Баллада о контрабандисте лиане

То ль сдуру сам решил, то ль – кто завербовал
Его везти от Санта-Марты до Майами
Опасный груз… Вдобавок – навязал
И грубым словом, как кнутом загнал
На шхуну девушку с балканскими глазами

Пятнадцать тонн… И каждый килограмм
Дороже шхуны всей со всеми парусами.
Он понимал – не черный кофе там,
И, отказался б, протрезвев, - «Вези-ка сам!»… –
Когда б не девушка с балканскими глазами.

Дитя, девчонка, - на заклание агнец, -
Презент за сделку между мафии тузами…
…На третий день он стал ей, как отец
и для себя решил: «Возьму за рейс
не деньги, – девушку с балканскими глазами…»

Но все мечты разбил нежданный шквал,
Лишивший шхуну грота и бизани…
Уже в полундру перерос аврал…
А он свой путь к каюте пробивал,
В которой – девушка с балканскими глазами.

Матросы погрузились на баркас,
Не смея больше дожидаться капитана.
Иль посчитали, что погибнуть – в самый раз
Тому, кто провалил такой заказ
(О грузе знали… Как это ни странно!)…

Он выбрался на палубу. Волна
крушила жалкие остатки такелажа...
Но у него в объятиях - она,
которая свободной жить должна!
"До берега - две мили... Ветер - на...
И там нет скал... Одни сплошные пляжи..."

Авантюрист, безбожник, экстремал.
Ему ли верить в Божье наказанье!
Но здесь он видел ясно: проиграл.
Без вариантов. Но ни слова не сказал
Об этом девушке с балканскими глазами.

А только  засмеялся ей в ответ
На взгляд ее, наполненный слезами:
«На Бога не надейся! Бога – нет!...»
И застегнул последний спасжилет
На девушке с балканскими глазами…

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В миру он часто Господа хулил,
И, даже в храме, перед образами
Все – ёрничал… Но Бог ему простил:
он все исполнил… Он для этого и жил -
Для девочки с балканскими глазами…

05.10.01


Рецензии
ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ!.. Но девять куплетов обрекут эту песню на жанр "городского дворового романса", в котором такая длительность песен вполне привычна и оправданна. Оптимум для песни - три, много - пять куплетов. Хотя я этим и сам грешен, но из текста порой слова выкидывать жалко, а из исполняемой песни куплет - иногда получается. Кстати, хотелось бы, чтоб Ваша песня жила, сейчас ее перепишу и кому-нить подсуну на очередном бард-фестивале. "Авторская песня" - кстати, особо хотелось бы, чтобы устроители Стихиры это как-то учли - может, и не самое удачное и вводящее в заблуждение название, но это - название жанра, а не просто способ создания произведения. Я этим жанром интересуюсь уже более четверти века и могу об этом судить. Это жанр песен Булата Окуджавы и Юрия Визбора, Юлия Кима и Олега Митяева, Андрея Козловского и Шухрата Хусаинова, Олега Медведева и Андрея Земскова, Владимира Высоцкого и Александра Розенбаума (что бы об этом ни думали подчас сами авторы)... Это жанр тысяч других прекрасных авторов. Лучшие образцы правильней называть "личностной песней". Строго определенных жанровых критериев и признаков у АП, несмотря на почти шестидесятилетнюю историю, по сути, до сих пор нет, но весьма интересные теоретические изыскания есть у Мирзаяна и Суханова, Жукова и Сухарева, а также у Владимира Ланцберга. Массовость и коммерческая раскрутка настолько противоречат духу этой песни, что Ланцберг со товарищи свой "Второй канал" (ориентированный на личностные песни) с Грушинского фестиваля решил увести на самостоятельную площадку.
Тем не менее дворовая песня (не путать с т.н. "шансоном": увы, под этим хорошим именем раскручена практически сплошь уголовно-лагерно-воровская лирика) у нас на Дальнем Востоке, к примеру, считается дружественным авторской песне жанром. Как и блюз. И кантри. И "за-профессиональные" стилизации (песни-репортажи Визбора о военных, моряках и др., Розенбаумовские морские, казачьи,"воровские", шоферские и др. Т.е написанные не профессионалами "изнутри" - когда либо трагика-героика, либо местечковые приколы, либо малопонятная со стороны скука напряженных буден. А тут они будто очерково нарисованы извне: появляется некий определенный пафос, показывается внутреннее достоинство воспеваемого сословия).
Так вот, в рамках жанра городского бытового или попросту дворового романса, много раз воспетого в передачах Успенского из цикла "В нашу гавань заходили корабли" - ваша песня имеет все шансы стать народной, как уже до меня справедливо было замечено.В номинации "морская/пиратская" песня - во Владивостоке таким посвящен целый периодический фестиваль "Бригантина".Так что давайте попробуем пристроить эту хорошую песню...

Либерполли   02.07.2004 11:09     Заявить о нарушении
Спасибо, Либерполли.
Ну, давайте, - попробуем. Правда я не знаю, как это делается.
А что длинная - так многие песни у В.Высцкого - не короче... Я уж про Шаова не говорю...
;-)

Николай Хлебников Хэ-Ник   02.07.2004 12:25   Заявить о нарушении
Ну, Высоцкий тоже не на светском романсе воспитывался, да и Шаов во многом близок к дворовому жанру, хотя на самом деле он блестящий экспериментатор-песенник. И он, и Высоцкий к тому же умеют "держать" внимание слушателя самОю подачей столь длинных песен, их новизной, приколами или внутренним напряжением. В вашей песне напряжение есть, и потенциал для подачи - хороший.
А пристроить - это запустить в хорошем исполнении на фестивали, закатывать на диски и кассеты. Инфраструктура этого сервиса в бард-движении не нстолько развита, как у попсы или шансона, так что не возбраняется и по другим каналам действовать. Лично мне "шансон" в основе своей несимпатичен, но от этого ему ни холодно ни жарко, и выбор этой тропки - тоже личное дело любого автора и исполнителя. Через шансон, глядишь, до дворов быстрее песня доберется.
У нас на "Приморских Струнах" есть концерт дворовых песен "Черное Домино", двинем туда... В августе напомните, а в сентябре на этот счет переспросите, я отчитаюсь, чего получилось, идет?

Либерполли   05.07.2004 04:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.