Рецензия-Свобода воли электрона-Владимир Годлевский

СВОБОДА ВОЛИ ЭЛЕКТРОНА. Асе Анистратенко
Владимир Годлевский


Все первопричины,
и вещные сути,
как мира личины,
пестры и лоскутны.

Составы пульсара
и стенки кирпичной -
из элементарных
по сути частичек.

Труды мозаиста
слагают картину
из азбучных истин
и чувств примитивных.

Прыжки и круженья -
и есть элементы
полётных движений
в крылатом балете.

Закон тех количеств
обязан быть узнан
как алгебраичность
гармонии музык.

И в том, что сокрыто,
не видимо глазу,
спрямить лабиринты
старается разум.

За поиски смысла -
сложение сана.
Хоть прав атомист, но
ценою познанья

оплачены чеки.
А то, что осталось,
разложит в ячейки
системный анализ.

Но чувством подкожным,
возможно, решим мы:
простое всё сложно
и непостижимо.

А к вескости вящей
в разрядной короне
звенит, вызывающ,
полёт электрона.

Летают, как птицы,
корпускулы-волны.
И в каждой частице -
свобода и воля*.
__________
*"Свобода воли электрона" - философский тезис,
обсуждавшийся Нильсом Бором при создании
квантовой механики.
---------------------------------------------------

Рецензия от Диогена

Во первых о физике .Неоднократно говорилось, что не стоит
писать о вещах, которых не знаешь и не понимаешь.
 Пульсар и стенка состоят конечно из элементарных частиц
 (а не ""элементарных по  сути"  "частичек") но все же их состав
  не идентичен.
 Пульсар - это нейтронная звезда состоящая грубо говоря из
 бесструктурной нейтронной жидкости (электронов здесь нет).
 Стенка состоит из атомов, в сотав ядер которых входят не
 только нейтроны но и протоны, а электроны находятся на
  периферии атома.
  "прыжки и круженья" - примитивное переложение
  профессиональных терминов видимо применительно к
  движению электронов в атомах. От представлений о кружении
  электронов (как было в Боровской теории атома) наука давно
  отошла. Переход электрона с одного уровня на другой есть
  "прыжок" только в старой боровской теории.
  В коронном разряде шум производит вовсе не полет электрна.
  Частицы  летают не как птицы - птицам вовсе не свойствен
  корпускулярно-волновой дуализм.
  Корпускулы-волны тоже устаревший термин. Элементарные частицы
  это ни корпускулы ни волны. хотя могут себя вести в одних
  условиях подобно корпускулам, в других - подобно волнам.
  Но никак не могут проявлять то и другое одновременно.
  "Cвобода воли частиц"  (И почему только для электронов ??)- тоже
  уже очень давно устаревшая метафора. (именно метафора
  которую как философский тезис никто и не воспринимал)
  Системный анализ не имеет никакого отношения к квантовой
  механике.

Почему я столько места уделил физике?
Потому что поэтические слабости стиха выпирают изо
всех щелей, а расхваливали этот стих за якобы глубокое
осмысление тайн материи.

Ну а теперь об остальных сторонах стиха.
Размер выдержан. Рифмы слабоваты -
довольно много скользких рифм
сути-лоскутны пульсара-элементарных
кирпичной-частичек элементы-балете
сана-познанья итд.
Впрочем поскольку рифмы равномерно слабы
это не производит провального впечатления и вполне
было бы простительно - если бы нашлось за что прощать.
Пройдемся по тексту:
"Все первопричины,
"и вещные сути,
"как мира личины,
"пестры и лоскутны
-Очень "мудрая" философская мысль о том что раз наблюдаемый мир
пестр то и сути и первопричины тоже пестры (прилагательное
лоскутен обсуждать не будем).
Во первых она не имеет никакого отношения к заявленой теме.
Во вторых разнообразие мира элементарных частиц намного меньше
разнооборазия макромира. Так что и по делу неверно.
И главное - зачем эта сентенция здесь?
Далее
"Составы пульсара
"и стенки кирпичной -
"из элементарных
"по сути частичек.
 -это уже грамматически коряво построено
 Во вторых - опять таки- что бы это значило и какое отношение
 имеет к заявленной теме. элементарных "не по сути" как и "по сути"
 частиц нет. и там где есть общепринятый термин, следует
 использовать его - частиц а не "частичек"
В целом - 2 как и 1 четверостишие - совершенно ненужное
удлинение стиха - их без всякого ущерба можно выкинуть

В 3 четверостишии откуда то выскакивает "мозаист"
Слово очень редкое и для обычного слуха неизбежно
провоцирующее "мазохиста"
"Труды мозаиста
"слагают картину
"из азбучных истин
"и чувств примитивных.
Он хочет сложить картину (чего, правда ??) непременно
из примитива - ну странная страсть у него такая .

Далее
"Прыжки и круженья -
"и есть элементы
"полётных движений
"в крылатом балете.
- прыжки и круженья не являются ни азбучными истинами
ни чувствами примитивными.
Значит в предыдущем 4 стишии нам просто соврали.
А с точки зрения балета - прыжки и кружения - это
элементы балета а не "полетных движений"
Словосочетание "крылатый балет" - здесь просто бессмысленно-
откуда крылья у элементарных частиц.

Дальше
"Закон тех количеств
"обязан быть узнан
"как алгебраичность
"гармонии музык.
-редкостная коряга как по грамматике так и по смыслу.
Каких это "тех" - ни о каких количествах ранее речь не шла.
"закон количеств" - это такой же наукооборазный монстр
рожденный "позтическим" воображением автора
как и "алгебраичность гармонии музык"
(видимо автор не только по квантовой механике книг не
читал, но и по теории музыки тоже)
И вообще почему белиберда, сооруженная автором
обязана быть узнаной?

"И в том, что сокрыто,
"не видимо глазу,
"спрямить лабиринты
"старается разум.
- "спрямление лабиринтов" - еще один терминологический монстр
созданный автором - честно, удивляюсь - как такую галиматью
можно соорудить . Такую буйную фантазию - да в нужное бы русло!
Да и разум какой-то специфический - все норовит линии метро
спрямлять а на наземные дороги плюет!

"За поиски смысла -
"сложение сана.
"Хоть прав атомист, но
"ценою познанья

"оплачены чеки.
"А то, что осталось,
"разложит в ячейки
"системный анализ.

- смысл этих 4 стиший вообще непонятен
какое то сложение сана(а может - умноженеие или деление?)
Хоть прав атомист - но чеки оплачены - такое противопоставление
просто не для слабых умов нормальных людей.
А то что осталось - это что осталось после оплаты чеков или после
сложения сана ?
Системный анализ здесь упомянут просто для антуражу -
автор и о таких вещах слыхивал!

Далее автор открывает новое "подкожное чувство"
котрое не только чувствует но и решает
(ну прямо подкожный мозг!)
"Но чувством подкожным,
"возможно, решим мы:
"простое всё сложно
"и непостижимо.

Дальше автор неожиданно переходит к физике коронного
разряда
"А к вескости вящей
"в разрядной короне
"звенит, вызывающ,
"полёт электрона.
- правда автор не объясняет каким образом шум коронного
разряда  увящает вескость системного анализа.
И кому бросает вызов этот шум
Зато наконец на свет божий появляется наконец электрон
заявленный в заглавии

Но увы, только появился наконец главный герой -
так сразу же и концовка
ну прямо как на концерте заезжих звезд - все идет
разогрев, разогрев - а звезда то только одну песнку спела -
и конец. Караул!! Обманули !!
"Летают, как птицы,
"корпускулы-волны.
"И в каждой частице -
"свобода и воля*.
- тем более даже неизвестно об электронах ли это -
"корпускулярно-волновыми" свойстами обладают любые частицы.
Сравнение : частицы летают как птицы - несомненно оригинально.
Но совершенно бессмысленное. Так же как и последнее двустишие
(а если частица в потенциальном ящике ?)
И непонятно почему автор не опубликовал одно это 4стишие.
Ведь все предыдушие 10  просто приклеенык нему, логически
и эмоционально никак не связаны.

В целом - псевдонаучное беспомощное бормотание
на какие-то туманные темы.
Единственно приемлемое - это форма - хорошо соблюденный
размер и удовлетворительная рифмовка.
(из формы коряв - только перенос из 7 в 8   4стишие)
А за все остальное - твердая двойка.

  Диоген


Рецензии
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.