Большой разговор Работа поэта

 
 РАБОТА ПОЭТА
Что такое поэт?
Вот как отвечает на этот вопрос толковый словарь:
«Писатель – автор стихотворных, поэтических произведений».
Вот как отвечает поэтический словарь: «Стихотворец». Сказано коротко и верно.

Но в жизни обычно встречается и другое выражение – человек пишущий стихи.
Конечно, мы можем сказать, что эти два слова являются синонимами одного и того же понятия - это тот, кто пишет не прозой.
Но почему-то Пушкина мы называем поэтом, а не стихотворцем.
Есть ли разница между этими двумя словами? А если есть, то какая?
Если различия между ними незначительные, то и говорить об этом не стоит. Давайте подумаем. В словарях на такое различие не указывается, но на практике оно существует, более того - играет очень существенную роль. Не всякого пишущего стихи, можно назвать поэтом. В народе существует даже такое презрительное выражение как виршеплёт(стихоплёт).
 
К большому сожалению, произведения таких авторов могут публиковаться в журналах и  отдельными книгами. Порой произведения эти написаны довольно гладким стихом и напоминают подлинные поэтические произведения, хотя таковыми и не являются. Именно поэтому необходимо знать, чем же ПОЭТ отличается от СТИХОТВОРЦА?
Разберём такое стихотворение:
Опять пришла весна, и птицы
К родимым водам и лесам
Из чужедальней заграницы
Летят по старым адресам.

Они зимой привыкли к Югу,
Но всё равно постичь смогли
Инстинктом древнюю науку,
Что лучше нет родной земли!
 
Вчитайтесь внимательно в каждую строчку. Много ли нового узнали вы?
Ничего, или почти ничего. Тема далеко не новая, но не в этом дело.
Единственное, что несёт содержание данного стихотворения, можно выразить словами пословицы: «В гостях хорошо - а дома лучше». Стоило ли ради такой простой истины городить весь этот стихотворный огород (8 строк!)?

В связи с этим невольно вспоминается другое похожее стихотворение, ставшее песней, где есть такие слова: «Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех!»; но прежде чем сделать такой вывод, автор показал весь трудный путь, пройденный советским народом в годы войны, поэтому и концовка рождается вполне логично и звучит возвышенно, гордо. Она как бы подводит итог всему сказанному в предшествующих строках. Это уже не пустая декларация, а живое, наболевшее чувство. Почему же одному поэту удалось выразить чувство любви к родине, а у другого это не получилось?

Всё дело в том, что один автор сделал это формально, а другой отразил собственное душевное волнение, которое при чтении передаётся и другим.
Отсюда можно сделать вполне обоснованный вывод: ПОЭТ – это человек, который в каждом произведении оставляет частицу своей души, а не просто зарифмовывает нечто.

Поэт - пишет стихи сердцем, а стихотворец - умом.
Поэт даже в маленькое произведение умеет вложить большое содержание, заставляя читателя серьёзно задуматься о многом. Например:
Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу тревожить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Казалось бы, как исключительно просто написаны эти стихи, но почему же они столько лет волнуют каждого читателя?
Да потому, что за этими строками скрыт глубокий смысл, большое чувство.

У стихотворца всё заключается только в более или менее ловком зарифмовывании определённого содержания, которое с лёгкостью можно пересказать в прозе. Большего от него и ожидать невозможно.
 
К сожалению не каждый истинный творец осознаёт себя таковым.
И это мешает ему развить свой талант в полную силу. Я это говорю к тому, что ложный стыд так же вреден для пишущего, как и излишнее самомнение. Повторю, поэтами люди рождаются, (будучи наделёнными божьим даром от природы), а не становятся ими, обучаясь в литературном институте. Литературный институт даёт только общую культуру. Иной поэт от природы знает и умеет гораздо больше, чем литератор с дипломом. И как обидно видеть (и у нас на сайте тоже), что талантливый человек мучается комплексом неполноценности, неуверенности в себе, видимо не находя поддержки со стороны. Хочу верить, что мой «Большой разговор» явится такой поддержкой всем серьёзным авторам.

Размышляя о работе поэта, Маяковский в одном из своих стихотворений как-то сказал:
Изводишь единого слова ради,
Сотни тонн словесной руды.
Я думаю, он имел в виду, не только поиск одного необходимого слова, он имел в виду всю работу поэта.
 
Работа поэта, это нелёгкий, ежедневный труд, однако, только гении способны содержать себя и семью своим поэтическим трудом. Большинству поэтов приходится мириться с нуждой или разрываться между поэзией и какой-то другой работой ради заработка на жизнь. Поэт Долматовский советовал в одном из своих писем молодому токарю, который хотел бросить работу на заводе и стать профессиональным поэтом: "Я считаю, что творчество для заработка – огромная опасность именно для творчества. Поэт теряет свободу, теряет крылья, он должен обязательно писать и непременно печатать стихи. А если не пишется? Вот не пишется, и всё. А если два года писал поэму, а когда дошло до заключительной главы, почувствовал, что надо переписывать заново, мысль ушла не туда, есть провалы?
А если в издательстве "зарубили" вашу рукопись? Ну не зарубили, перенесли в план следующего года? Я не пугаю Вас, а перечисляю те обстоятельства, которые возникали у многих моих товарищей и у меня, сопровождали меня на всём – довольно длительном литературном пути. Так сказать, делюсь горьким опытом".
 
В статье "Как делать стихи" Маяковский описывает свою работу над стихотворением о Есенине. Прочтите, как обрадовался автор, когда сумел к слову "трезвость" подобрать хорошую рифму! Значит, труд поэта может и должен быть удовольствием.
Это именно так. Сколько раз я писал стихи, где надо было найти рифму к слову "лужа" и не просто первую попавшуюся, а новую, оригинальную! И я тоже радовался своим находкам.
Радуешься, не только находя рифмы, но и находя оригинальные повороты в сюжете, находя интересные концовки. Вся работа над стихом полна таких небольших, но очень необходимых радостей.

Когда пишешь и чувствуешь, что ещё не окончен один куплет, а в голове уже возникает новая мысль, новое четверостишие, тогда ты можешь смело говорить, что стихи удались.
Так бывает не всегда, но бывает. И это тоже радость!
Трудность работы над стихами искупается конечным результатом. Конечно, отличные стихи пишутся не каждый день, но работать надо ежедневно, кропотливо! Тогда и удачи будут чаще. Говорить о сложности поэтического труда нужно только с молодыми авторами, для опытного поэта такая работа – радость, особенно в преодолении трудностей формы и содержания.

Но работа поэта не ограничивается только написанием стихов.
Стихотворение - это итог длительных размышлений, споров с самим собой и с другими авторами, которые, может быть, тоже писали на эту тему. Это как бы своеобразное состязание. Интересное, достойное каждого мастера. Так соревновались в ХУШ веке три автора: Сумароков, Ломоносов и Тредьяковский, перелагая с церковно-славянского на русский один из псалмов. Пушкин и Жуковский на спор писали поэмы.
"Победителю ученику от побеждённого учителя" – так написал Жуковский на своём портрете, подаренном Пушкину, словно подводя итог их соревнованию.
Это и для нас хороший пример для подражания!
 
Поэтические соревнования проходили и у средневековых поэтов: трубадуров, мейстерзингеров и т.д. О состязании поэтов Востока мы можем узнать из айтысов Джамбула - это очень интересная, удивительная форма творческого соперничества, когда один поэт, сложив первые строки песни, передаёт домбру сопернику для продолжения темы.
Таким образом, во все времена поэты старались превзойти своих предшественников, сделать новый шаг вперёд по пути развития литературы, и в то же время они не стеснялись учиться друг у друга: перенимая новые формы и жанры стиха,способы раскрытия темы.

Человек (любой специалист в чём-то) может сделать только то, что он может и никакие искусственные стимулы не повысят качества его работы; только лишь осознанная самим человеком необходимость роста с целью повышения планки своих возможностей может расширить диапазон этих возможностей.
В творческой жизни поэта существует два этапа зрелости:
 I - зрелость ума; что даёт человеку власть над формой стиха.
II - зрелость души; что даёт ему власть над содержанием

В заключение, ещё одна важная мысль:
"В литературе надо работать с опережением" (Базаров).
Сейчас наше общество больно. А когда оно пойдёт на поправку, то литературные произведения (да и вообще произведения искусства) будут поглощаться в большом количество, подобно тому, как выздоравливающий человек утоляет голод.


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.