Химера. 1
Алишера Навои:"Стена Искандера".
В день ясный возлежа на ложе
с венцом миртовым на челе
Понежась ветерком пригожим
с похмелья царь ел талый снег
Кружились бабочки медянки
под кровлей резвым косяком
Две полногрудые хеттянки
поили сердце молоком….
Однажды Александр воин
достойный всяческих похвал
Средь вдохновенных им героев
играя в кости, рассуждал:
«О сколько раз, о крае мира
я испрошал у мудрецов
Да всё невнятно, плоско, сиро,
прудят в наперсток озерцо!
Что-то о капсуле стеклянной
Мемфисский жрец мне как-то плёл
О медном небе, великанах,
какой-то напевал осёл
Не Каллисфен с утра ли пьяный,
благо, сожрали его вши!?
Но отчего бы как ни странно
вопрос никто не разрешит?
Даже лисица Аристотель
давал уклончивый ответ
Так помню как-то на охоте
он вывернулся из тенет
Что я расставил бесподобно
Старик, – разбил мою игру
И ощутив неловкость оба
мы разом охладели вдруг…
Тот жаркий спор меня голодным
оставил с думой навсегда
Найдите мне кого угодно,
отчет немедленно сюда!»
Царь топнул тут же по капризу
вспорхнули крыльями гонцы
Из голубиной почты сизой
покинув тесные ларцы….
Тогда в первопрестольном Раги
ещё во времена мидян
Святые обитали маги
они хранили аташдан
Слагая гимны Ахурамазде
у вековечного огня
Так жили счастливо и праздно
до выше названного дня
Но видно было их блаженство
невыносимо духу зла…
И вот прослыв об их степенстве
царь в Ктезифон жрецов призвал
Уведомлен о лестной славе
сулил великие дары
Лишь только бы они сказали:
«Где грань, что делит на миры
Часть обитаемой вселенной
И неужели свет во тьме
Громадины бесплотной, тенной
в предвечном вертится огне…
А то, что здесь бы мы назвали
как жизнь ли сущее ли кров;
Мы – только временно наспали,
и то лишь в образе богов?»
Засим, желая убедиться,
царь размышлял и дул винцо
И вот в покои вереница
ввалилась знатных мудрецов
Вошли три старца неказистых,
тут Птолемеос Лаг зевнул
Завыли нудные флейтисты,
тогда по-скифски отхлебнул
Из полной чаши сын Филиппа
и с поволокою в очах
Античным жестом знаменитым
откинул голову в плечах
«Я жду?» – Томленье означало
развязку чуять невтерпёж
Жрецы торжественно мычали:
«Край мирозданья – это ложь!»
Любезно царь осведомился:
«Затем проделали вы путь
Чтоб с этой истиной явиться?»
Тут треснул он с размаха в грудь
И навзничь старца опрокинул
Потом повесить всех велел
И долго ещё с пеной винной
у рта на «гнусный край» шипел….
* * * * *
Мораль ясна. Как бы ни праздно
рядила истину молва:
«Ложь – крайний довод. А маразм,
для лжи – высокие слова!».
*( Каллисфен - философ, сопровождавший Александра Великого, во время его похода в Азию. Был по навету заточен в тюрьму, где и погиб. Раги - Рей, древний город на севере Ирана, центр Зароастризма, Окраина Империи - Великого завоевателя.
Маги - мовбеты, хербеты и т.д. жрецы капищ огня.
Аташдан - алтарь в храме огня, где справлялся культ огня.
Ахурмазда - Бог добра у Парсов. Ктезифон - столица Ахеменидской державы завоеванная Александром.
Излагается Пифагорейская, и Орфическая версии - Древнегреческой космологии. Птолемеос Лаг - диадох Александра, будущий царь Египта, молочный брат Македонского, один из наиславнейших фатов того времени.)
Свидетельство о публикации №102040200335