Пустота без Чапаева. По мотивам В. Пелевина

       «Горяч, но отходчив был Чапаев,
       за что и любили его бойцы»
       Дм. Фурманов, "Чапаев"

I
Полулежит, на шашку опершись,
мотивы мантр перевирая нервно…
Комдив Чапаев был рассудком чист.
Кавалерист, он не был кавалером,
но с юных лет радел за мужика —
за это все бойцы его любили,
в то время как отряды Колчака (1)
бросались на Чапая из Сибири.

II
А он скакал — и думал день-деньской,
хотя был образован бессистемно.
Он начинал в церковно-приходской,
с позором изгнан был из академий.
Но он уже над Ведами камлал
и познавал глубины Хатха-Йоги.
Седой Урал послушно обмывал,
как Ганг, Чапаю ауру и ноги.

III
Чапаев начал чтение Брахман (2),
завёл при штабе курс восточных танцев
и семинар, в котором поднимал
вопрос «куды крестьянину податься?»
и вековечный половой вопрос,
в котором Анка – яблоко раздора.
К тому же изучали симбиоз
армейских дезертиро-мародеров.

IV
Комдив сидел, нахмурен и солов,
был семинар ему весьма снотворен.
Он засыпал, а хор его бойцов
тянул всё ту же песню — «Чёрный ворон».
Встревожившись от песен про ворон,
Чапаев как-то раз проснулся резко:
ему во сне привиделся барон (3),
уже надевший чёрную черкеску…

V
Шёл фильм «Чапаев», как кошмарный сон,
комдив на белых наседал ретиво.
В широких галифе поверх кальсон
Чапай комдивом выглядел на диво.
Ильич телеграфирует ему
приказ Самару взять ценой любою.
Чапай берёт Уфу и Бугульму —
и бьёт жену последним смертным боем.

VI
Вживаясь в Шиву (4), он и вшив, и пьян.
Через напевы «дхарма санатана» (5),
он слышит звуки нежных фортепьян —
как бы играет «Лунную сонату»
полковник Каппель (6) — этот лысый гад,
подлец придворный и шаркун салонный,
уже готовый Анку поругать
отборным офицерским батальоном.

VII
А Анка ходит в штабе в неглиже,
являя образ Красной Махаяны (7),
и в это время Фурманов уже
набрасывает фабулу романа.
Писатель этот сам не без грешка
по части «не твори себе кумира».
Как сущий комиссар, исподтишка
следит за подопечным командиром.

VIII
Не прекращает пулемёт косить
под грозовым белогвардейским шквалом,
но сел Чапай постричь свои усы,
чтоб нижнюю губу не закрывали.
— Я вам игде, робята, командир? —
своих бойцов он грозно вопрошает —
и крепнет гром чапаевских мортир,
и близкий взрыв сортир опустошает.

IX
Вот разгорелся бой под Лозовой.
Тогда, ругаясь крайне непечатно,
и предпочтя не рисковать собой,
Чапаев с Анкой шлёт туда тачанку.
И Анка страстно бою отдалась,
как отдавалась в штабе в ходе оргий,
из пулемёта постреляла всласть —
и на груди рванула гимнастёрку…

X
Как на картине у Делакруа (8),
бунтарскую почуяв одержимость,
она особый шарм приобрела,
и очень смело грудью обнажилась.
На ней от гнева не было лица,
что на врагов подействовало сильно,
и были эти два её сосца
страшнее смертоносного «максима» (9),

XI
ужаснее психических атак,
полночных медитаций в белых сари (10),
когда ей приходилось и за так
вести политзанятия с бойцами.
Не зря был дан чапаевский наказ:
«Сама разденься, ничего не бойся!» —
и Анка раздевалась, каждый раз
смущая офицеров-добровольцев… (11)

XII
Картина боя странно ожила:
выглядывает Врангель из-за печки,
с которой Анка только что сошла,
где Фурманов лежит, обнявшись с Петькой.
Всё тише пулемёта «та-та-та»,
и добровольцы скрылись за горою.
Чапаева сменяет пустота,
стирает время память о герое.

XIII
Одевшийся в гражданский шевиот,
готовый для болгарий и румыний,
печальный Врангель вызвал пароход —
и вдаль уплыл из солнечного Крыма.
Под Лозовой растратив много сил,
и Фурманов почувствовал усталость.
У ставки он отставки попросил,
чтобы жена Чапаю не досталась (12).

XIV
Коль справедливо то, что голь хитра,
во всяком вдохновенном шалопае
довольно черт Исаева Петра
и даже качеств самого Чапая.
Под Лозовой был сделан важный шаг,
а если так, — замечу мимолётно,
что наша Анка — та же Жанна-д-Арк,
но лучше сложена, и — с пулемётом.

XV
Она, имея в армии престиж,
терпела сексуальные обиды.
Живой военнослужащий фетиш,
объект дивизионного либидо,
блистала Афродитой средь козлищ,
была причиной чувственных эксцессов.
Так хороша, что даже сам Ильич
её бы предпочёл своей Инессе (13).

XVI
Висел фотографический портрет
раздетой Анки в штабе Улагая (14).
Прекрасней Анки не было и нет,
я (может быть, наивно) полагаю.
О ней с любовью в тайных дневниках
писал Антон Иванович Деникин(15)
Она была по-женски всем близка,
в сердца сторон воюющих проникла.

XVII
О ней, в боях презревшей всякий стыд,
мечтали все, кто бился на Гражданке.
Её мечтал в Европу прихватить
с собою Врангель (этот мрачный Врангель!).
Был от неё Корнилов (16) без ума
и от любви лечил себя морфином.
Запомнят и Уфа, и Бугульма
лихую Анку — русскую Афину (17).

XVIII
Чапаев — изумительный стратег,
но даже он не понял совершенно,
что неуместно женской красоте
являться людям на полях сражений…
То что война иссякнет – хорошо,
но как-то без Чапая станет грустно.
Сезон муссонов будет прекращён,
и Ганг войдёт в своё былое русло.

XIX
Из Крыма белых выгонят взашей,
собьются в стаи лебеди и гуси,
распустят полк ивановский ткачей
(они и сами, впрочем, разбегутся).
И пулемёт умолкнет, наконец,
и разнесут убитых на погосты,
но стук продолжит полковой кузнец —
красноармейский скептик и агностик.

XX
Никто в пылу не закричит «Ура!»,
и анекдоты станут крайне плохи,
и на хрен плыть кому через Урал.
Всё это — провозвестие эпохи,
когда переродившаяся Анка
в чапаевскую бурку завернёт
и закопает в глину пулемёт
из глины с берегов святого Ганга.

* * *
XXI
Когда исчезли «образы врага» —
моих героев я назвать дерзаю:
Деникин, Врангель, Каппель, Улагай,
Чапаев, Ленин, Анка, Лозовая…
В какой угодно страсти горячи,
теперь уже воспетые стихами, —
они вполне достойны получить
моё харизматическое «Харе!» (18).

Декабрь 2000 г. — март 2003 г.
___________________
(1)Колчак Александр Васильевич - военачальник, полярный исследователь, адмирал.
(2) Брахманы – здесь: древнеиндийские священные книги (8-6 вв. до н. э.), дополняющие Веды, содержащие описания ритуала ведической религии.
(3) Врангель Петр Николаевич — барон, белый генерал. По воспоминаниям В. В. Шульгина — «Высокого роста, стройный, затянутый в чёрную черкеску («чёрный барон») с Георгиевским крестом, с зычным, но несколько хрипловатым голосом, уверенный в себе, быстрый и решительный».
(4) Шива — один из трех верховных Богов (на ряду с Брахмой и Вишну) в брахманизме и индуизме.
(5) Санатана Дхарма — самоназвание религии индуизм, что, учитывая многозначность слова "дхарма", можно перевести лишь очень обобщенно — как «извечный порядок», «извечный закон».
(6) Каппель Владимир Оскарович - российский военачальник, один из лидеров белого движения.
(7) Махаяна, наряду с хинаяной, — направление буддизма, в котором выдвинут идеал бодхисатвы.
(8) Делакруа, Эжен — франц. художник, автор картины «Свобода, ведущая народ» (1830).
(9) «Максим», первый станковый пулемет. Изобретен Х. Максимом (1883).
(10) Сари (от санскр.), женская одежда в Юж. Азии. Кусок ткани, один край которого обертывают вокруг бедер, драпируя ноги, а другой — набрасывают на плечо или голову.
(11) Здесь: военнослужащие Добровольческой армии — белогвардейского воинского формирования на Юге России в Гражданскую войну.
(12) Причиной отъезда комиссара Дм. Фурманова из 25 дивизии были наглые приставания Чапаева к его жене Анне, которую комиссар возил в штабном обозе с неизвестной целью.
(13) Инесса Арманд – соратница и близкий друг В.И. Ленина.
(14) Улагай Сергей Георгиевич (1875-1945?), российский военачальник, белый генерал.
(15) Деникин Антон Иванович (1872-1947) — главнокомандующий Добровольческой армией.
(16) Корнилов Лавр Георгиевич (1870-1918) — генерал, один из организаторов Добровольческой армии.
(17) Афина (Афина Паллада) — в греческой мифологии богиня войны и победы.
(18) «Харе!» (санскр., «Слава!») — молитвенный возглас кришнаитов.


Рецензии
На это произведение написаны 34 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.