Город на вершине. Стихотворение в прозе

Не может укрыться город, стоящий на вершине. Востину так. И никогда не будет недостатка в стремящихся завоевать его и разрушить до основания, чтобы не возвышался он над другими, потому что независимый вид города, стоящего на вершине, внушает большинству окружающих страх и раздражение.
И потому приготовься к обороне: приготовь запасы воды и пищи, чтобы было чем жить во время осады, и укрепи стены города своего, особенно слабые места, иначе твой город неизбежно падет при первом же натиске.
…И не должен укрываться город, стоящий на вершине, потому что смысл его существования в том, чтобы видом своим, красотой и великолепием храмов и дворцов преображать мир, возвышая души тех, кто погряз в суете и низменных интересах.
И не нужно бояться осады, ибо противостояние помогает становлению.
Много городов на свете, но лишь немногим из них дано стоять на вершинах, возвышаясь над всем окружающим. И потому всем ведомо то, что происходит в них, и никакое событие, происходящее в них, не может укрыться от постороннего взора.
И оттого жизнь и внешние проявления людей, живущих в таком городе, должны соответствовать их вершинному месту в мире.
В противном смысле теряется смысл и утрачивается цель, и город уподобляется непогребенному мертвецу, еще недавно живому и прекрасному, а ныне ставшему куском гниющей плоти – с выклеванными глазами и оскаленным ртом.
Зажженный светильник должен светить, помогая видеть во тьме, и разведенный в холодную пору костер греть не атмосферу, а простертые к нему руки.
И город, призванный своей красотой изменить мир к лучшему, имеет ли он право на существование, если не исполняет этой цели? Даже руины города, взятого приступом, но не сдавшегося, более имеют право на существование, потому что способны пробудить боль за поруганную красоту и ненависть к разрушившим его, нежели город, не исполнивший своего предназначения.
Также и город, огороженный стеною, которая выше его самого, вряд ли может считаться выполнившим предписанную ему цель, ведь смысл его существования в том, чтобы быть видимым отовсюду.
На Земле достаточно мест, пригодных для жилья, и стоило ли с опасностью для жизни, претерпевая неимоверные трудности и лишения, холод и ветры, всегда царящие на вершинах, воздвигать свой город именно там, вручную поднимая наверх тяжелые камни, необходимые для строительства дворцов и храмов, чтобы затем скрыть все это от взоров окружающих? Ведь даже если один из тысячи, созерцавших красоту и великолепие дворцов и храмов города, преобразится и откроет свое сердце Добру и Любви, уже тогда можно будет считать, что он был воздвигнут не напрасно.
Тяжело приходится тем, кто живет в таких городах, ибо с одной стороны они подвергаются зависти и насмешкам живущих внизу, с другой же – обречены претерпевать холод и ветры, в летнюю же погоду солнечный зной, тем больший, чем выше вершина и чем ближе к Солнцу город, стоящий на ней.
И глаза их ослепляет белизна снегов, и оглушает ледяное безмолвие гор, тем более жуткое, чем более возвышается город над суетой и шумом городов, стоящих внизу.
И много соблазнов подстерегает обитателей такого города: с одной стороны их подстерегает соблазн гордыни,  соблазн уподобления самому Творцу, тогда как самое грандиозное строительство, и самый великий архитектурный замысел лишь в малой степени способен сравниться с красотою и великолепием и творческой мощью Того, кто дал жизнь всему живому.
И есть еще соблазн впасть в пренебрежение к другим городам, стоящим на вершинах, ведь не один лишь твой город призван к тому, чтобы преображать мир красотой своих храмов и зданий, и есть города, стоящие ниже, чем твой, но от этого не становящиеся хуже.
И есть города, стоящие на вершинах, которые возвышаются над твоим, и есть такие, в которых дворцы и храмы прекраснее, чем у тебя, и ты вполне способен проникнуться завистью к живущим в них; но разве зависть способна тебе помочь? Сам создай храмы и дворцы – такие прекрасные и величественные, каких не было еще воздвигнуто ни в одном городе мира, совершенствуйся в строительном искусстве, забудь об отдыхе и сне, не трать силы свои на пустячные занятия, которыми так обильна жизнь, но на возведение новых и перестройку и улучшение уже построенных дворцов и храмов.
И лишь таким путем ты можешь разрешить эту проблему, зависть же способна лишь ухудшить создаваемое тобой, потому что, огорчившись, ты начнешь пренебрегать качеством тех сооружений, которые ты созидаешь, или же начнешь подражать тем, которые созидаются в других городах, стремясь построить то же самое, лишь в большем размере, забывая про то, что величие не эквивалентно размерам, и малая церковь, построенная с любовью, бывает прекраснее огромного кафедрального собора, возведенного с нарушением принципов естественности и гармонии.
И еще об одном соблазне хочу я сказать.
Он заключается в стремлении подчинить себе другие города, подчинить силой – как те, что стоят внизу, так и стоящие на вершинах, и равные твоему по великолепию дворцов и храмов, в них находящихся.
Но невозможно силой возвысить и силой заставить любить, ведь любовь выходит из глубин сердца и пробуждается сама под влиянием восхищения и преклонения перед красотой города. И стремясь покорить и подчинить других, ты неизбежно забудешь о смысле своего существования – созидании новых, все более прекрасных дворцов и храмов, способных видом своим очищать и преображать окружающих от неправедных поступков и греховных помыслов.
Стремясь силой подчинить и поработить других, ты сам постепенно подчиняешься этому стремлению и забываешь о главной цели своего существования. И все действия твои подчинены целям войны, и все мужчины, способные носить оружие, мобилизуются в военные отряды, и вот уже ржавеют строительные инструменты, и разрушаются начатые, но недостроенные сооружения, и трава растет на них. Город, стоящий на вершине, имеет право на защиту, но не имеет права навязывать кому бы то ни было свои представления о красоте и гармонии.
К тому же существует много городов, стоящих внизу и на вершинах, и невозможно завоевать все; силой можно подчинить лишь некоторые, самые слабые; только любовь и красота созданного тобой способны сокрушить стены, которые не смогут одолеть никакие тараны и штурмовые лестницы. Только они, а не сила, являются подлинным доказательством справедливости того, что ты делаешь и во что ты веришь.
И разве истина, если она истинна, нуждается в доказательствах?
Доказательства – это подпорки, необходимые тому, что является слабым, подобные костылям инвалида. Истина заключает силу в себе самой и не требует доказательств.
И почему же ты полагаешь, что твои представления об архитектуре и способах строительства являются самыми правильными и самыми справедливыми? На свете существует множество архитектурных стилей, и один ни в коей мере не исключает всех прочих, напротив – все они лишь дополняют друг друга. И разве лучше будет, если все города будут похожи как две капли воды?
И еще одна опасность подстерегает тебя. Эта опасность – усталость. Жизнь в городе, стоящем на вершине, тяжела и полна трудностей. Много дней требуется порой для того лишь, чтобы втащить наверх один-единственный камень, а потом много дней для того, чтобы вручную обтесать и отшлифовать его. Усталость способна погасить в тебе рвение строителя, и ты можешь забыть о высшей цели своего существования - созидании новых дворцов и храмов, каждый из которых должен быть не хуже созданных ранее. Но созидание невозможно без напряжения всех твоих сил и великие замыслы сопряжены с огромным трудом, без которого они так и останутся пустым прожектерством.
В часы усталости и упадка сил молись Создателю, и Он даст тебе силы для того, чтобы ты мог продолжить работу, потому что твоя работа посвящена Ему, а Он не оставляет тех, кто Ему предан, ибо милосердие Его велико.
В такое время вглядись повнимательнее в зрелище дворцов и храмов, возведенных в других городах; многие из них столь великолепны, что кажутся возведенными не рукою человека, но волей Творца. Но ты - строитель, и знаешь, сколько потребовалось усилий для того, чтобы воздвигнуть эти прекрасные сооружения и как это было непросто. И пусть их вид укрепит тебя в твоей работе.
И ведь ты знал, на что идешь, начав возведение города своего на вершине, и никто не принуждал тебя к этому, и ты соизмерил свои силы со своим замыслом; не может же временная слабость заставить тебя отказаться от задуманного. Созидающие города на вершинах вынуждены вести строительство под испытующими и оценивающими взорами со всех сторон, и каждая слабость, и каждый их промах неизбежно становятся всем известны.
Но может ли это обстоятельство помешать строительству? Если даже рабочий упадет с лесов и разобьется насмерть, будет ли это свидетельствовать о ненужности возведения храма? Нет, это будет свидетельствовать лишь о неосторожности самого рабочего или же о непрочности веревок, из которых было сделано ограждение лесов.
Начав воздвигать свой город, ты не можешь бросить его, испугавшись трудностей, и уйти вниз, в долину, хотя бы потому, что все твои поступки ведомы всем окружающим, и внизу тебя будет ждать одно лишь презрение; и разве, начиная строительство, ты не знал о трудностях, которые неизбежны в ходе любого строительства?
Всякий строитель обречен тому, что он созидает, но разве это обреченность каторжника, прикованного к своей тачке; твоя обреченность подобна обреченности матери своему ребенку и ее цементирует не принуждение, но любовь.
И разве город, стоящий на вершине, способен принести в мир начала Любви и Добра, если сам он выстроен рабским трудом? Любовь многократно увеличивает наши силы, давая нам возможность воздвигнуть самые грандиозные сооружения.
Знай, что многие слабые духом и многие маловеры будут приходить к тебе, и будут говорить: "Не пора ли закончить это бессмысленное строительство?" Они будут говорить, не лучше ли тебе выстроить побольше стадионов для публичных зрелищ и почаще устраивать бесплатные раздачи хлеба для малоимущих. И по-своему они будут правы. Но их доводы не должны тебя смущать. Строительство города требует стойкости духа и презрения к трудностям, а это доступно не всем. Укрепись же в своей вере и продолжай свое строительство; слабым же предстоит уйти вниз, туда, где жизнь легче, или же возвыситься до твоего замысла, преодолев свою слабость. Сила зла заключена в слабости и незащищенности добра и множество бед проистекает именно из этого; поэтому ты должен быть тверд и непреклонен во всем, что связано с твоим строительством, даже если тебе придется применить силу по отношению к слабым духом, потому что одних лишь слов часто бывает недостаточно.
Ищи себе преданных помощников в деле строительства, потому что невозможно воздвигнуть грандиозные архитектурные сооружения в одиночку. Пусть их будет немного, их и не может быть много, но, объединив свои усилия, вы сможете осуществить то, что недоступно многим тысячам строителей, представляющих из себя толпу людей, не объединенных общностью цели и готовностью претерпеть ради нее трудности и лишения в течении многих лет, ведь строительство городов есть дело трудоемкое и потому длительное.
Невозможно ускорить рост плода во чреве матери; недоношенный ребенок, рожденный до срока, способен вызвать лишь жалость и сострадание. Создание города, стоящего на вершине, есть естественный процесс, подобный раскрытию цветка, и не может вынуждаться со стороны.
Не следует торопиться, стремясь скоростью работ и размерами зданий превзойти прочие города; слишком быстрая работа заключает в себе опасность того, что сооружения будут непрочны и рухнут во время сильного ветра или землетрясения. Кирпичи должны быть надежно пригнаны друг к другу, и каждый слой кладки тщательно выверен, и цемент должен затвердеть, и основание сооруженного тобой дворца или храма опираться на скальную породу, а не на песок, ведь ты созидаешь на века, а не на несколько месяцев или лет.
И еще об одном я напомню. Старайся не совершать ошибок в процессе строительства и не выказывать своих слабостей, потому что их видят все. Старайся во всем выказывать совершенство, являющееся залогом прочности и долговечности всего создаваемого тобой, ибо прочность заключена не только в прочности камня, использованного при строительстве, и в качестве цемента, но также в красоте и гармонии, которые должны являть созданные тобой дворцы и храмы. В этом лучшая гарантия того, что люди, которые придут в твой город - а ведь когда-то же ты умрешь - оценят по достоинству красоту и гармонию созданных тобой сооружений и не подвергнут их разрушению. Ибо истина имеет много граней, и они открыты всем и во все времена. Но ты торопись созидать свой город, потому что краток срок твоего пребывания на этой земле и ты можешь не успеть построить его. Ибо живущие на вершинах осуществляют свой земной путь быстрее других людей.
Не забывай и о том, что твой город постоянно будет подвергаться набегам окружающих племен, и ты вынужден будешь тратить силы и время на отражение их натиска, поэтому темп твоего строительства неизбежно замедлится. Впрочем, таков удел всех городов, стоящих на вершинах. И лишь первые набеги будут самыми опасными, потому что со временем в ходе боев твои воины обучатся воинскому делу, и уже небольшое число их способно будет защитить город. Но все равно ты должен быть постоянно наготове, потому что враги будут прибегать к новым хитростям; будут устраивать подкопы, и применять более мощные тараны и баллисты, и сеять панику среди твоих воинов.
Но эти осады, сменяющие одна другую, не должны останавливать твоего строительства, потому что в этом смысл твоего служения Богу и оправдание твоего пребывания в этом мире. И все новые дворцы и храмы должны подниматься ввысь, поражая взор и наполняя души благоговейном трепетом.
Будет лучше, если ты подготовишь себе преемника из числа твоих соратников, потому что твоя жизнь будет полна опасностей и путь твой может неожиданно прерваться.
И тогда твой народ рискует остаться без вожака и город может пасть. И лучше заранее подготовиться на этот случай. Так стадо, оставленное пастухом, рискует заблудиться и погибнуть от голода и страха или же стать добычей волков.
Всегда будь готовым отразить неожиданное нападение врагов; но опасность, исходящая из возможности того, что в твой город может проникнуть вражеский лазутчик, не должна препятствовать тем, кто будет приходить в твой город, желая принять участие в твоем строительстве. Опасность предательства со стороны одного из новоприбывших не должна мешать приходящим к тебе, потому что главная цель существования города как раз в том и состоит, чтобы обращать погрязших в земной суете к Вечной Любви и Добру.
И пусть твои сторожа пребывают в неусыпном бдении, готовые услышать самый слабый стук в ворота города. Потому что приходящие к тебе будут смущены необычностью своего положения и не решатся стучать в ворота слишком громко. И огонь, зажженный в их сердцах, может погаснуть, не разгоревшись, потому что рядом не нашлось никого, кто мог бы поддержать их на пути становления.
И пусть даже городу будет грозить гибель, не бойся открывать ворота всем приходящим в него. Потому что город, стоящий на вершине, притягивает многих, но лишь немногие осмеливаются бросить дом и нажитое имущество, и подняться на вершину, рискуя упасть в пропасть или же быть сметенным лавиной. Город, пребывающий на вершине, должен быть открыт для всех, и тем больше почета должно быть проявлено к тем, кто пришел в него, преодолев собственную нерешительность и страх, пробираясь сквозь кольцо неприятельской осады, если он пришел во время войны.
Тому, кто родился и вырос в городе, и был воспитан в идеалах той веры, которую исповедуют жители города, легче, чем вновь пришедшим в город. Им же пришлось преодолеть груз иного воспитания, иных верований и иной морали. И это противоречие не могло не наложить на вновь прибывших отпечатка сомнений и колебаний, тем более мучительного, что их неизбежно будет мучить ностальгия по родным местам и по оставленному прошлому и память об оставленных друзьях и родных…
Может случиться так, что стены города не выдержат натиска и он будет взят приступом и разрушен до основания, ведь победители в подобных случаях не склонны испытывать пиетет перед чуждой им красотой.
И толпы опьяненных победой людей ворвутся в город сквозь проломы в стенах, подвергая всё уничтожению и разграблению, как обычно делается в таких случаях. И вскоре последние оставшиеся в живых воины будут перебиты, и будет разграблено убранство, украшавшее городские дворцы и храмы, и разбиты статуи святых, а на площадях и улицах города запылают костры и их пламя будет бросать блики на лица торжествующих людей, опьяненных своей победой.
И через какое-то время будут разрушены дворцы и храмы, скорее, что так, ведь победители не любят, когда памятники напоминают окружающим о тех временах, когда они еще не были победителями.
Если же город не будет разрушен, но лишь брошен на произвол Судьбы, то вскоре из-за ураганных ветров, царящих на вершинах, и землетрясений, разрушатся возведенные тобой строения, обрушатся колонны, в стенах дворцов появятся проемы и трещины, и ветры по ночам будут вторить уханью сов, поселившихся в заброшенных домах. Таков удел всех заброшенных городов; время перетирает в пыль даже камни, а еще быстрее приходит забвение, и случайный путешественник, наткнувшись на руины твоего города, будет спрашивать пастухов, как назывался некогда твой город, и они будут отвечать ему: "Не знаем!"
Но это обстоятельство не должно останавливать тебя в твоей работе ; ведь даже если твой город просуществует недолгое время, все равно красота и гармония дворцов и храмов города не пропали бесследно. Даже если всего один из видевших город преобразился к лучшему, то уже и тогда твой город был выстроен не напрасно. Но даже если никто не преобразился, и это не страшно, ведь в ходе строительства преобразился ты сам, а и это уже немало.
Не всем городам, даже и стоящим на вершинах, дано существовать долго. Но не отчаивайся слишком. Нет эпохи, даже самой суровой и жестокой, в которой на вершинах не воздвигались бы города. И всегда находятся строители и созидатели, не боящиеся трудностей и лишений. Не будь таких людей, род человеческий утратил бы право на существование, погряз бы в земных заботах и забыл в Верховных Целях своей жизни.
Города, стоящие на вершинах, всем видом своим и великолепием дворцов и храмов призваны напоминать окружающим, что смысл людского существования не в
удовлетворении желаний и инстинктов, не в насыщении телесном, но в преображении себя и других и следовании заветам, заповеданным роду людскому Создателем всего сущего.
Оттого вид города, стоящего на вершине, так суров и в то же время заключает в себе столько милосердия, неизреченного словами. И так же суров и милосерд Творец, служение которому есть самая благородная и самая трудная из всех работ, существующих на Земле.
Созидай же свой город, очищай душу свою от всего суетного и мелкого.
И труд твой не пропадет даром, потому что любой труд, совершенный во имя Творца, приносит пользу.


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.