Сделай шаг
что пройдут по дорогам земным
в последние времена,
посвящаю.
Эпиграф, обращенный из прошлого в будущее:
« Я иду по большой дороге. На мне полупальтишко, солдатские сапоги с подковками, барашковая шапка. За плечами две сумы. В одной Запасные Дары, Евангелие, деревянная чаша, служебник да требник, а в другой – сапожный инструмент. На груди у меня в особой ладонке антиминс. В руке березовый посох. Я стал священником – странником. Перед отступлением белых меня убеждали за границу бежать, но я отказался.
Ноги мои для ходьбы оказались легкими.
…
… Я проходил мимо оскверненных храмов, сожженных часовен, монастырей, превращенных в казармы и торговые склады, был свидетелем надругательства над мощами и чудотворными иконами, соприкасался со звериным ликом человека, видел священников, ради страха отрекшихся от Христа… Был избиваем и гоним не раз, но Господь помог мне все претерпеть и не впасть в уныние. Да разве могу я ослабнуть духом, когда вижу я… сотни пастырей идут с котомками и посохами по звериным тропам обширного российского прихода. Среди них были даже и епископы, принявшие на себя иго апостольского странничества… Все они прошли через поношение, заключение, голод, зной и ледяной ветер. У всех были грубые обветренные лица, мозолистые руки, рваная одежда, изношенная обувь, но в глазах и голосе – сияние неизреченной славы Божией, готовность все принять и все благословить…
…..
Слышал и новые народные сказания о грядущем Христовом Царстве, о пришествии на землю Сергия Радонежского и Серафима Саровского, о Матери Божией, умолившей спасение Русской земле.
Не одну сотню исповедей выслушал я (и страшные были эти исповеди), и все кающиеся готовы были принять самую тяжкую епитимию и любой подвиг, чтобы не остаться вне чертога Господня.
Вся русская земля истосковалась по Благом Утешителе. Все устали. Все горем захлебнулись. Все чают Христова утешения.
Я иду к ним, пока сил хватит, и крепко еще обнимает рука мой дорожный посох.»
(Из повести писателя – новомученика Василия Акимовича Никифорова – Волгина (1901 - 1941) «Дорожный посох»)
Пой же пой ты, душа,
Песни русских полей
Одевай юных звезд кружева,
Сделай шаг, сделай шаг,
Да себя не жалей, –
Ведь еще твоя песня жива…
Сделай шаг, сделай шаг
По дороге своей,
Вопреки своевольным ветрам,
Пусть ликует душа
У раскрытых дверей,
Восходя в вечный утренний храм.
Не страшись ничего, -
Одного лишь проси, -
Пусть молитва нейдет из ума,
И огня своего (*)
Не гаси, не гаси,
Коль обступит кромешная тьма.
Да приди в дивный край
Сокровенных надежд,
Не минуя страданий и слез,
Ты просящим – подай,
А скорбящих – утешь,
Как тебе заповедал Христос.
И увидишь тотчас,
Оглядевшись вокруг,
Отступивший полуночный мрак,
Крик заплаканных глаз,
Плач протянутых рук, -
Стоит лишь сделать шаг. Сделать шаг.
Сделай шаг, сделай шаг,
Стань собою самим, –
Образ твой в небесах не забыт,
Пусть ликует твой враг,
Пусть изгнал тебя мир –
Он не ведает сам, что творит.
Пусть предаст даже та,
Что клялась верной быть, –
Ты прости ее немощь и ложь, –
Сделай шаг. И тогда
Не посмеешь забыть,
Для чего ты на свете живешь.
. . .
Крепкий посох со мной,
Лишь сума за спиной,
А в суме – лишь Святые Дары, -
Ты пойдешь ли со мной
По дороге земной
В те часы предрассветной поры.
Год да год, еще год,
Да полгода пройдем
По последним лихим временам,
Когда снова придет
Тот, Кого мы все ждем
И своих назовет имена.
…Стань же песня - проста
И молитва – чиста,
Да не спорьте, слова и дела,
Чтобы раз – навсегда
Всех небес Высота
На дороги земные пришла.
Александр Ратыня
21.10.2001
Примечания:
1) При исполнении песни строка «И огня своего» поется немного иначе: «Пламень сердца свово», что означает
"Пламень сердца своего". Это не опечатка. Так, простонародным певучим языком, говорит священник, прошедший пешком тысячи верст по лихолетью, бездорожью и безверию, исповедуя, утешая и причащая тысячи отчаявшихся людей, воскрешая в их сердцах веру Христову.
Свидетельство о публикации №102060400711