Пророк и Учреждение
Председатель:
Итак, дамы и господа, ЭТО свершилось! Первый в истории контакт с НИМИ, первая прямая трансляция ОТТУДА! Но для начала – разъяснения нашего Научного консультанта.
Научный консультант:
Как нам всем теперь известно, -
всё их Царствие Небесное,
укрываясь в отдалении
в (n+1)-ом измерении
от трёхмерного в основе
мира скверного земного,
с ним давно пересечения
не имеет никакого.
Все мы знаем, - их законы,
при Творении учреждённые
для безжизненных явлений,
тел бессмысленных движений
в поле наглых притяжений
под надзором уравнений,
модных вычурных учений, -
не имеют никакого,
ни малейшего значения
в ихней сфере безразмерной,
невесомой, с беспримерной
скоростью распространения
мысли, духа,
в мир материи гниющей, скоротечной,
и которой нет и духа
в том их крае,
ненормально вечном… Что такое? Какого чёрта...
Председатель:
Прошу простить меня, конечно, но, кажется.… Ах, я в таком волнении… Итак, - впервые! - отчётливое сообщение... и изображение... – в обратном направлении! - (вслушивается)… Какое-то предупреждение. У них случилось нечто, настолько выходящее из ряда вон, что этому как раз и будет посвящён их трудный, горестный рассказ, причем начнут они сейчас с давно затерянных библейских тех времён о некоем недавно только рассекреченном там Учреждениии…
2. УЧРЕЖДЕНИЕ. БИБЛЕЙСКИЕ ВРЕМЕНА
Трое Советников
1- ый: Хоть Бог велик и страшен,
всеведущ, вездесущ,
но тут не смог без нас он…
2-ой (ехидно): Хотя и всемогущ.
3- ий: Тогда, когда приходит
к концу его терпение, (в зал):
мы те, кто вас подводит
под меч и истребление!
2- ой: Мы те, кто по приказу
нашлёт чуму, проказу,
разбой, опустошение,
разруху и раздор
1- ый: За Господа забвение!
2-ой: За злоупотребления!
Все (с восторгом): Мы те, кто в исполнение
приводит приговор!
1-ый: Кто чем живёт и дышит,
не стоит и таиться,
2-ой: Вас знает, видит, слышит
небесная полиция!
3-ий: Служить мы будем с рвением
Господним интересам, -
вооружённое Учением
Воинство Небесное!
1-ый: Кем был там, не едино ли,
вельможа или раб,
Все: Здесь Господу Единому
мы - генеральный штаб!
3-ий: Без сентиментов лишних,
двусмысленных теорий,
мы правила распишем
игры людей в историю
1-ый: Мы можем, Боже, лишь тебя
и чтить и постигать,
на тех, кто там (указывает в зал)
2- ой: Хоть и любя…
1-ый: Нам, в целом, наплевать
3-ий: Пусть боль и страх земных дорог
там до конца пройдут,
ведь понемногу…
2- ой: И в итоге…
3- ий: Все мы будем тут!
1-ый: Что столько пережили мы,
здесь числится за честь,
Все (истово): Той жизнью заслужили мы
доверие и честь!
3-ий, адресуясь к Новичку, в полном отчаянии слушающему эту тираду под
конвоем Сотрудников:
Не жди же снисхождения
от бывших соплеменников,
погрязший в преступлениях
жестоковыйный сброд!
1-ый: Навеки станешь изгнанным,
на плаху Божью призванный
себе на горе избранный
подопытный народ!
3-ий: Готовься же к походу,
как в Замысле отмечено,
выправить природу
рода человечьего
1-ый: На скотскую породу
с шутовскою короной
натянем мы с намордником
узду Его Закона!
Новичок:
Ну, как вам это нравится - только я избавился от жизни той постылой, и вот - Господня милость и тут меня настигла... Нет, вы только подумайте - стать с цепи спускаемым на народ мой Божьим псом, добродетельным доносчиком и праведным палачом!
Добрый Сотрудник, (Новичку, проникновенно):
Послушай, почтенный, твой страх и смятение
возможно, конечно, понять, -
беречь своё стадо от разорения,
и тут - самому разорять?
Но с другой стороны, - что же поделать,
ведь чтобы достигнуть Цели,
кто-то же должен для Него делать
святое чёрное дело?
Кто-то же должен здесь воплощать,
с нами в согласии дружном,
когда решит Он вдруг покарать
когда и кого нужно?
Уж больно высок стал Его пьедестал
для наших жестоких проблем,
(Оглядывается по сторонам, понизив голос, доверительно)
к тому же слишком чувствительным стал,
будь Он благословен,
Стал неуверенным, стал колебаться,,
нежничать и сострадать,
начал смягчаться и сомневаться,
и, не поверишь, - прощать!
(Выпрямившись, со сталью в голосе)
Но мы-то, рабов Его гвардия преданная,
на всё готовых идти,
мы не дадим уйти с предначертанного
Им
самим
пути,
Всё сломим и скрутим, а после построим,
в крови,
в слезах,
в огне,
Царство Господне, чего б им не стоило,
на грехом объятой Земле,
(участливо):
Послушай, почтенный, ты спросишь наверно,
за что же именно ты,
разве не ты настрадался безмерно
по ту сторону черты?
Разве не прожил для Бога безропотно
подлое это житьё?
Не заслужил ли ты больше, чем кто-то,
мир и небытиё?
Но с другой стороны, рассуди по достоинству, -
опыт и знания важны,
а познал ведь ты их, - ну, просто до тонкостей,
(сухо):
и такие
нам
нужны.
Не грешил, скажешь ты, ни душой и ни телом,
но мы с тобой знаем и сами,
(внушительно):
что грязное дело
нужно делать
чистыми руками.
(Всматривается в Новичка и, недовольный, делает знак Недоброму Сотруднику)
Недобрый (лениво):
Смотри, не упорствуй, брат, не лукавствуй,
ведь к нам желающих тыщи,
а то угодишь в то самое царство,
что для не-как-надо-мыслящих,
(Гремит):
Туда, вместе с Господа злыми врагами,
к Отступнику самому!
и если сегодня пойдёшь ты не с нами,
то завтра пойдёшь к нему!
(С издевкой)
А прохлаждаться там, брат, между прочим,
совсем нелегко без сноровки,
жарковато, знаешь ли, что-то уж очень,
накалена там обстановка,
Да я и врагу пожелать бы не смог
в ихних краях очутиться,
займёмся и этой, дай только срок,
чёртовой оппозицией.
Добрый (останавливает знаком Недоброго):
Зачем же ты шлёшь его к душам тем павшим,
он-то ведь им не чета,
разве не видишь ты, - он ведь из наших,
преданность – наша черта,
(пылко):
Будь с нами, раб Божий, страдалец и странник,
это ведь твой удел,
а если от дел тех совсем тошно станет,
вспомни её, - Цель!
Председатель:
Нам только что сообщили, что личность Новичка должна быть нам известна, ещё при жизни он считался у них пророком… Связь, кажется оборвалась… Ага, теперь они передают, что прошли долгие столетия, пока не наступила Великая Небесная Революция
3. ВЕЛИКАЯ НЕБЕСНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Жители небесные:
1-ый, мечется по сцене:
Боже, что происходит, что происходит...
2-ой: Что происходит?
1-ый: Все жители небесные,
Томясь от неизвестности,
И в трепете и страхе,
И в ожидании краха,
Даже в преисподнюю
Готовы опуститься,
Хотя бы там укрыться
От гнева от Господнего!
2-ой: А на кого Он гневается?
1-ый тыкает пальцем вверх.
2-ой: Неужели на Учреж...? А за что?
Входят 3-ий и 4-ый.
3-ий: Будто сами не знаете. За то, что вознеслись в беспечном самомнении,
пьяные от власти, от храмовых курений,
4-ый: От кровяной вони жертвоприношений,
3-ий: От злобного восторга всенародных избиений,
4-ый: От ошалелых толп бесмыссленных молений,
внимаемых с насмешливым и злым пренебрежением,
3-ий: За вялое, бездушное глухое нерадение,
с которым исполняются Господние веления,
4-ый: За то, что перестали пророчества сбываться,
3-ий: Убийства и насилие стали окупаться,
4-ый: Награждают праведника разорением и кнутом,
3-ий и 4-ый: За то, что на Земле Гомора и Содом!
3-ий: Друзья! Безудержно и самозабвенно правя и помыкая Божьими созданиями, мы развращаем себя и учимся земным мерзостям. А посему -
Только полное отделение,
Высших сфер сепаратизм
Оградит нас, без сомнения,
От тлетворного влияния снизу.
4-ый: Богу - небеса,
А Земля - землянам,
Живи отныне сам,
Блудный сын Адама!
Сцена наполняется, реют голубые знамёна. Толпа скандирует:
Достаточно, довольно!
Сулить и понукать,
Увещевать, уламывать,
Страшить и ублажать!
Достаточно, довольно!
Следить и принуждать,
Указывать, навязывать,
Вести и направлять!
Достаточно, довольно!
Лишать и воздавать,
Наказывать, одаривать,
Казнить и избавлять!
3-ий: Довольно наглядного воспитания свыше,
вылезай, Народ, из детских штанишек!
2-ой: Кажется впервые Он
С тех детских дней Творения,
Вручил венцу Творения
Самоуправление
3-ий: Гнев Господний готов уже отлиться
В новые Заветы и Указы,
Чтоб могли мы как-то защититься
От греховной человеческой заразы
Вбегает Мальчишка, разворачивает свиток и зачитывает:
Новости Мироздания!
Чрезвычайное сообщение! Впервые под луной!
Отныне и до следующего указания!
Суд и расправа
Над каждой душой,
Над каждым разумным созданием,
Будет на право
Входа в мир для неё иной,
На ранг и на место
В Царстве Небесном,
Право души на рождение снова
По результатам отбытия
Срока её земного!
Того, кто был милосердным,
Хотя по Закону жил,
Того, кто не был лицемерным
Хотя добро творил,
Того, кто жил по чести,
По средствам и по совести,
Ждут в Царствие Небесном
Ну, просто райские условия!
1-ый: Ура! Ведь это решение труднейшей из социальных проблем: кто был там ничем, здесь может стать всем!
2-ой: И именно тем когда-то создаст страшнейшую из проблем.
3-ий: А сейчас прослушайте ещё одно важное сообщение. Отныне праведники всех народов, а не только Богоизбранного, станут Единому Богу рабами Его признанными.
4-ый: То, о чём мы говорили,
То, о чём каждый мечтал,
Наконец-то сбылось,
Наконец-то свершилось,
Да здравствует первый в посюстороннем мире
Небесный Интернационал!
1-ый: Давно пора! Хватит, покомандовали,
Въевшиеся в души к нам
Острием занозы,
Всё прибравшие к рукам
Души горбоносые,
Привыкшие, что всё для них даром, на халяву,
Господа любимчики, цадики картавые!
Толпа постепенно расходится.
5-ый: А что же станет с Его народом?
6-ой: Гулять пойдут, родимые,
По свету, на свободу,
Чтобы кострами казнимых
Стать светочем народам.
На долгие века
Придётся побыть гонимыми...
5-ый: Но для чего?
6-ой: Пока этого не знает никто,
(Оглядываясь и понижая голос)
Уж очень пути Господние стали неисповедимыми
(И совсем тихо)
А ещё говорят, надоело Ему
Заниматься делами мирскими,
И передаст их все тому,
Кто станет Ему за Сына.
5-ый: А что же будет с бывшими?
6-ой: Что ж, лишними стали бывшие,
и всех их с почётом и песнями
спровадят на райскую пенсию.
4. РАЙСКАЯ ПЕНСИЯ
Ряд клеток, над ними плакат с надписью: "Рай 2-го класса". В одной из клеток - Пророк. Вдали - цветные рекламы: "Рай 1-го класса", "Рай для VIP".
Пророк:
Подумать только, - с юных, отроческих лет навязать мне роль провидца
и вместо холодной рассудительности и равнодушной созерцательности
дать очевидцу грядущих бед, грядущих дней, сердце матери бесчисленных детей, столь терпящих от Его руки за безрассудства и грехи,
незамечаемые у других.
- Зачем же, Господи, ты сделал так? – спрашивал я его не раз, - ведь видишь ты - мукам моим нет конца. Смотри, - до края дошёл. А Он мне:
- Сильнее, чем грозный окрик отца, их жжёт материнская боль.
Как когда-то я завидовал им, имеющим глаза - и не видящим, имеющим уши - и не слышащим, прячущимся в тени неведения, где всё под сомнением,
к чёрту, не жаль,
всё дело везения -
там в неведении,
туманна безвременья
мирная даль.
Но ясность несказанная
мести заказанной,
ах, ясность несказанная
ложных начал,
причин и последствий
связность доказанная,
как знанье навязанное
множит печаль!
А Он мне, - мол, глупо быть крепким задним умом и всё растолковывать задним числом, ведь души людей поразит навсегда лишь горько оплаканная - задолго - беда.
Что ж, – мудро излагает всеведущий Господь, и путь свой продолжает
возлюбленный народ, и снова на дорогах падают навзничь,
и снова над народом свистит Господний бич…
(Вдоль клеток медленно проходят посетители: знатные дамы и господа в роскошных одеждах разных стран и эпох, скучающе заглядывая в Библию и получая беззвучные разъясенния от гида).
Пророк:
Вот так - из года в год, из века в век, из рода в род, в унизительном бессилии, в ненужности и безделии, знать, что рабы рабов твоих с лихостью и веселием в охоте на детей моих, и нет для них спасения ни в городе, ни в поле, и нету мне безумия, и нету мне забвения... Вот она, какая, - райская моя доля...
Председатель: И снова поползли века и тысячелетия, пока не наступил Век Великих Свершений.
5. ВЕК ВЕЛИКИХ СВЕРШЕНИЙ.
Пророк:
Пропустите меня к Нему, впустите меня. (Прорывается, но дорогу преграждают Советники). Останови их, Господи, ибо не было такого с начала времён. Приблизился конец наш, дни наши исполнились. Девы и старцы лежат на земле, юноши падают от меча, никто не спасётся, никто не уцелеет. Обесчадил меня меч, а дома - как смерть. Сором и мерзостью сделал Ты нас среди народов. Разинули на нас пасть все враги наши. Ужас и яма, опустошение и разорение - доля наша. Рабы господствуют над нами, и некому избавить нас от руки их. Око моё изливается и не перестаёт, и нет мне облегчения... Спаси, Господи, остаток народа своего!
Вперёд выступает Нацистский Советник:
Да славен будет всемогущий Господь,
Сотворивший Землю и немецкий народ,
Регалии и реликвии
И фюрера великого!
А ты, пророк злочастный, слушай. Разве не вы сами в своих лицемерных молитвах признавали (предъявляет молитвенник в качестве вещественного доказательства), что были вероломными, грабили, злословили, кривили душой, творили зло, беззакония и насилие, клеветали, насмехались и изменяли, беспутничали и преступали, преследовали и упорствовали, вредили, портили и врали, сбивались с пути и предавали.
И вот ныне мы, германская колония небесная,
шлём на вас нашего фюрера - мессию,
И можете быть совершенно уверенны,
Очистит он Землю от всяческой скверны,
Истребит он и его люди
Вас, как крыс, фарфлюхте юден,
Докажем мы Господу
родному нам,
Что только нация
цивилизованная,
Чистоплотная
и образованная,
Давшая Гете
и Бетховена,
И разных прочих, тоже видных,
Решит проблему в окончательном виде,
И другие народы станут бесспорно
Служить нам преданно и с восторгом,
Ибо в орденунге нашем немецком,
Как в самом насущном хлебе,
Нуждаются на Земле,
(Смотрит мнгозначительно в сторону других советников)
Но больше всего - на Небе.
Слово берёт Советский Советник. Читает по бумажке:
Гениальнейший вождь всех времён и народов
Шлёт свой братский привет
Тебе, именуемый Господом Богом,
(Всматривается в записку, смотрит вверх, снова в записку и вздыхает)
Которого, разумеется, нет.
А что касается орденунга,
То мы не против, конечно,
Помочь коллегам, чтоб орденунг
Восцарился для них навечно.
Для начала славная армия наша
В точности, в срок, по порядку,
Отправит всех
солдат высшей расы
В царствие
безвозвратное,
А взамен те, что там уцелели,
С неумолимым педантизмом
Нам воплотят для Высшей Цели
Идеи наших измов.
И тогда, стиснутым в стальной кулак
И братской любовью объятым,
Придётся быть счастливым всем подряд,
(Пророку, приветливо):
И даже твоим, брат, пархатым.
Делает кому-то знак. Хор:
Страны Советской правильные, нужные евреи,
Своей могучей Родины верные сыны,
И, претворяя в жизнь и в смерть бессмертные идеи,
В семье народов братских мы особенно равны.
Советский Советник (даёт знак отключить хор):
И станет всем ясно, кому передашь
Власть над белым светом,
Ты, всёдающий Господи наш,
(Всматривается в записку, смотрит вверх, снова в записку и вздыхает)
Которого, разумеется, нету.
Католический Советник (скорбно):
Как можешь Ты слушать, Господи,
Этих бесстыжих безбожников,
Что лживыми их речами
Играют безумной толпою,
Чтоб овладеть Землёю,
А после и Небесами,
Зачем отобрал Ты могущество
У нас, единственно истинных,
Чтущих Тебя, Триединого,
И Сына Твоего единственного?
А ты, великий пророк святой,
Гляди, как этот сброд
Ведёт народ твой на убой,
Как бессловесный скот.
(Мнётся)
Конечно, и мы сил не жалели
Доставить вам муки безмерные,
Но только затем, чтоб уразумели,
Какая из вер – верная.
А что до тех, кто не осознал
И добрых советов не слушал,
Сжигали мы их живые тела,
Но чтобы спасти их души!
Советский Советник:
А мы, марксисты, - против всё же,
Чтобы это нацменьшинство
Полностью было уничтожено,
(подумав):
Хоть и есть, конечно, за что.
Католический Советник:
За то, что в души наши вливали
неувереность и сомнения!
Нацистский Советник:
За то, что нашим проклятием стали,
большевистско-буржуйское племя!
Советский Советник:
За то, что хитростью изловчались
отхватить побольше всего!
Католический Советник:
За то, что нашего Бога распяли,
Нацистский Советник: За то, что нам дали Его!
Престол, Советники, - всё исчезает. Пророк остаётся один.
Пророк:
Ну где ж Твоё слово, Господи,
Суд, приговор, совет?
Ни грозы, ни стона, ни горести,
(задумывается) :
А может и впрямь Тебя нет?
Тут кто-то подходит к Пророку и что-то шепчет ему на ухо. Пророк с любопытством и недоверием осматривает его со всех сторон. Надо отметить, личность довольно странная...
6. СТРАННАЯ ЛИЧНОСТЬ
Странная личность (весело смеётся):
Ну от тебя, пророк святой,
Не ждал предвзятости такой,
Ведь знаешь сам, что род людской,
Тебя, меня и нам подобных,
Непонятых и неудобных,
Клеймит насмешливо, жестоко,
И это правило,
Кого шутом, кого пророком,
Но чаще дьяволом,
Любого, между прочим, рода,
Врагом небес, врагом народа,
Веры истинной, свободы,
Антихристом, антиподом,
Анти-чем-то-где-то-в-чём,
Врагом всего людского рода,
А равно классовым врагом.
Пророк:
Но ты ведь, говорят, к тому ж,
ещё и погубитель душ,
и скупщик их бессовестный, -
богатством, славой и удачей
готов платить…
Странная личность:
И много трачу
на эту груду антиквара,
коллекцию людской вины,
но вот задача, -
уж чересчур коварным
должен показаться
смысл пропасти
между никчемностью товара
и непомерностью цены.
Пророк:
Вдобавок, ты же искуситель,
и совратитель, и растлитель…
Странная личность:
Каких-то истеричных дур,
хоть из семей приличных,
не то Тамар иль Маргарит,
иль как их там,
что просто нелогично, -
признаться, весь этот бедлам
не очень злит,
пожалуй, где-то даже льстит.
Но из-за злых и лживых сплетен
я растерял всех, с кем дружил, -
таких врагов себе нажил,
такие головы вскружил,
и так скандально стал приметен,
что вскорости прослыл
вселенским духом лжи и зла…
Пророк:
Причём, в обличии козла -
копыта, безобразный хвост, рога…
Портрет, признаться, незавидный…
Странная личность:
Вот это, милый, и обидно.
Ну, надо же придумать так,
и пялится народ-дурак…
Пророк:
Но это - мелочи, пустяк…
Странная личность:
Так ведь неловко, стыдно,
и незаслужено, -
ведь даже ты, что так умён,
хвоста на мне не обнаружив,
был удивлён.
Пророк: Итак, ты стал всеобщим пугалом.
Все против, все подряд, все заодно,
всё валят на тебя, обруганного…
Странная личность:
А это пошло, тон дурной,
(предостерегающе в зал): и - не смешно!
Ты, верно, думаешь, родимый,
вот дурит, супостат, меня,
так много дьявольского дыма,
и без огня?
Пророк:
Так было дело? Не без того?
Странная личность:
Но началось-то всё - с чего?
Да, я был против Плана.
При всей ослепительной его безмерности
я видел в нём изъяны недостоверности,
неопределённости зловредной роли,
зависимости всей затеи
от рулетки
распоясавшейся свободной воли
и разыгрываемых в ней
небесных и земных путей.
Да, я был против Плана.
Даже упоминания в нём не было, -
как ограничить хоть в чём-нибудь страдания
приручаемой в земном загоне
к урокам Божьего Закона
породы мыслящих двуногих,
избранной им среди многих
причудливых его созданий,
рассеянных по Мирозданию.
Пророк:
И всё ж, как мог ты осудить
Творение?
Как мог ты против быть
Возникновения?
Ведь Божие законы для Господа не писаны,
как и для земных учёных в их опытах над крысами!
Странная личность:
Так, значит, на него я -
лишь клевещу?
Я козни строю,
хитрю и мщу,
я говорю от злости
и бессердечия?…
А зря, ведь просто
я – Дух противоречия.
Но это так лишь потому,
что против я всего,
противник я всему,
в глаза и за глаза,
но только, когда другие – за!
Чтоб мысль сонную растормошить,
и чтобы смыть всю ржавчину с сознания,
до боли чувства заточить,
здесь нужен я, - как полюс отрицания.
Стареющую душу
из сладостных помоев самомнения
вытащу на сушу
я - Дух сомнения,
Дух неуверенности,
Дух малодушия.
Предохраняю от гниения,
коросты твёрдых убеждений,
слепой послушности,
от мании повиновения,
аллергии предубеждений,
синдрома веры простодушной.
Пророк:
Речь превосходна, вне сомнений.
Но всё ж, какая выгода от этого народу?
Странная личность:
Бывает, посещаю мимоходом
особо трудных пациентов,
и знаешь, поправляются мои клиенты
по окончании обхода.
Вот, погляди, уже ворочается
там, на дыбе бессонной ночи
среди простынь сухих и мятых,
непроницаемый когда-то,
а ныне - весь с собой в раздоре,
судья - пред подписаньем приговора.
И мечутся, разодранные в клочья,
стихи самовлюблённого поэта.
А бравый генерал, всех звавший к бою,
уже не кажется таким героем,
растеряно бродя по кабинету.
И опускается рука
с зажатым пистолетом
с виска
бедняги – игрока.
А этот, - счастливчик, весельчак,
везучестью вгонявший всех в тоску,
внезапно сдавши, просто так,
подносит пистолет к виску.
А вот они, - особенные,
редкая особь
исторических особ,
очень приспособленных,
и на всё способных, -
страстью к власти одарённых,
неизменно непреклонных,
несгибаемых таких,
сроду не сдающихся,
никому, ни при каких,
даже мне не поддающихся,
и учащих других,
что и как,
а если что не так,
то почему так нужно,
а главное, что дружно
за собой толпу ведущих
к очень важному,
зовущих,
делать что-нибудь такое,
очень нужное, большое,
для чего-то, впереди, вдали,
или у себя, здесь,
в глубине, внутри,
и за это беззаветно
всё отдать, всего себя,
и безответно
всем пожертвовать
ради
и во имя
этого
самого,
светлого,
святого,
заветного,
ведущего дорогою прямою
в дерьмо очередное,
которое я им готовлю
с особенной любовью,
чтоб окунуть их с головою
в своё, родное...
Пророк:
Постой, но ведь в глазах людей
тебя всё это губит…
Странная личность:
Увы, народ, он - дуралей,
и он меня не любит.
Да и за что меня любить? -
ведь сам не в силах я
что-нибудь творить,
что-то путное создать,
и все мои усилия –
только б насолить,
только б оплевать, -
только зубоскалить
над святынями готов,
загадить пьедесталы
прославленных столпов,
разъедать основы
незыблемых основ, -
на всё это готовы
мной вооружённые
до коренных зубов,
пятые колонны
внутренних врагов
совести их усыплённой,
врагов смертельных нарцисизма,
которого так не терплю
я - Демон скептицизма,
что алилую никому не пропою,
даже себе, тем более – Ему.
Пророк:
А Он ?
Странная личность:
А Он и не в обиде
на дьявола придворного,
шута его бесстыдного,
кто прихоти его,
и очень даже спорные,
так рьяно исполнял
с немыслимой проворностью,
что репутацию свою,
и так-то незавидную,
надолго подорвал,
когда огласку получило
дело Иова,
мученика святого,
безобидного,
а, между прочим,
я-то лишь
приказы исполнял,
послушно,
по малодушию,
но кто сегодня станет слушать,
кто их отдавал?
На этом кончилась моя карьера,
Я был Им сослан
На периферию,
Не то заведующим,
Не то премьером,
Самого сомнительного заведения
Во всей Его Империи,
Наследство грозного когда-то
Учреждения,
В котором ты служил, мой друг,
В то время,
И вот - концлагерь бесконечного размера
Для душ дурного поведения
Был отдан мне Им -
В вечное владение.
За службу беззаветную,
Бесцельную тяжбу,
За дружбу безответную,
За честную вражду,
Вот она, награда –
Стать владыкою великим
И исчадьем Ада,
Мишенью для искусных
Стрел карикатуры,
Злым плодом их искусства
И литературы.
Странная личность и Пророк подходят к двери, над которой табличка с надписью: "Ад. Посторонним вход врспрещён". Проходят в помещение.
Внутри - просторный зал, заставленный койками. На койках - люди, в весьма плачевном состоянии. Между койками снуют черти и ведьмы в белых халатах с красными Маген Давидами, разнося на подносах снадобья.
Наверху - транспорант:
"Лагерь для перемещённых душ. Добро пожаловать!".
Странная личность: Что поделаешь, друг мой, - война. Нехватает помещений для новеньких. Пытаемся помочь вашему брату, которого и здесь гонят отовсюду. Конечно, - не санаторий, не для того предназначенно, но делаем, что можем. Кстати, это Он попросил, по секрету от Советников...
Пророк: Позволь остаться, помогать буду.
Странная личность: Буду только рад, друг мой, а то мои ребята просто с ног валятся. Ведь они здесь добровольно. Условия просто адские, и работают они, как черти...
Председатель: Они передают, что прошли ещё десятилетия, и вспомнил Он, наконец о своём Пророке, когда начался предсказанный им Исход из Страны Северной...
7. ИСХОД ИЗ СТРАНЫ СЕВЕРНОЙ
Голос (обращается к Пророку):
Я призвал тебя к себе, чтобы был ты со мной в дни, когда Я иду исполнить всё, что говорил тебе тогда. Ты кричал это им, но слово Моё обратилось тебе в поношение и ежедневное посмеяние. Ибо возвращаю Я их в Страну, которую отдал Я отцам их. Вот, веду Я их из Страны Северной, куда изгнал Я их за грехи отцов их.
Страна Северная. Колоны уезжающих вступают на Красную Площадь.
Пиджаки и галстуки:
Мы были инженерами, учёными серьёзными,
того изобретая, что вам и не понять,
статьи и книги наводняя равенствами сложными,
могли мы и Америку догнать и перегнать
Как рвались в кандидаты мы, потом в лауреаты мы,
с искусством акробатов мы, забыв покой и лень,
и чтобы подкормившись бы учёными зарплатами,
науку приподнять бы нам на новую ступень.
Береты и галстук-бабочки:
Мы были пианистами, певцами, куплетистами,
поэтами, артистами, ну в общем,- соль земли,
и, сотрясая люстры в залах верхними регистрами,
искусство мы народу торговали, как могли.
Одетые скромно:
Служили мы завбазами, завскладами, завмагами,
кормильцами обкомов и ОБХСС,
и сотворяя чудеса, мы были просто магами,
нам жизнь была наукой и искусством, как не сесть.
Кожанки и френчи:
Мы были замполитами, потом космополитами,
которых заклеймили мы за лживый менделизм,
который мы явили, как агенты недобитые,
которых добивали мы, как сионистских крыс.
Все: Мы всё, что надо, строили и всё, как надо, рушили,
нам скажут,-мы- Да здравствует!, а велят, так - Долой!
себя клеймить готовы мы, как гадов и двурушников,
жуют-то сало русское, а в лес глядят чужой.
Во всём мы были верными и всюду лезли первыми,
всегда необходимые, без нас не обойтись,
и в буднях пятилеток в битвах с правыми и с левыми
за недоперестроенный в боях капитализм.
Страны могучей правильные, мудрые евреи,
своей неверной родины верные сыны,
и, претворяя в жизнь - и в смерть - бессмертные идеи,
семье народов братских были очень мы нужны!
Голос:
Слепой и хромой, беременная и роженница, - великий сонм возвращается сюда. Я собираю остаток стада моего из Страны Северной и возвращаю их во дворы их...
Бард:
Вот сдвинулось вдруг что-то, и будто свыше кто-то
Встряхнул, не разъясняя, что и как,
И разрывая узы привычности и дружбы,
Мы покидали тонущий и стонущий соцлаг
И с кровью обрывая, навеки оставляя,
Не находя при расставаньи слов,
Мы приползли, смиряясь, тоскливо озираясь,
В страну своих непрошенных, неузнанных отцов.
Голос: И вот уже слышны в горах Иудейских и на улицах Иерусалима голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты... Слышите?
Русские олимы распевают частушки ("Русские олимы" – широко распространённое в русско-израильской общине название для репатриантов из России):
- Вы, олимы, всё хитрите,
паразиты и жульё,
сразу всё иметь хотите,
и работу, и жильё
___- Здесь с полицией не шутки,
___зажимают наших тут,
___только кличут проституткой,
___а работать не дают
- Вы же все мафионеры,
вы позор родной страны,
нам, кто в этом пионеры,
конкуренты не нужны
___- Мой милёнок всех милее,
___на еврея не похож,
___не поверят, что еврей он,
___хоть им вынь да и положь
- Нам, раввинам, это грустно,
нам проблемы нет трудней,
кто вы, - резанный ли русский,
иль нерезанный еврей
___- Ты прости меня, родная,
___нам придётся долго жить,
___они всё ещё не знают,
___как нас надо хоронить
- Ах, олимы, ведь навечно
мы любить готовы вас,
днём и ночью, бесконечно,
по семь шекелей за час
___- Старожилы, вам, родимым,
___будем следовать во всём,
___мы ведь будущим олимам
___всё сторицою вернём
- Вы, олимы, всё ворчите,
всё бузите да дерзите,
ну и что ж, хоть материте,
ой да, лишь бы только на иврите!
Приближаются советники.
Странная Личность: А эти тут как тут. Сейчас засыпят Его вопросами. Кажется предстоит что-то вроде пресс-конференции...
8. ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ
Советник по истории:
А скоро ли сбудется сказанное,
и перекуют народы мечи на орала,
и разучатся воевать,
и барс с ягнёнком, и волк с козлёнком
будут рядом лежать, как ни в чём ни бывало,
и прочее, и прочее...
Странная Личность:
Прекрасное пророчество,
только топору палача ещё поработать немало
над его воплощением...
Прошу, однако, прощения,
что плюнул дёгтем в вашу бочку слюняво-приторного мёда,
что делать, такова моя природа.
Советник по истории:
Но для чего всё это?
И что потом?
Конец ли света?
Конец времён?
Конец истории?
Или величие момента
Разрешения спора,
Древнего, как Бог, пари,
Но кто в жюри?
Кому награда?
Советник по социологии:
А может быть, это конец
Блестящего эксперимента
Под наблюдением контролёров строгих,
Торжественность победного парада
Крыс подопытных двуногих,
Доказавших всё, что надо?
Странная Личность:
От которых и следа не останется
После скучного суда Заключительного Заседания...
Советник по социологии:
Или, напротив, безмятежное существование
В Земном вольере,
В единстве вечном с Ним,
И для наглядного примера
Экспериментаторам другим?
Советник по философии:
Но в чём же смысл этого, что это означало?
Советник по науке:
А может, это лишь начало
Комплектования экипажа
Межзвёздного ковчега Ноева
Из сброда разномастного
Народов параноидных,
Которых по каютам стран
Рассадит Высший Капитан,
Ножи, пистоли и кастеты
Будут отбираться
У братвы отпетой,
Чтобы не дать им передраться,
Прежде чем уйти
По волнам Млечного пути
На переполненной планете
Из ставших столь опасными
Яслей Солнечной Системы
С какими-то неясными
Целями и назначениями...
Странная Личность:
Решая грустную пробдему,
Как не захлебнуться собственными испражнениями.
Советник по философии:
Но разве есть спасение
В мире охлаждающемся,
В мире обнажающемся
И освобождающемся
От иллюзий, грёз,
В мире умирающих,
Жалобно моргающих,
Вечно убегающих
Друг от друга звёзд?
Советник по истории:
А если совсем нет ни смысла, ни цели,
И умысла нет, у руля - никого,
Разумная слизь укрывается в щелях
Лишь потому что, но ни для чего?
Советник по психологии:
А стоит ли вправду услышать нам правду всю,
Видя, как гнётся, как крошится лёд,
И враз приступить, свирепея для храбрости:
Так кто же Ты есть, господин Господь?
Юридический Советник:
Имеешь ли Ты, господин, доказательства,
А равно свидетельства в пользу того,
Что Ты-то и есть-то тот самый создатель всего,
Создавший всё сущее из ничего?
Советники, наперебой:
- Так Ты ли когда-то ни в чём неповинную
Точку - Вселенную вклочь разорвал?
- Что было то - умысел, злость безпричинная?
- Кому же Ты бомбу ту предназначал?
- Да Ты ли стоял у начала начал?
Идеологический Советник:
Нет, право же, Господи, те непрощаемы,
Кто шутит над самой основой основ,
Начавши свободою слова, кончаем мы
Свободою дерзких, разнузданных слов
Странная Личность:
Свободою все они переболеют,
Скромность приходит лишь в зрелые дни,
Дети всегда поначалу наглеют,
Гораздо позднее взрослеют они
Социальный Советник:
На Земле давно уже стыдно, зазорно,
Сладостно верить и преданно врать,
И для нас это вздорно - мыслить покорно,
Ведь право бесспорное - право знать
Голос:
Вы, как дети, едва начав книгу читать, хотите в конец заглянуть.
Напрасно, даже если это удасться, не дано вам концовку понять,
пока не пройдёте -
весь путь.
Философский Советник:
Нам бы хоть ближайший
Предел или порог,
Маяк во мгле, пусть дальше
Бессмыслица дорог,
Нам бы хоть подсказку,
След или намёк,
Чтоб вылепил догадку
Смекалистый пророк,
Свой путь хоть чуть нам приоткрой,
О Господи, не будь к нам слишком строг!
Голос:
Заблеяло стадо, почуяв неладное,
Внюхиваясь в туман,
Глядя устало в даль непроглядную,
Затосковал капитан,
Мечутся в бешенстве лошади белые,
В кровь искусав удила,
Со звонким веселием, в смертной истерике
Бьются колокола,
Дух растревоженный, мысль расторможена,
Что ж, подросла детвора,
Воля стреножена, боги низложены,
Значит, и вправду, - пора.
Хорошо, пусть будет по вашему. Слушайте же. И будет, что ...
Пророк:
Отпусти меня на Землю, Господи!
Все переглядываются. По правде говоря, о Пророке давно уже забыли. Да и он, признаться, всё это время не обращал ни на кого внимания, бродил в стороне и что-то бормотал про себя.
Пророк: Жил ли я вообще, Господи? С малых лет ты взял меня к себе в услужение, и служил я тебе верно, хоть и не спешил быть пастырем у тебя. Помнишь, как это началось?...
9. КАК ВСЁ ЭТО НАЧАЛОСЬ
Председатель:
Они снова возвращают нас в библейские времена к холмам Иудеи. Худенький пастушок, подросток, с беспокойством прислушивается к Голосу.
Голос:
Моими, нашёптанными по ночам словами,
ты будешь, как плетью, хлестать народ недостойный мой,
когда он, прельстившись неверными, кривыми, чужими путями,
забудет того, без которого нет места ему под луной.
Пастушок (недоверчиво):
Это я-то, мальчишка, сопляк, стану их поучать?
Голос:
Слезами твоими искренними
душу из них я вытрясу,
но различать зставлю
грани добра и зла,
когтями настырной совести
на сердце спесивом выскребу,
что честно, что нечестиво,
что можно, а что нельзя.
Пастушок:
Да посмотри же сколько их, - зычных и речистых,
седобородых, статных,
видных, голосистых,
знатных и учёных,
жизнью умудрённых,
толпою обожаемых,
молвою прославляемых,
умеющих искусно
души направлять,
царства и народы учить и наставлять!
Да эти станут приручать
даже наше вздорное племя непокорное,
что безусловно наспех и всем народам насмех
вздумал ты избрать!
Голос:
За страсть отравлять всё неверием,
въедливым ядом сомнения,
живущую в них споконвека,
не сгинущую никогда,
призвал взойти их первыми
на плаху сотворения
грешного человека
из мыслящего скота.
Пастушок: Но зачем?
Голос:
Сквозь бездну поколений
меченое племя,
заразу вызревая
кровью и трудом,
брызнет, будто бы семенем,
осколками вер и учений,
народы растравляя
раскаяньем и стыдом.
Пастушок:
Но почему я? Ведь я ещё никем не стал,
ничто не изучил,
я счастлив не был, не страдал,
ещё не полюбил…
Голос:
И жены не сможешь ты взять себе, нельзя тебе иметь ни сыновей, ни дочерей, ибо – рабом моим быть облечённый,
людям служить обречённый,
нести груз их бед и пороков
за всех и на все времена,
на знание судеб и сроков
пожизненно осуждённый,
народам ты будешь пророком,
ибо я - Адонай.
Пастушок:
Но станут все смеяться,
ведь молод я, не готовый,
не ведаю, где дорога,
где топь, где пропасть без дна!
Голос:
Иди, не надо бояться,
говори им Божье слово,
признают в мальчишке Пророка,
и увидят, что я – Адонай!
Председатель:
Ну что ж, последние сомнения отпали. Личность Пророка, можно сказать, установлена.
Иеремия: И не было у меня ни жены, ни сыновей, ни дочерей, ибо во всём слушал я Тебя. Вель даже последний злодей хоть когда-то любил, а может, и был любим, и хоть ненадолго, но познал счастье, а я и не ведаю даже, что это. Но для чего же вышел я из утробы матери моей? Только чтобы видеть труды и скорби? Чтобы я спорил и ссорился со всей Землёю? Сколько раз, думал я, не буду говорить им во имя Твоё, ибо Ты знаешь, только ради Тебя нёс я поругание. Но было в сердце моём как бы горящий огонь, как бы огонь в костях моих... Теперь же, когда исполняется обещанное Тобою, я хочу быть там, с ними. Отпусти меня, Господи...
Странная личность:
Ну-ну, посмотрим, что скажет Суд Высшей Справедливости.
10. СУД ВЫСШЕЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ
Первым слово берёт Советник по науке. (Говорит в академической манере):
Пророк почтенный!
Как давно уже известно,
наше Царствие Небесное,
укрываясь в отдалении
в (n+1)-ом измерении
от трёхмерного в основе
мира скверного земного,
с ним давно пересечения
не имеет никакого.
Все мы знаем, все законы,
при Творении учреждённые
для безжизненных явлений,
тел бессмысленных движений
в поле наглых притяжений
под надзором уравнений
модных вычурных учений –
не имеют никакого,
ни малейшего значения
в нашей сфере безразмерной,
невесомой, с беспримерной
скоростью распространения
мысли, духа,
в мир материи гниющей, скоротечной,
и которой нет и духа
в нашем крае,
ненормально вечном…
Следовательно, твоё возникновение,
Наш любезный подопечный,
На Земле твоей пленительной
В виде тела дополнительного
Является в основе
Грубым нарушением
Закона Сохранения,
Самого святого
Во всех известных измерениях,
Что без всякого сомнения
Недопустимо
По определению,
И нас подводит к заключению,
Пророк родимый,
Что твоё прошение,
На первый взгляд невинное,
На деле нагло и безбожно
И научно невозможно.
Юридический Советник (примирительно):
Но допустим, что всё же,
Мученик Божий,
То, что ты просишь,
Всё же возможно,
И мира Создатель,
Природы законный
Законодатель,
Всеблагий и вечный,
И всемогущий,
В силах, конечно,
Нарушить законы
Самые сущие,
Просто свободно,
Какие угодно,
Без исключения,
Даже священные,
Даже такой,
Как Закон Сохранения,
Имеющий опытное
Подтверждение,
Чтимый учёными
И населением.
И докажет, что Он-то
Не в состоянии
Блюсти свой порядок
В своём Мироздании,
Что противоречит
Предположению,
Что Бог всемогущ
По определению.
И то, что ты просишь,
Брат мой сердечный,
Хотя и возможно,
В целом, конечно,
С точки зрения
Типично физической,
С другой стороны,
В аспекте критическом,
И философски - аналитическом,
Несостоятельно
Юридически.
Психологический Советник (проникновенно):
Тебя нетрудно, друг мой, понять,
Кому из нас не хотелось бежать,
Не мечталось подчас
Ещё хоть бы раз,
Ещё немного
Пройти свой путь
По тем дорогам
На Земле прелестной, далёкой и грешной,
Которую любим мы так безутешно,
Вдохнуть, услышать и ощутить,
Коснуться, увидеть, глотнуть и вкусить,
Пять чувств позабытых, милых, родных,
Взамен надоевших шестых и седьмых,
И хоть вознеслись наши души сюда,
Оставили там мы свои сердца,
И то, что ты чувствуешь, - неудивительно,
И то что ты просишь, друг мой, - простительно,
И в нашей небесной психиатрии
Зовётся припадком земной ностальгии,
Что может быть, кстати,
Довольно заразным,
И даже опасным
Для окружающих праведных душ.
Так что забудь-ка ты лучше
Всю эту чушь,
Брось этот бред и смешные химеры,
Тон агрессивный, дурные манеры,
А то ведь, гляди, угодишь
Под репресивные,
На многих проверенные
Передовые
лечебные меры.
Идеологический Советник (иронически):
Ну сам посуди, ну, прибудешь туда,
В город, которым ты бредил всегда,
В твой разлюбезный, в твой милый Сион,
Ставший ловушкой с тех вещих времён,
Опасным капканом, наживкой с крючком,
Прости меня, друг, за насмешливый тон,
Но больно наивен ты, просто смешён.
Ну сам посуди, ну куда ты пойдёшь,
Кому ты там нужен, музейная вошь,
Кто ждёт тебя там, экспонат экзотический
С выставки монстров доисторических,
Что сможешь сказать им, чужим и скептическим,
Детям твоим повзрослевшим,
Что сможет понять твой ум одряхлевший,
Ум архаический,
Находка ожившая археологическая,
У них, ошалевших,
У них, озверевших
От взрыва прогресса научно - технического.
Как сможешь ты, братец, такой непрактичный,
Не плюхнуться в лужу грехов симпатичных,
Навек уступив завидное место
Рядом с подножием Высшего Кресла,
Награду за жизнь твою распроклятую,
Что отдал за Господа ты без остатку.
Конечно, и здесь есть свои недостатки,
Ошибки отдельные и неполадки.
Ну, было дело, наломали нам дров
Вражьи агенты различных сортов,
Втёршись в святая святых Учреждения
Под видом народных вождей и отцов,
Навек нас убили в общественом мнении.
Но мы ведь добились их устранения,
Теперь же, ты видишь, - век управления
Учёных, философов и мудрецов,
Век просвещённый, открытый и бойкий,
Век реформ и перестройки.
Так стоит ли быть обозлённым и хмурым
И маяться их эмигрантской дурью?
После краткого совещания слово берёт Секретарь:
Внимание, объявляется решение
по делу о прошении
заслуженного ветерана
известного вам Учреждения, -
на посещение
им родины священной,
а равно исторической.
Итак, заслушав соображения
научно - политические,
и взяв в расчёт, что он, проситель,
допущен к тайнам
внепространственно - космическим,
и потусторонне - стратегическим,
пришли мы к заключению,
что просьба эта неэтична,
нетактична,
и просто безобразна,
что вынуждает нас признать
предпологаемый визит
нецелесообразным.
А в назидание другим,
чтоб было неповадно,
и ясно, как это напрасно,
и не потворствовать капризам,
дурных примеров чтоб не подавать,
решили мы единогласно:
в визе на вторую жизнь
тебе, пророк злочастный,
отказать.
Иеремия:
Будь проклят человек который принёс весть отцу моему - У тебя родился сын. Будь проклят этот человек за то, что не убил меня в самой утробе, так чтобы мать была мне гробом. А Ты, кто повёл меня, и ввёл во тьму, а не в свет, Ты, кто измозжил плоть мою и кожу мою, сокрушил кости мои, отяготил оковы мои, задержал молитву мою, Ты, кто стал для меня, как медведь в засаде, как лев в укрытии, растерзал меня, пресытил меня горечью, напоил меня полынью, для меня ты больше не свет и не свят, так будь же и ты стократ про...
Всё исчезает. Вокруг чернота и безмолвие.
Иеремия:
Значит, опять яма. Как и тогда, когда по приказу царя Иудейского опустили меня на верёвках в яму глубокую, и была в ней только чернота и мокрая грязь, - за слова, что написал я в свитке... Помню, как царь читал его, каждый раз отрезая ножом кусочки с прочитанными строками и бросая их в жаровню, в огонь...
Появляется Странная личность:
Да, от тебя я этого не ожидал... Как же ты мог?
Иеремия:
Ведь это Он образовал меня во чреве и познал меня прежде, чем я вышел из утробы. Он вложил слова свои в уста мои и поставил пророком над народами, - против царей Иуды, против князей его, против священников его и против народа земли той! И когда повергли мою жизнь в яму, и забросали меня каменьями, и не стало сил вынести, и призывал я имя Твоё, Господи, из ямы глубокой, и услышал Ты голос мой... И было слово Твоё в радость и веселие сердца моего, ибо имя Твоё было наречено на мне, Господи!
Странная личность: Не печалься, приятель. Я позабочусь о тебе. Пойдём.
Иеремия: Куда?
Странная личность: Туда, где уже давно работают над Обратным Переходом.
11. ОБРАТНЫЙ ПЕРЕХОД
Странная личность:
До сих пор это было лишь в Его силах... Но времена меняются, - новые технологие, отличные учёные, - все раньше или позже оказываются у нас. Нашли, наконец, способ проникновения из нашего мира безмерного в их - трёхмерный. Отделение Неба от Земли, происшедшее две тысячи лет назад, было ошибкой. Преждевременно было предоставить людям самоуправление. Пришло время объединиться. Пойдёшь первым, покажешь пример другим, - тебе ведь все верят, любимый народный пророк всё-таки...
Иеремия:
Как я пойду после того, что наговорил Ему? Ведь с радостью должен был я нести иго Его, с радостью должен был подставлять щеку бьющему её, ибо Бог есть истина, Он сотворил Землю силою своею, утвердил Вселенную мудростью своею и разумом своим распростёр небеса... Не пойду против воли Его!
Странная личность:
Против Его воли? Разве не помнишь ты сказанное Им - И открою я могилы ваши, и вложу я в вас дух свой, и оживёте, и помещу вас на земле вашей, - и узнаете, что я – Адонай! Ты идёшь только против воли Учреждения. Но поторопимся, нас ждут...
12. ЭПИЛОГ
Председатель:
Кажется, мы подошли к сути проблемы. Сейчас оттуда передали, что первый Обратный Переход удался, и они внедрили своего первопроходца в поток новых репатриантов, прибывающих в Израиль из бывшей Советской империи. В сущности, из-за этого Там и решили войти с нами в контакт, чтобы предупредить нас.
(В этот момент ему подают записку. Читает).
Но боюсь, они опоздали. Вот сообщение, опубликованное недавно в одной из израильских газет. (Зачитывает): "Полиция задержала в аэропорту некоего репатрианта, прибывшего из России. Подозрение вызвало то, что его никто не встречал, родных ни в Израиле, ни в России обнаружить не удалось. Вдобавок он утверждал, что родом из здешних мест, но это противоречило его документам, оказавшимся фальшивыми. В настоящее время он выпущен из заключения и отправлен обратно в Россию. Так и не удалось установить, кто же он такой, этот загадочный господин Иеремеев"...
Занавес.
Свидетельство о публикации №102022300239