Эхо Шабустари
ибн Абдулкарим (1287–1320) – азерб. философ-пантеист.
Филос. поэма М. "Цветник тайн" ("Гюльшан-и раз", Тебриз,
1848/49; Шираз, 1954) была переведена на англ., нем.,
франц., тур., частично на лат. и итал. языки. Выступая
против платоновского раздвоения мира, М. писал, что "мир
есть единое (существо)" ("Гюльшан-и раз", с. 11), хотя
"бытие внешне проявляется во множественности, оно едино
внутренне" ("Гюльшан-и раз", с. 38). Бог и природа, по его
мнению, составляют единство; бог имманентен природе и
неотделим от нее. Примыкая к аристотелизму в рассуждениях о
форме и материи, М. вместе с тем писал, что "форма без
материи, так же как и материя без формы, кроме небытия,
ничего не означает" (там же, с. 29), а "все вещи в мире
состоят из этих двух видов небытий" (там же).
С начала до конца наш мир – зерцало,
Сияющие солнца в каждой точке,
В любой из капель сотни океанов,
Вглядись в песчинку – бездна в оболочке.
Ядро зерна, что сотня урожаев,
А в семечке содержатся миры,
В зрачке глазном все звезды распознаем,
В биении любых сердец - лишь Ты.
((()))
Противоречием проявляются все вещи,
Но нет подобия для Бога даже в речи.
((()))
Не выдержит разум блеск Лика Его,
Иные глаза отыщи для того…
((()))
Небытие – зерцало, а мир лишь отраженье,
А глаз у отраженья – та личность, что в движенье.
((()))
До появления тебя творились действия твои.
Тебя избрали для того, чтоб их свершать в твоем пути.
((()))
Когда в душе сомнения исчезли,
Есть знание Единого и бездны.
((()))
Мышление – прекрасное движение
От лжи до светлой истины, узрение
Всеобщего в мельчайшем, частном виде.
Рожденье абсолюта на планиде.
Когда в душе возникло представление,
Его воспоминанием назвали,
Затем образовалось размышление,
Оно – самопознания скрижали.
А вдумчивость мышление родит,
Непознанное познанным явит.
Изречения суфиев, музыкальная страничка -
http://sseas7.narod.ru/39.htm
Свидетельство о публикации №102030900299