О временах года и времени в Хокку. эссе
Л. Лиходеев говорил: “Писать – это умение вычёркивать.”
Упоминание о времени года. Стихотворение, произносимое на одном выдохе, 17 слогов. Выстрел сознания. Форма 5-7-5 слогов в три строчки. Знаков препинания нет. Хокку. Трёхстишие. Высшая форма выражения мысли, рождающая полуматериальный образ, прозрачный и плотно наполненный содержанием.
В 17 веке военный самурай Мацуо Басё оставляет военную крьеру и становится странствующим монахом. Он идёт по стопам Сайгё – путешествует по тем же местам и пытается найти совершенную для него форму выражения собственного опыта познания. Басё был дзен-буддистом.
Спокойствие ума и сердца погружает человека в состояние сроднее печали по ощущению. Мир воспринимается так, словно фильм проходит перед твоими глазами. Окружающее и Внутреннее живут сами по себе. Отстранённость, позволяющая трезво, как бы со стороны, осмыслять действительность. Это состояние называется “саби”. Озарения, прозрения, пришедшие к нему, он облекал в форму трёхстишия.
Что окружало странствующего монаха? Что давало толчки и озарения? Природа.
О познании можно говорить бесконечно, соответсвенно о хокку.
Время года важно. Каждому времени года соответсвуют определённые аттрибуты, настроения.
Весна – восток, рождение, цветение, юность, внутренний ребёнок, сев, восход, утро.
Лето – юг, развитие, рост, зрелость, жар, солнце в зените, полдень.
Осень – запад, подведение итогов, сбор урожая, возраст “за сорок”, переоценка ценностей, встреча с самим собой, со своими страхами, вечер, закатное солнце, закат.
Зима – север, время переосмысления, обращения к своим корням, преображения, закладка на следющий сезон роста, старость, мудрость, луна, ночь.
Эти свойства можно перечислять достаточно долго. Они очевидны. Упоминание о времени или о сезоне придаёт хокку дополнительный оттенок, настроение, позволяющее наиболее полно раскрыться содержанию. В японском языке насчитывают около 570 названий времён года. Овладение всем этим массивом в совершенстве занимает около пяти лет. Это богатство оттенков не доступно на русском.
Форма связана с традицией японского стихосложения. Идеально владеть умением вычёркивать и концентрировать свою мысль настолько, чтобы вместить желаемое в эти рамки. Чем эта форма лучше, чем любая другая? Или чем хуже? Выбор сугубо личен и зависит от мастерства. Можно простить неровности, если это наделяет стих чем-то неповторимым и углубляет его смысл. Но можно ли будет произнести такой стих на одном выдохе, выстрелить? Или это будет уже не хокку?
Знаки препинания или их отсутсвие, дают дополнительные преимущества, возможность игры слов и значения.
Теперь о главном, с моей точки зрения. Хокку, как любая форма творчества, предоставляет нам зеркало, отражаясь в котором мы видим нечто своё. Насколько хорошо это зеркало настроено и насколько близко нам то, что оно отражает, определяет наше отношение. И Леонардо и Басё оставляют многих равнодушными. Снег на Фудзи и помойка во дворе сами по себе не имеют никакого значения. Но в контексте...
***
Глубокой стариной
Повеяло... Сад возле храма
Засыпан палым листом.
***
Как завидна их судьба!
К северу от суетного мира
Вишни зацвели в горах.
Басё.
Вот примеры. Они наиболее ярко отражают сказанное выше.
Свидетельство о публикации №101052700093