Рецннзия-Это суп из хвоста сатаны-pinkdeep
Это суп из хвоста Сатаны
pinnkdeep
Москва! Москва! Как много...
Пушкин
Это суп из хвоста Сатаны
в разноцветных республиках жира,
словно шпала, забитая в жилы
очумевшей от боли страны.
Это хрип золотушных старух
в развороченных моргах вокзалов,
это клекот отъевшихся мух
и урчанье бетонных подвалов.
Это пыль на лице, это камень сухой,
это злобы засаленный ворот,
точно в дырке души за иконой святой
окопался подстреленный ворог.
Это просто такая беда.
И конечно, никто не в ответе,
что вся жизнь уместилась сюда
и лежит, словно лошадь в кювете.
Рецензия от Диогена
" "Что бы это могло значить"-
подумал майор Пронин,
и все сотрудники вздрогнули..."
Ну что ж, приступим....
Во первых - о начальной поэтической технике-
- с умением рифмовать и выдерживать размер
все в порядке , хотя и без блесток виртуозности.
С этим нормально, но восхищеаться здесь нечем.
А вот с дальнейшим - чем дальше в лес тем больше коряг.
Умение построить образ, умение заставить его работать,
умение выстроить сюжет, интригу стиха - это
откровенно слабо.
Такое впечатление что автору нечего сказать,
или он просто не умеет сказать то что хочет,
и поэтому пытается замаскировать свое бездумие
или косноязычие набором "крутых" образов.
Но много ли стоит такая "крутизна" ?
Во первых сами образы представляют собой
случайные сочетания слов, ничем не мотивированные
"Суп из хвоста Сатаны" - почему суп почему из хвоста
почему Сатаны. Почему например не "жаркое из
ляжки Христа"
Разноцветные республики жира - капли жира
на поверхности супа не разноцветны и никак не
похожи на республики (да и о каких республиках речь-
Советский Союз давно распался, а столица СНГ вовсе
не в Москве)
Шпала забитая в жилы - а почему не рельсы
забитые в ж...
Почему старухи золотушные, морг - развороченный
-ведь обстановку на вокзалах никак не спутаешь
с тишиной и спокойствием морга
Клекот мух , урчанье подвалов (и именно бетонных)
-где автор это слышал ? Почему не урчанье мух
и клекот подвалов. (урчание отъевшихся т.е. сытых
и довольных мух было бы более уместно чем клекот)
Пыль и сухой камень - это видимо жалоба на
сухой климат и то что город не поливают.
Злобы засаленный ворот - почему ворот
(м.б. для рифмовки с ворог) и почему засаленый.
Лошадь в кювете - пожалуй единственное
осмысленное сочетание
Трудно отделаться от подозрения что автор
для создания своих "крутых" образов использовал
одну из компьютерных программ для написания
стихов (попадались мне такие и на нашем и на
английском языке) - настолько случаен и ничем
не оправдан подбор словосочетаний.
Далее: стих в целом - хаотическое нагромождение
случайных образов, никак не уложенных в какое-то
логичное целое.
Начиная с первой строчки - что "Это" - имеется в
виду Москва или то что в ней творится, или бывший Союз?
С чем сравнивается шпала - с Москвой или с супом
и кто ее забил - Сатана что-ли?
Неужели на вокзалах попадаются только золотушные
старухи - и именно их хрип определяет лицо, обста-
говку на этих вокзалах (пусть хотя бы только в
критическом аспекте авторского взгляда).
Или автор почему-то именно старух не любит.
Суету вокзалов никак не соотнесешь с моргом
ну а слово "развороченый" - эдесь не пришей
кобыле хвост.
Отъевшиеся мухи - это что - жалобы на особую
московскую антисанитарию? Урчанье подвалов -
-намек на протечки подвального водопровода и
канализации?
Пыль на лице - так ведь батенька , это не вселенская
трагедия - умываться чаще надо ! А мокрый камень
вместо сухого тоже бы поди вызвал вашу неприязнь!
Злобы засаленый ворот, сравнение дырки с иконой,
за которой окапывается ворог (откуда старославянизм
в таком "современном" стихе ), да еще подстреленный
- это уже за пределами понимания нормального человека.
("Что бы это могло значть ?" - подумал майор Пронин
и все сотрудники вздрогнули )
Концовка стиха - совершенно неожиданная - оказывается
"никто не в ответе" - так уж мол жизнь сложилась.
Тогда к чему все эти "крутые" навороты ?!
Сравнение: лошадь в кювете - опять таки не очень.
Во первых я не видел лошадей лежащих в кювете,
(не сравнивайте картошку с пататом !)
во вторых - что она там делает - нет бы рвануть в поля!
И если лошадь - ваша жизнь - то что же вы уложили
ее в кювет. Уж если так достала Москва - поступите
как друг Высоцкого (мой друг уехал в Магадан...).
А вообше, о чем это стихотворение ? О вселенском
бардаке - так он не только в Москве - подвалы , вокзалы,
шпалы есть в любом городе. Многие недовольны
сегодняшним положением дел. Но ведь не Сатана,
не старухи и не мухи в этом виноваты.
Кто -то может назвать это криком души - извините,
как говорил Станиславский - не верю !
Это скорее невразумительное мычание.
Человек которому действительно больно - не будет
выкусываться на ровном месте и придумывать
"крутые" и вычурные образы и сравнения (проверьте -
защемите пальцы в дверь !)
Я не берусь судить о чувствах автора по жизни,
но В СТИХЕ - ярко выпирает желание выкуситься,
загнуть пальцы, а вовсе не боль за что-то или кого-то.
Ну ладно, и выкусываться можно с блеском - а здесь
- беспомощная белиберда.
Здесь нет ничего, что делает стих явлением искусства
Рычание, мычание и бормотание - хотя вполне спосбны
передавать эмоции (и даже очень хорошо)- к искусству
не относятся.
Простейшее умение укладывать слова в строчки и
следить за рифмой - это еще не умение писать стихи.
И даже далеко не вся стихотворная техника.
Надо еще уметь увидеть или сконструировать образ,
умение заставить его (как и другие приемы) работать
на идею стиха, умение пользоваться сравнениями,
Умение построить сюжет, умение грубо говоря,
заставить все орудия стрелять согласованно в одном
направлении и залпом а не вразброд.
Не меньше чем умение придумывать важно умение
беспощадно отсекать все лишнее.
Наконец умение работать со звуком стиха, стилистикой
Да в конце концов просто следить за осмысленностью
и понятностью своей речи.
Мозготрахалки прикрывают убожество мысли
а не философские глубины!
Если человек не может вложить в свои строки даже
первый смысл - то глупо искать в них второй.
При большом желании отыскать "скрытый смысл"
можно в чем угодно. И я называю этот стих дребеденью
не из-за убогости фантазии.
Ну например взять "шпалу забитую в жилы"
Если плюнуть на грамматику (одна шпала в жилы во
множественном числе) то это можно истолковать так:
В сказках 1001 ночи половой член назавают иногда
"жилой" ("ввел жилу счастья во врата разрыва...")
"шпала" - тюремная мастырка - стержень, вживляемый
в половой член - якобы позволяющая совершать
половой акт и при отсуствии эрекции.
Шпала забитая в жилу - этот образ говорит о том, что
наща страна давно потеряла "мужскую силу" а Москва
- искуссвенный стержень заставляющий принимать
вид вполне способного мужчины нашу уже ничего
не хотящую страну....
Можно конечно придумать подобную ахинею к
каждой строчке - да времени жалко.
Я стихи хочу читать - чтобы автор что-то мне говорил
, делал какие-то открытия - а не затем чтобы делать
за автора его работу - выдумывать смысл, который он
забыл туда вложить.
Так что же в данном стихе можно считать
художественным явлением ?
Ни смысл, ни чувство, ни сюжет, ни форму...
Может "крутые образы" ?
Извините, но я не могу считать искусством то, что
любой грамотный ремесленник сделает левой ногой.
А такие вот, бессмыссленные сами по себе и никак
не увязанные в общем, вещи можно сочинять
без всякого труда. Ну например :
И ИЗ-ЗА СЕЙФОВЫХ ДВЕРЕЙ
НЕСЕТСЯ ГРОМОМ НЕБЫВАЛЫМ
ТРЕСК ЦЕЛОК НАШИХ ДОЧЕРЕЙ
ПРОДАВШИХ ДУШУ КРИМИНАЛУ,
ОТ САТАНИНСКИХ БЛОК-ПОСТОВ
В ОТВЕТ ПРИЗЫВАМ К ЖИЗНИ ВОЛЬНОЙ -
РЫЧАНЬЕ ГРОЗНОЕ ГЛИСТОВ
ИЗ ЗАДНИЦЫ ПЕРВОПРЕСТОЛЬНОЙ
.........
(впрочем, останавливаюсь - не буду отбивать хлеб у
авторов сатанинских супов)
Подобную дребедень может без усилий сочинять
любой грамотный ремесленник. А при чем тут Поэзия
(с большой буквы) ?
В итоге могу сказать, что автор показал себя
ремесленником , прошедшим только первые шаги
в стихосложении и беспомощно плавающим на
более высоких ступенях.
Можно ли сказать - что это первые шаги и автор
еще многому научится . Насколько я знаю - увы, нет.
Получение призов и мест, незаслуженных похвал,
развращает мгновенно и бесповоротно. Разве будет
кто-то слушеть жесткую критику , если в другом месте
его стих признали "лучшим". Да что там жюри и
конкурсы - мне не раз приходилось в ответ на разбор
стихов выслушивать контраргумент - "а вот моим
друзьям нравится!".(Интересно - а в беседе с
футбольным специалистом кто-нибудь выдвигает
аргумент - что вот мол моим друзьям во дворе
нравится, как я гоняю мяч)
И я потратил столько времени на это рецензию не в
надежде на то что автор стиха прочтет и возьмется
за ум, а скорее для тех кто еще не испорчен и не
закоренел в мании собственного величия. И еще
для наивных читателей, путающих актуальность темы
с художественной значимостью и пустопорожнее
загибание пальцев - с поэзией.
Диоген
Свидетельство о публикации №100113000114