Две двери. метафизика

Днем все проходит, но до зари
Кожа - бумага, нервы - шнуры.


        В моем доме шестнадцать дверей, но только через две из них можно покинуть дом. Причем никто, вышедший из дома через одну из этих дверей, не может вернуться через другую. Выйти через вторую дверь так же просто, как и войти через первую, но вернуться назад гораздо сложней. Это сможет сделать лишь тот, кто сохранит трезвый разум и спокойное сердце, а это не так просто за второй дверью.
        
        Много дорог сходится там, но все они, кроме одной, поросли быльем и покрыты пылью. Та дорога пересекает три царства, и три дворца расположены вдоль нее.
        
        Первый подобен оазису в пустыне. Я - правитель в этом дворце, и имя мое - Амурат-Сагиб. Там мне даны свобода и власть.
        
        Второй дворец похож на капище в священной роще. В нем мне дана любовь, а правит там королева, чье непроизносимое имя означает "Желтоглазая Ночь". Моего же имени там никто не знает, как и Амурат-Сагиб не ведает имен своих братьев, жен и детей.
        
        И, наконец, в третьем дворце, светлом, но холодном и пустынном, чей-то голос обещает мне и любовь, и свободу, и власть. Но я не верю этому голосу. Тем более, когда он предлагает мне сломать вторую дверь и проложить ко дворцу широкую, прямую дорогу. Наверное, поэтому я все реже бываю там, и дорога постепенно покрывается пылью и зарастает травой...
        
        Просто я знаю точно: в двух других дворцах меня никогда не обманут...
        

* * *

        Было время - и не было ни Амурат-Сагиба, ни королевы. Существовал только Я, и Я был всем. Мне удалось преодолеть страх смерти. Я пронзил его шпагой, положил в гроб, отнес на кладбище и похоронил, а потом пел и смеялся от радости, потому что больше страхов у Меня не было.
        
        Потом Мне стало скучно, и началась война. Солдаты в хитиновых панцирях, ворочая тяжелыми мандибулами, шли в атаку. Довольно быстро Мне надоело наблюдать за ними сверху, как полководцу, и надо было что-то сделать, чтобы спуститься вниз. Вот Я уже вижу, как кто-то со связкой гранат бросается под танк. Вот какая-то странная фигура долго маячит на горизонте, и Я начинаю соображать, как подобраться к ней поближе, но раздается пулеметная очередь - и Я опять один. И вот Я вижу среди сражающихся своего соседа. Но до чего же он изменился!
        
        На какое-то время война кончается. Так и должно быть. Я выхожу на улицу, к дому соседки напротив, и кричу о том, что чувствую, о чем думаю. Но что случилось? Все ведут себя так, словно Я сделал нечто ужасное. Меня хотят образумить... Но Я уже опять на войне.
        
        Моему соседу, кажется, везет больше, чем мне. И тут Я впервые слышу этот насмешливый женский голос, хотя еще не знаю, кому он принадлежит. "Тут что-то не так, - говорит голос. - Либо она должна подняться, либо он должен лечь". А кругом слышны другие голоса, повторяющие, что всем надо отрезать головы. Только Мне не до этого, ведь Я только что узнал, из-за чего эта война началась. Я наконец понимаю, на чьей стороне сражаюсь, и все наполняется смыслом. И снова слышен голос Той, за кого я воюю. "Глупости все это, - говорит Она. - Война началась в тот момент, когда тебе сказали: "Не убий!.." Что тебе еще говорили?" - "Но почему опять Ты?" - восклицаю я. - "Чтобы ты не перепутал фантазию с реальностью, сон с явью. Впусти меня!" - "Нет... Уходи!"
        
        Война опять кончается. Я снова выхожу на улицу, но теперь уже молча...
        
        Я плохо помню, что тогда со мной было, но когда я вернулся озлобленным и полным решимости продолжать войну, то обнаружил, что порох отсырел, танки заржавели, а в перевернутых касках голуби свили гнезда. И снова прозвучал голос: "Впусти меня! Ты победил, значит, я должна быть свободна!" - "Кто Ты?" - спросил я и открыл дверь, прежде, чем прозвучал ответ: "Ты меня уже знАешь, хотя, возможно, и не узнаЕшь. Сними с меня одежду и опусти меня на землю".
        
        Что я тогда почувствовал? Словно весенний ливень окатил меня, освежив и очистив, словно яркая вспышка молнии озарила путь из дебрей, где я блуждал. Если бы это случилось раньше или позже, возможно, Она была бы другой, да и сам я стал бы не тем, кого представляю сегодня. Но неизвестно, было бы это к лучшему или к худшему.
        
        "Я покажу тебе одного несчастного, - сказала Она, и я увидел перед собой скопца. - Те, кто сделали это, не понимали, как можно резать бумагу, а прихватить живое тело. К счастью, он успел оставить детей. Я - его дочь!" Тут я увидел картинную галерею и длинный ряд портретов. "Узнаешь свои творения? - спросила Она. - А ведь все это его дети! Да, ты, сам того не зная, запечатлел его детей..."
        

* * *

        Могуч и властен Амурат-Сагиб, но есть на свете нечто, перед чем он бессилен. Он не может трижды повторить формулу развода сразу всем своим женам, ибо, если он сделает это, то в то же мгновение исчезнет вместе с дворцом, подобным оазису в пустыне.
        
        ...Если войти во дворец, подобный оазису в пустыне, с песней, посвященной королеве, то дворец и его обитатели обратятся в пыль и ветер. Еще хуже, если во владениях королевы прозвучит песня Амурат-Сагиба. Тогда священная роща станет болью и смертью, и королева со свитой напьются крови возмутителя их покоя. Я неважный актер и не умею притворяться, поэтому путь мой лежит по лезвию бритвы. Если ты сомневаешься, заставь себя почувствовать голод и ложись спать. Если ты - Амурат-Сагиб, то увидишь во сне оазис в пустыне. Если ты - слуга королевы, то тебе приснится священная роща. Если же тебе пригрезится светлый, но холодный и пустынный дворец, то лучше выйди из дома через другую дверь.
        
        ...Однажды я спросил королеву: "Чем твоя вера отличается от веры живущих за первой дверью?" Королева сказала: "Все мы боимся Бога, а они его любят." - "Но не лучше ли любить, чем бояться?" - удивился я. - "Смотря кого. Теофилия - род полового извращения. Если отдать Богу всю свою любовь, то ничего не останется сестрам и братьям". - "Но разве не там, за первой дверью, родились Свободная Любовь и Любовь в Великую Сушь?" - "Свободная Любовь, действительно, не наше изобретение, - ответила королева. - Но если я скажу тебе, что Любовь в Великую Сушь всегда существовала у нас, этого будет достаточно?.."
        
        ...Однажды я бросил в сердцах: "Неужели королева и жены Амурат-Сагиба будут преследовать меня всю жизнь, до скончания века?.." И прозвучал голос Ее Величества Желтоглазой Ночи: "Это было бы здорово. Но приготовься к худшему: когда мы покинем тебя, уже никто не придет вместо нас".
        
        ...Я морил себя голодом, но вновь и вновь видел во сне светлый и холодный дворец. Я выходил из дома через первую дверь, и иногда мне казалось, что еще немного - и все изменится... Но в конце концов дорога выводила меня ко дворцу, как две капли воды похожему на дворец из того повторяющегося сна. Правда, наяву мне не обещали ни любви, ни свободы, ни власти. Я перестал пользоваться второй дверью, но отыскал третью. И я знаю код ее замка. И я пою: ми-ре-до-ля-си... Дверь иногда открывается, но я никогда не могу быть уверен, что это произойдет. И, кроме того, я никогда не могу знать наверняка, что меня ждет за дверью...
        
        ...Ми-ре-до-ля-си... Что будет в следующий раз? В предпоследний раз меня встретили Беда, Доверие и Надежда. В последний - Холод и Безнадежность. Может, за ними пряталась Боль, которую породил я. Господи, как колотится сердце, когда я повторяю заветные ноты... Ми-ре-до-ля... Нет, не сегодня... И не завтра. До весны осталось совсем немного, и капель уже поет за окном: ми-ре-до-ля... Нет, нет и нет. Эта дверь, открывшись, когда-нибудь убьет меня. Но пусть уж лучше это случится весной.
        
        Была весна, и был снег в середине апреля, и голос той, которую я не мог ослушаться, потребовал от меня забыть ее имя, забыть дорогу к ее дому... До этого она никогда не просила у меня невозможного. Но не прошло и двух недель - и мы прошли друг мимо друга, даже не поздоровавшись. Весна позади, скоро кончится лето, а я ни разу не воспользовался ни одной из трех дверей. Вчера мне показали зеркало. "Полюбуйся, - сказали мне. - Ты это называешь любовью?" Теперь я уже не знаю, где кончается любовь и начинается безумие. Сердце мое на замке, и горе той женщине, которая сможет завоевать его. Войдя в мое сердце, она останется там навсегда. Новая жертва не сможет освободить старую.

Держитесь подальше от моего сердца!


Рецензии
На это произведение написана 51 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.