Большой разговор поэтика

                ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

        Долгое время я не мог понять, что такое ОБРАЗ, если не описание внешности человека. Ведь в школе нас учили различать образы положительных или отрицательных героев. Но в дальнейшем оказалось, что понятие "образ" очень многозначно.
Это может быть образ человека или животного («Каштанка», «Белолобый»). Образ ПРИРОДЫ в поэзии используется настолько многообразно, что вы наверняка сами вспомните стихи  с  картинами природы. Я напомню только примеры поэтической прозы, дающие прекрасные образы русской природы: это рассказы М.Пришвина и К. Паустовского.  В стихах:  «К моей чернильнице» Пушкина, «Кинжал» Лермонтова, «Самовар» Заболоцкого, в баснях Ф.Кривина мы находим образы ПРЕДМЕТОВ. Могут быть и  образы НАСТРОЕНИЯ («Парус» Лермонтова,  «Портрет» Заболоцкого), труда, профессиии, города, деревни и даже КОСМОСА и т.д.
      
      Сколько образов природы встречается в лирических стихах Фета или Майкова! Образ природы может стать сюжетом небольшого рассказа. Создать такой образ не так просто, как может показаться с первого взгляда, это не просто подробное перечисление различных растений с определённой характеристикой: их описание в произведении иногда несёт очень глубокий подтекст. Но она может и отражать  состояние души того или иного героя. Вспомните описание дуба в романе Л.Толстого "Война и мир", как его в разное время воспринимает князь Андрей. 
        Природа это ещё и состояние погоды. В этом отношении очень интересно замечание К.Треплева из пьесы Чехова "Чайка" по поводу описания лунной ночи Тригориным: написал, как лунный свет отражается в осколке бутылки на мельнице, и лунная ночь готова! Казалось бы, очень примитивно, но на самом деле – ничего лишнего, талантливо, точно и главное, надолго остаётся в памяти читателя.  Самое удивительное то, что и данное замечание не является  ни эталоном описания природы, ни каким-то универсальным рецептом, просто удачная находка
      У Пушкина в стихотворении «Зимнее утро» читаем:
                Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце,  снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Какое объёмное, всестороннее описание. Автор не заостряет своё внимание на чём-то одном, что стало символом зимнего утра. Плохо ли это? Нет, такое описание не утомляет, не рассеивает внимание читателя.  Отсюда можно сделать вполне резонный вывод: каждый выбирает масштаб или способ показа природы, в зависимости от общего содержания произведения. Пушкин в своём стихотворении коротко и ёмко показал только то, что можно увидеть в окно: ни больше, ни меньше! А вот Лермонтов в стихотворении «Спор» показывает нам природу такой, какой она может выглядеть с высоты Кавказских гор, - как видит страны Востока Казбек.
         Есть произведения, в которых образ природы составляет основное содержание, а есть – где природа встречается лишь эпизодически:
Славная осень! Здоровый ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор! –
Листья поблёкнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат как ковёр.
Некрасов написал большое стихотворение «Железная дорога», в котором описание природы занимает всего восемь строк, но этого достаточно, чтобы показать ту обстановку, в которой происходит действие всего произведения, чтобы создать у людей соответствующее настроение. Прекрасная картина осенней природы ярко контрастирует с ужасом подневольного труда на  строительстве железной дороги. Всего два-три штриха: опавшие листья и первый лёгкий ледок – но как они показаны! Ковёр листьев и тающий сахар – зримый образ, не хуже чем у Тригорина.  Нет, у Чехова, кнечно!


                ПОЭТИКА

      В языке много слов, но это не значит, что их можно использовать без всякого расчёта. Не говоря уже о красоте отдельно взятого слова, к словам нужно относиться экономно - в экономии слова тоже заключается КРАСОТА. Поэт всегда инстинктивно чувствует, где,в каком месте стиха ему необходимо два или три слова заменить одним.  Почему возникает такое чувство, я объяснить не могу, но я это сам чувствовал и не раз! Приведу небольшой пример. В одном из моих стихотворений была строка:
Они заполняют собой нашу грудь…
Мысль выражена, но сделано это многословно. Необходимо словосочетание «собой нашу» заменить одним словом. И вот что получается:
Они заполняют волнением грудь.

       Каждое слово не только несёт какой-то определённый (или многозначный) смысл, но ещё и обладает звуковыми качествами. Поэт обязан слышать звучание как отдельно взятого слова, так и словосочетаний, и фраз. В стихах звучат строки, строфы и всё стихотворение в целом. Каждая из этих деталей несёт свой определённый настрой, определённое звучание. Стихотворение может начаться с мажора и кончиться минором или наоборот. Обратимся опять стихотворению Некрасова «Железная дорога». Оно начинается красочным описанием природы, затем автор показывает тяжесть труда и заканчивает это стихотворение ироническим замечанием:
Выпряг народ лошадей – и купчину
С криком ура! По дороге помчал…
Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал!
Как здорово и остроумно всё это подано! Генерал просит показать что-либо весёлое из жизни строителей дороги, и получает весёлую, но  в то же время едкую, обличительную картину. Не каждый читатель сумеет подметить такое мастерское построение произведения. Этому учит теория литературы.
 
             Иным кажется, что создавать стихи можно и, не зная теории литературы. Это глубочайшее заблуждение! Конечно, для того чтобы зарифмовать ту или иную мысль, достаточно обладать музыкальным слухом и умением рифмовать. Книги стихов читают многие и знают, что есть такое понятие как ритм. Но ведь этого знания недостаточно для серьёзного автора! В теории литературы существует целый ряд разделов поэтики изучающих стихи: ритмика, строфика, фоника, рифма –  и ЗНАКОМСТВО с этими понятиями просто необходимо.
       Поэтика – это раздел теории литературы, в котором изучается структура произведений словесного искусства в её системных и исторических закономерностях. Кроме того, это ещё и система художественных принципов и особенностей какого-либо литературного направления или отдельного автора – поэта, прозаика. 
       Иными словами, поэзия – это целая наука. А раз так, то её необходимо знать, изучать. Конечно, можно писать стихи и без изучения теории стиха, но тогда насколько беднее будут результаты вашей работы, насколько медленнее вы будете двигаться вперёд, если вообще будете двигаться. Ведь в поэзии существует множество разновидностей стихотворных размеров, знать их необходимо, чтобы в своей работе избегать ритмического однообразия.
       А какие виды стиха существуют в поэзии?
Неужели это не интересно не только с точки зрения теории, но и  с практической стороны: ведь видов стиха, кроме тоники и силлаботоники существует ещё достаточно много - знать всё это интересно и полезно. Дело в том, что и наш отечественный русский стих не сразу пришёл к современной системе стихосложения. Самые ранние известные нам поэты. (Симеон Полоцкий, Антиох Кантемир – ХУП в.) писали вирши, то есть силлабические стихи, по польскому образцу. И только в начале ХУШ века была создана теория силлабо-тонического стихосложения. Все разновидности стиха использовались и используются нашими поэтами практически, а не просто существуют сами по себе. Например, тонический или акцентный стих, чем он отличается от других видов стиха? А возьмите строфику: существует не только четверостишие или двустишие; есть и пятистишие, и шестистишие. Или, вспомните, как строится сонет или строфы пушкинского Евгения Онегина. Теория в литературе, как и в других науках необходима, чтобы разнообразить поэтическое творчество, помочь авторам не инстинктивно, а осознанно, сделать своё творчество интереснее и качественнее.
       А какие виды рифмовки существуют в европейской поэзии? Чем европейская поэзия отличается от арабской или японской? Знания ещё никого не обременяли. Я повторял и буду повторять то, что говорил Пушкин устами Бориса Годунова:
Учись мой сын. Науки сокращают
Нам опыты быстротекущей жизни…
Сказано предельно сжато, но удивительно точно! Именно потому и ценна любая наука, что она помогает нам  идти вперёд, заранее зная, ЧТО уже было достигнуто человечеством. А ведь и в поэзии оставляет след только тот поэт, который не повторяет зады, то есть уже пройденное, а двигает искусство, хоть на полшага вперёд. Пусть ты создашь в поэзии только одну интересную рифму, это уже будет большой подмогой тем, кто идёт за тобой. Ещё в далёкой древности многие поэты оставили память о себе не только стихами, но и интересной строфикой: архилохова строфа, сапфическая строфа, спенсорова строфа и т.д. А вспомните более близкие нам примеры - онегинская строфа,  шевченковская строфика.

        Когда я был начинающим автором, я мечтал достать книгу по теории стиха, в надежде почерпнуть из неё некий секрет, который бы мне помог стать профессиональным поэтом. Сейчас, я улыбаюсь, вспоминая это, потому что давно уже понял, - никакого секрета в виде готового рецепта нет и быть не может.
         Я длительное время блуждал в потёмках, инстинктивно отыскивая свой путь в литературе. Теперь я понимаю, что тогда мне нужна была не книга по стихосложению (формально слагать стихи я уже умел), а нужен был серьёзный разговор о литературе вообще и о творчестве отдельно взятого автора в частности. Мне необходимо было понять ТОГДА, что такое СВОЙ ПУТЬ в литературе, СВОЯ ТЕМА. Я не знал ещё тогда, что средства (арсенал средств), которыми обладает литература, помогают авторам сделать свой язык более ярким, образным, красочным, сочным. Многого я не знал! Простого знакомства с хорошими стихами мне в то время было уже не достаточно, но необходим был толчок, помощь опытного друга, который бы  заставил меня по-новому взглянуть на творчество писателей-классиков, понять секреты их мастерства и оценить свой поэтический потенциал. Именно из-за этого процесс моего творческого роста затянулся почти на тридцать лет!
        Вот почему я веду свой «Большой разговор», вот почему ратую за знакомство начинающих поэтов не со сложными литературоведческими трактатами, а за чтение таких популярных книг, как рассказы Исаковского о своей творческой деятельности, как книги других авторов,* ведущих доверительный разговор писателя с начинающими литераторами.
    Повторяю ещё и ещё раз: в литературе каждый новый автор всегда использует достижения своих предшественников, и сам на их основе создаёт нечто СВОЁ, ОРИГИНАЛЬНОЕ, ибо без предшествующего опыта нет движения вперёд, нет прогресса! Последующие поколения поэтов также будут опираться, но уже на НАШ СОБСТВЕННЫЙ опыт.

*  Книги, рекомендуемые начинающим поэтам:
М.Исаковский «О поэтах, о стихах, о песнях»  (изд-во «Современник» 1972 г.); 
«ЖИЗНЬ СТИХА: как читать и понимать стихи»  автор Лев Тодоров (Москва 2000 г.);
«ЛИТЕРАТУРА КАК ВИД ИСКУССТВА»  автор З.С.Смелкова (Москва 1998 г.)


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.