
- Но это же скрипка! Она такая утонченная…
- Я вас умаляю, по мне так всё равно, что доска, что скрипка. На сколько мне подсказывает мой опыт, дерево  оно и есть дерево, только порода разная, а когда его пилишь - всегда звучит одинаково хош ель, хош дуб.
- Сами вы дуб! - вырвалось у черноволосого смычка.
- Вы, небось, мою ручку имеете в виду? - Поинтересовался напильник, - Так она действительно дубовая, это что б покрепчее была, а сам я из настоящей, прочной стали.
- Ну что с ним говорить, он вообще не из нашего круга, - с презрением  промолвил первый виолончельный смычёк.
-    Вот ето правильно, - ответил напильник, - говорить излишне,  побольше дела. Я, например, точно освоил только два движения: вперёд - рабочий ход, назад - расслабился. А на вас посмотреть – сами не знаете, чего хотите: дрыгайтесь бедные, туды-сюды, скачете, мотайтесь. При этом мажете себя чем-то там, а толку ни шиша. Шуму, правда, при этом  ну,    о-очень много. А на завтра опять всё сначала. Всё то же самое. Просто, какой-то сизифин труд.
- У-у, смотри какие выражения,  этот сукин сын знает, а музыку от шума отличить не способен! - Выпалил смычёк умеющий играть джаз.
- Я тебе, хиляк,  за сукиного сына ща так вдарю, что переломисся и всю жизнь будешь на своей волосянке мотаться.
-   Господа, остановитесь, не стоит опускаться до его уровня, - попытался разрядить обстановку седовласый, - я просто уверен, что этого наглеца скрипка к себе не допустит.
- Мужики, канифольте мозги себе. - Съязвил напильник.  - Она о чём всех просила? - Раскрыть её и понять что внутри! Так я это за три минуты сделаю, безо всяких ваших маркат, легат.
Неожиданно из-за двери послышался голос скрипки: «Господа, мы начинаем. Прошу, кто первый?»
- Ну, я пошёл, - сказал молодой смычёк, поправляя свои чёрные волосы.
-  Ни пуха. – Пожелал весь трясущийся от волнения смычок-подросток.
Дверь закрылась. Скрипка некоторое время издавала резкие отрывистые звуки, потом замолчала.
Довольно скоро вышел  изрядно потрепанный чёрноволосый смычёк. Перед тем как закрыть за собой дверь он наклонил древко в комнату и надменно заметил скрипке: «Ну, знаете, вам не угодишь!»
«Следующий», - сухо прозвучало из-за двери.
- Теперь моя очередь. - Сказал смычёк умеющий играть джаз. -Я знаю такие приёмчики… игриво добавил он и исчез за дверью.
Все услышали какой- то свист, непонятное шуршание и бряканье…
Через секунду дверь открылась, и оттуда  буквально вылетел  смычок -джазмен. Вдогонку летело последнее слово скрипки: «Пошляк!»
Отскочив от пола,  смычёк обиженно буркнул: «Тоже мне эстэтка, по грифу ей не нравиться, нижнюю деку не тронь…»
- О, как мне не везёт, - заволновался виолончельный смычёк, - Он только что испортил ей настроение,  как же теперь она сможет воспринять моё legato?
- Иди-иди  давай , интеллигент, не тяни резину, - заметил напильник, - мне надо уложится  до конца обеденного перерыва..
- Хам! - отпарировал виолончельный смычёк и демонстративно медленной походкой зашёл в комнату.
 Вскоре действительно скрипка начала издавать один заунывный звук. Он казался настолько бесконечно долгим, что минут через пятнадцать, скрипичный смычок-подросток занервничал.
 - Господа, - сказал он, - это что же такое? Мы так не договаривались. Я в очереди последний. И если так пойдёт, то могу вообще не успеть.
- Да, fermata несколько затянулась, - констатировал седовласый виолончельный смычок.
 Но вскоре все ощутили неожиданное блаженство от наступившей тишины. На пороге появилась скрипка, уважительно провожающая изможденного мастера legato.
 - Вы такой нежный, - говорила она, - вы такой обходительный, но ваша партия не смогла привести меня к кульминации. А я как раз хочу побольше, огня. Надеюсь, вы меня понимаете, - добавила она, глядя на остальных.
Напильник, подойдя поближе к скрипке,  доверительно сказал: «Мадам, если вам нужно  побольше огня, то я могу сбегать за своим близким другом автогеном…»
- Нет-нет, бежать никуда не надо. Судя по всему, вы следующий? Но кто вы?
- Меня зовут – напильник, и я готов исполнить то, что вы просите.
     - Прошу вас, уважаемый напильник, - пригласила скрипка, - хотя на вид вы  и несколько грубы, но как раз это может дать мне свежие впечатления. Я понимаю, что вы далеки от музыки, и хотела бы вначале намекнуть вам,  где мои наиболее тонкие струны.
- Мадам, - промолвил напильник, - ваши струны меня совсем не интересуют, это только лишняя трата времени. Я лучше начну сразу  по дереву. Конечно, огня я вам не обещаю, но доверьтесь мне, и вы будете дымиться!
Закончив свою речь, напильник, закрыл за собой дверь. Некоторое время  слышались ритмичные, явно не музыкальные звуки, потом раздался треск, надрывно звякнули струны, и всё стихло.
В дверях,  отряхивая опилки, появился удовлетворённый напильник: 
- Делов то, мужики, тьфу. Ну, раскрыл я её за пару минут, и какой там к чёрту внутренний мир?  Пара сосновых перекладин, столярный клей  и пустота.
- Как пустота? - изумился смычок-подросток.
Наклонившись к нему, смычёк среднего возраста,  шепнул: «Юноша, нужно быть последним напильником, чтобы не знать, что каждая скрипка внутри пуста!»
 - Она была ещё такая молодая,- удручённо заметил мастер legato, поняв, что произошло.
- И вовсе не молодая. - Успокоил напильник.  - У неё внутри была бирка с датой рождения и фамилией. Так вот ей лет триста. Если б знал, да не вжисть бы не связался. И фамилия у неё дурацкая – Страдиварина. - Добавил он, выдёргивая занозу из ручки
      - Надо же, а как прекрасно сохранилась, – высказал прощальный     комплимент смычок-подросток.
- Это уже не факт. - Небрежно бросил напильник, уходя. - За что боролась…
- Все беды от того, что нас, слишком часто понимают буквально. - Подытожил седовласый.

                Через минуту все смычки уже стояли в комнате вокруг обнаженной, распиленной, скрипки. Узнав о случившемся, туда примчался и её родной смычёк.
- Оставьте нас одних. - Глухо попросил он.
 Все начали медленно покидать комнату. Мастер legato попытался,  было что-то сказать, но родной смычёк прервал его: «Не утруждайте себя  соболезнованиями».
- Да, конечно, - заключил смычок среднего возраста покидая комнату последним, - о скрипке либо говорят хорошо, либо это не скрипка!
Закрыв дверь, смычок подошёл к  бывшей спутнице. 
- Какой несчастный случай… - произнёс он, аккуратно отклеивая фальшивую бирку «Страдивари». - Прощай, милая, я не сумел тебя отговорить, я не смог тебя сберечь.
Потом он  бережно собрал все её части и, запеленав в полотно, уложил в футляр, на котором мелкими гвоздиками был прибит жестяной ромбик с надписью «Музпром.1955г.».  «Каждая скрипка стремиться стать «примой», - подумал он, - но не таким же способом!»
                Погрузившись в свою печаль, смычок не заметил, как в комнату вошла бывшая первая скрипка. «Когда-то я тоже была во втором составе и очень мечтала стать первой. - Произнесла она, как бы читая его мысли, - Мой виртуозный, ныне покойный смычок, часто останавливал меня фразой, которую он вычитал в одной старинной партитуре: «Не ищи приключений на свою деку».
Смычёк молчал.
-  Пойдём со мной, - пригласила бывшая первая скрипка, - ты поможешь мне настроиться.
-А что будет дальше? - спросил смычёк.
- А дальше… как сложится, - доверительно ответила она, - Всё зависит от Музыканта, мы лишь инструменты в его руках, и даже дирижёрская палочка в его власти.

АЗРИЭЛЬ 2002.


Рецензии