Рильке. Познание смерти

Елена Ительсон: литературный дневник

РАЙНЕР МАРИЯ РИЛЬКЕ


Познание смерти


Мы ничего не знаем про уход
раз навсегда ушедших. И не нам
судить о смерти, забежав вперед,
приглядываясь к сдвинутым чертам


на маске трагедийного конца.
Пока мы здесь разыгрываем роли
в надежде славной лицедейской доли, —
играет смерть от своего лица.


Но ты ушла, и к нам одновременно
проник луч подлинности в ту же щель,
в которой ты исчезла с нашей сцены:
луч яви, нам неведомый досель.


А мы за славой гонимся упрямо,
мы упиваемся своей игрой...
Но вырвавшееся из нашей драмы
твое существование порой


нас будто тянет за собой из плена,
чтоб вдохновить нас подлинностью яви.
И в те минуты мы самозабвенно
играем жизнь, не думая о славе.


(перевод К.Богатырева)



ОПЫТ СМЕРТИ


Мы ничего не знаем про уход:
он неисповедим. Что за нужда
смерть ненавидеть и, наоборот,
влюбляться в смерть, чью маску навсегда


наш трагедийный ужас исказил.
Мы все играем - и слепой и зрячий, -
пока мы озабочены удачей,
и смерть играет тоже - в меру сил.


Когда же ты ушла, из леденящей
щели на сцену лег и не исчез
знак истины: свет солнца настоящий,
луг настоящий, настоящий лес.


А мы играем дальше. Каждый раз
твердим, жестикулируя, свое:
и лишь когда, сокрытое от нас,
изъятое их пьесы бытие


на нас нахлынет страшным откровеньем,
что там, внизу, действительность иная,
тогда мы жизнь играем с упоеньем,
о шумных похвалах не помышляя.


(пер. В. Летучего)




Предвкушение смерти. Из Рильке
http://www.stihi.ru/2018/02/08/11795
От нас последний этот выход скрыт,
неразделённый нами. Нет причин
клясть или славить смерть, чей внешний вид,
наверно, самой скорбной из личин,


маскою жалобы так искажён.
Мы в мире всё ещё играем роли.
Не нравится нам смерть, но поневоле
актёры с ней играют в унисон.


Осталась после твоего ухода
в кулисах щель, и к нам исподтишка
проникла настоящая природа:
немного солнца, ветер, облака.


Играем дальше. Машем вновь руками,
заученные фразы говорим,
но, всё ещё причастна к нашей драме,
способна ты присутствием твоим


охватывать нас вдруг, и вторит сцена
природе наизусть, как вторит эхо,
и в это время мы самозабвенно
играем жизнь, и нам не до успеха.


(пер. В. Микушевича)



Опыт смерти из Р. М. Рильке
http://www.stihi.ru/2010/07/06/4111


Мы не знаем об этой кончине, потому
что нам не дано знать.Нет у нас основанья для знанья.
Нет любви, оборвана ненависть ко всему,
Что показывает смерть, как скупы ее желанья,


Каково ее лицо, обезображенное плачем.
Но в мире есть роли, которые мы играем,
Пока мы заботимся, правильно ли мы скачем,
Играя тоже смерть, хотя она нас не знает.


Ты еще ждешь.Ты проходишь на поле в этой сцене.
Луч действительности брезжит сквозь случайную щель.
И, когда ты проходишь,ты видишь, что зелень есть зелень,
Солнечный свет есть солнечный свет, а после марта будет апрель.


Мы играем дальше. Боязливо и тяжело,
выученное произнося, и жестов становится меньше
ближе к концу,но твоя от нас удаленная в НИЧЕГО,
самая древняя из пьес видна всё резче.


Всё сильнее нас начинает охватывать то знание,
Что теперь мы познали всё, вниз опускаясь,
так что мы немного побыли в забвеньи страданья,
В жизнь играя, не думая о том, хорошо ли у нас получалось.


"Новые стихотворения" 24.01.1907



(пер. Елены Ительсон)




Todes-Erfahrung


Wir wissen nichts von diesem Hingehn, das
nicht mit uns teilt. Wir haben keinen Grund,
Bewunderung und Liebe oder Ha;
dem Tod zu zeigen, den ein Maskenmund

tragischer Klage wunderlich entstellt.
Noch ist die Welt voll Rollen, die wir spielen.
Solang wir sorgen, ob wir auch gefielen,
spielt auch der Tod, obwohl er nicht gef;llt.

Doch als du gingst, da brach in diese B;hne
ein Streifen Wirklichkeit durch jenen Spalt
durch den du hingingst: Gr;n wirklicher Gr;ne,
wirklicher Sonnenschein, wirklicher Wald.

Wir spielen weiter. Bang und schwer Erlerntes
hersagend und Geb;rden dann und wann
aufhebend; aber dein von uns entferntes,
aus unserm St;ck entr;cktes Dasein kann

uns manchmal ;berkommen, wie ein Wissen
von jener Wirklichkeit sich niedersenkend,
so da; wir eine Weile hingerissen
das Leben spielen, nicht an Beifall denkend.




Другие статьи в литературном дневнике: