Древняя и средневековая индийская музыкаДРЕВНЯЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИНДИЙСКАЯ МУЗЫКА Поскольку все виды искусства в Индии зародились ещё в глубокой древности, и были связаны с магической религиозно-ритуальной практикой, то в них сохранились черты первобытного синкретизма. То есть виды искусства, зачастую образовывали сложный синтез, в рамках одного художественного произведения (например, синтез архитектуры, скульптуры и живописи в храмовом зодчестве). Не менее тесно были связаны между собой и те виды традиционного художественного творчества индийцев, в основе которых лежали звук и ритм: литература, музыка, танец и театр. В одном из древних индийских трактатов есть такая притча, представленная в виде диалога Правителя (раджи) и Мудреца (брахмана): Правитель: О, безгрешный! Снизойди до меня и научи создавать скульптурные изображения. Музыка в Индии появилась в древнейшие времена и воспринималась как божественное проявление, связанное с актами создания и разрушения вселенной. Основываясь на звуке и ритме, она соотносилась с двуединой структурой мироздания и человека, где звук связывался с духовным началом, а ритм – с физическим, материальным. Кроме того, музыкальный звук воспринимался и как идеальный первоначальный язык, понятный богам, людям, животным, птицам и даже природным явлениям. Музыке также отводилась важная роль в древних науках и учениях: астрономии, магии, мистицизме и медицине. Первые записи музыки встречаются в священных книгах Индии – «Ведах». Она велась на древнем санскрите и сохранила свою форму до наших дней. Одна из «Вед» - «Самаведа» целиком была посвящена религиозным песнопениям, исполнявшимся брахманами во время обрядов. Нужно отметить, что музыкальное искусство в Индии относилось к традиции «шрути» - «услышанному» свыше (переданному людям богами), а поэтому считалось священным . В I тыс. до н. э. был создан трактат “Натьяшастра”, принадлежавший перу легендарного Бхараты. В нём были изложены основные положения о музыке, танце и театральном искусстве. Музыка, в этом научном труде, трактовалась как неразрывное единство инструментального начала, пения и танца. В разделе, посвящённом музыкальной теории, были систематизированы все элементы музыкального языка. Основой его был звукоряд из семи ступеней, обозначаемый начальными слогами определённых понятий санскрита: са, ри, га, ма, па, дха, ни, что соответствует европейской гамме: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Этот звукоряд мог расширяться за счёт вводимых «промежуточных» звуков и, таким образом, в полном объёме он насчитывал 22 интервала, называемых шрути - "слышать", "различать", "распознавать". Семь основных музыкальных звуков имели также сакральное значение и символически связывались с устройством Вселенной, например, с семью небесными светилами (Солнце, Луна и 5 планет, известных тогда в Индии). Определённые звуки индийской музыкальной гаммы также соотносились с временами года и суточным циклом, в которые входили и переходные состояния (например, сумерки, рассвет и т.п.). Бесспорной считалась также связь звуков и цветовой палитры. Так музыкальный звукоряд ассоциировался с определенной цветовой гаммой и связанной с ней символикой: белый – истина, чёрный – зло, синий – действие, зелёный – природа (растения), жёлтый – будущее и солнце, оранжевый – отвага, красный – доблесть. Постоянное соотнесение между собой определённых звуков и цветов рождало в восприятии зрителей и слушателей их неразрывную взаимозависимость (это явление в науке получило название «синестезия»). Не случайно, в Индии появилось выражение: «видеть звук и слышать цвет». Также считалось несомненным воздействие музыки на все органы чувств человека и на его организм в целом. На этой почве в Индии родилась особая наука – мантра-йога. Слово «йога» обозначает «связь», «путь», а мантры - это звуковые комплексы, обладающие магическими свойствами. Для того чтобы человек мог достичь определённых психо-эмоциональных состояний: покоя, гармонии, творческого вдохновения и т.д., сочинялись специальные мантры, чтение (пропевание) которых приводило к желаемому результату. К VIII в. н.э. появляются, а затем закрепляются в традиции классические формы индийской светской музыки. Главный принцип создания и исполнения музыкальных произведений основывался на импровизации. Однако в основе каждой импровизации лежала определённая неизменная мелодия-мотив, получившая название «рага». Древнеиндийская музыка насчитывала 7 основных раг и 5 производных от каждой раги - рагинь. Они, по мнению индийцев, по-разному могли воздействовать на внутренний мир слушателя. Так, раги приводили дух к состоянию мужества, активности и героизма, а рагини ассоциировались с нежностью, любовью и печалью. У индусов выработалось даже специфическое чувство восприятия раг: например, их слух не выносил «утреннюю» рагу, исполняемую вечером. Кроме того, строение раги соответствовало социальной структуре общества: каждая рага состояла из главного звука, называемого «правитель», второго по значению звука, который воспринимался как «министр», их дополняли подчинённые звуки – «помощники», а также в раге обязательно присутствовал некий диссонирующий звук – «враг», придающий драматизм и особую эмоциональную окраску звучащему произведению. Эти сведения нам известны благодаря обширному семитомному трактату "Сагитаратнакара", созданному мыслителем и теоретиком Шарангадевой, и трактату "Сангитадарпана", написанному музыкантом Дамодаром (XV в.), где содержатся комментарии, пояснения и интерпретации текстов более древней "Натьяшастры". Трактат «Натьяшастра» содержит, кроме прочего, рекомендации по технике вокального исполнительства: Развивалась в Индии и инструментальная музыка, что способствовало появлению целого ряда музыкальных инструментов. Большое распространение получили струнные инструменты: ситар, саринда, эсрар, вина и др. Особенно значимыми для традиционной культуры были ударные инструменты – бубны и различные барабаны. Форма инструмента, его внешний вид и способ звукоизвлечения зачастую рассматривались тоже символически, через призму верований и мифологического мировоззрения. Так, например, флейта, символизировала человеческий голос. Духовые инструменты часто ассоциировались с богом Кришной (аватара Вишну), который часто представлялся с флейтой, свирелью, а также иногда изображается трубящим в морскую раковину. Ударные были атрибутом одного из главных богов индуизма – Шивы. Согласно сложившейся традиции, его изображали танцующим и бьющим в барабан, в процессе создания им Вселенной. Этот же бог считался изобретателем вины – популярного струнного инструмента в Индии. С виной, также изображали богиню Сарасвати – покровительницу знаний и искусств. Таким образом, музыка в традиционной культуре воспринималась как элемент, имеющий определённое воздействие на всю Вселенную и на каждого отдельного человека. Ей приписывалось сакральное значение, связанное с магической стороной влияния музыкального искусства на личность. Важным является и то, что музыка считалась основой любой художественной деятельности и объединяла, связывала другие виды традиционного искусства Индии: слово, танец и театр. (Источник - Искусство с Ириной Дружининой) © Copyright: Скаредов Алексей, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|