Луг, поросший стихами

*   *   *

...И когда я оставил за горной грядой
Валуны, изобильные мхами,
Вдруг на склоне пологом сверкнул предо мной
Луг, поросший стихами.

Каждый стих был подобьем цветка и зари,
Каждый радугой будто палимый.
Луг, поросший стихами! Любые бери
И неси их любимой!

Чей-то голос шептал: в них запретного нет,
Все они – за старанье награда!
Но и сердце, и ум промолчали в ответ:
Не мои. И не надо...

Пусть любой и напевен, и чист, и высок,
Пусть они никогда не увянут,
Пусть в них небо и твердь, преисподня и Бог,
Но моими не станут.

А мои мне растить между тьмы и огней
В неприметном, неласковом месте
Из бессонных ночей, из бунтующих дней –
И расти с ними вместе.

Постепенно смеркалось. Потом я ушёл
Между осыпью и валунами.
И вдали без меня волновался и цвёл
Луг, поросший стихами.

_____________________________________


Рецензии
Луг, поросший стихами. Это прекрасно! Прекрасен Ваш чудесный стих!

Но здесь, пожалуй, потребуется более серьёзный, развёрнутый отзыв. Кому потребуется? Очевидно, прежде всего, мне самому. Потому, а кто я есть по сути своей, с точки зрения современной сетевой поэзии? И как я позиционирую себя в своих собственных глазах? Ответ предсказуем и банален, и я его много раз озвучивал. Я графоман, играющий в поэзию на досуге. Обыватель. Но сейчас не обо мне.)

Мышление обывателя скучно, примитивно, шаблонно. Оно подчиненно словесной нелепице рекламных слоганов, пафосу пропагандистских лозунгов, демагогическому косноязычию политиков и чиновников, трафаретам очерков из школьной хрестоматии о великой великости русской поэзии. Из всего этого обескураживающего реальность винегрета возникает мысль обывательского вопроса – Зачем вообще нам нужна поэзия? Звучит как тема школьного сочинения. И если для обывателя ответ вполне очевиден. Без поэзии вполне себе можно обойтись. То для генератора стихотворных форм и поэтических экзерсисов, поэта - не всё так однозначно.

Ведь для поэта фраза - зачем нам нужна поэзия - не банальность, а некая идея, содержащая в себе созидательный смысл, пусть и примитивный. Идея, как выражение некоторой претензии быть (или не быть?), становиться. Можно смело утверждать (несколько переиначив Делеза и Гваттари), что поэтический продукт, идея, стихотворение не только нуждается в рефлексирующей характеристики к пережитому опыту, но и сам (сама, само), в силу своей творческой консистенции, создает событие, парящее над всяким опытом, как и всяким состоянием вещей.

Чтобы вопрос - зачем нам нужна поэзия - пережил становление, возник в голове обывателя, он, обыватель, должен сам стать иным. Прежде всего, стать читателем. А затем уже и, чем чёрт не шутит, поэтом. Другого выхода, кроме нарушения границ привычной идентификации, не существует. Одержимый страстью графомании, при внезапном её обострении он может заявить - всякий человек поэт. И возможно в этом окажется не таким уж далёким от истины. В ответ на вопрос о профессиональной принадлежности, не редко можно услышать - я тоже поэт. Не каждому строителю, или кулинару, вращаясь не в кругу профессионального сообщества, повезло выслушать подобное. Поэзия для обывателя есть предмет льстящего самолюбию соблазна, самообмана. Как субстанция, направленная на поиск смыслов, поэзия, в качестве индикатора, отображает сущность обывателя, его простую незамысловатую натуру. Вопрос - зачем нам нужна поэзия - предрешается его риторическим противопоставлением, отсекающим обывателя от приземлённого экстракта обитаемого мира: я тоже поэт! В связи с этим обывателю и не нужна поэзия: она у него уже есть, он ей обладает на уровне утробного всеядного потребления, которое в ответе за появление вопроса и его усердное продвижение, прежде всего в интернете.

Что делает поэзию столь уязвимой перед обывателем? Самолюбование и желание быть ясными, понятными делает иных поэтов предсказуемыми, а выстраданные истины стандартными. Чем настойчивее поэт разрешает себе брать любые стихи

Луг, поросший стихами! Любые бери
И неси их любимой!

и обращается к читателю с призывом называть вещи своими привычными именами, тем меньше имен (стихов) в расчете на дряхлую память обывателя он может предложить.

Чей-то голос шептал: в них запретного нет,
Все они – за старанье награда!

Смыслы оказываются исчерпанными их понятностью, концепции становятся привычными, стихи скучными.

Пусть любой и напевен, и чист, и высок,
Пусть они никогда не увянут,
Пусть в них небо, земля, преисподня и Бог,

Единственный путь - порождение новых трендов, смыслов, концепций (да здравствует метамодерн!) тогда, быть может, появятся стихи, исключающие возникновение противоречивого вопроса - зачем нам нужна поэзия?

Ключевая идея, концепт и даже если хотите уместный пафос, квинтэссенция конкретно этого стихотворения, на мой взгляд, выражены вот в этих строках -

Но моими не станут.

А мои мне растить между тьмы и огней
В неприметном, неласковом месте
Из бессонных ночей, из бунтующих дней –
И расти с ними вместе.

Иными словами, если совсем коротко – чудесен Ваш прекрасный стих!

Дмитрий Куваев   31.05.2024 14:10     Заявить о нарушении
Что ж, Дмитрий, интересно и убедительно.
Я полагаю, Вам стоит развернуть свои мысли о поэзии и её соотнесённости с читателем и в качестве материала для исследования обратиться к текстам и современных авторов, и классиков прошлого.
За добрые слова в адрес моего "Луга..." - спасибо!

С уважением,

Марк Шехтман   31.05.2024 13:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 32 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.