Немного, наверное, в мире найдётся культурных людей, никогда не слышавших о Большом театре России, в советское время называвшемся «Государственный академический Большой театр Союза ССР». Ещё в 1964 году Юрий Визбор написал песню, где были слова: «Зато мы делаем ракеты, перекрываем Енисей, а также в области балета мы впереди планеты всей!».
Сейчас Государственный академический Большой театр – один из крупнейших и старейших в России, а также один из самых значительных в мире театров оперы и балета.
Годом рождения театра, тогда ещё частного и не называвшегося Большим, принято считать 1776-й – именно тогда известный меценат, московский прокурор князь Пётр Урусов получил от Императрицы Екатерины II величайшее дозволение содержать «театрального всякого рода представления». Но с 1794 года театр стал казённым, составлявшим вместе с Малым единый Императорский театр. Время от времени статус московской труппы менялся: она то переходила в подчинение московскому генерал-губернатору, то вновь – под петербургскую дирекцию.
Большим театр стали называть с 1825 года после очередной перестройки. Тут надо отметить, что здание театра трижды сгорало и каждый раз его отстраивали.
После 1917 года все имущество театра было национализировано, и Малый театр стал отдельным.
Мне приходилось бывать в Большом театре в декабре 1989 года, во время работы последнего съезда работников образования СССР. Тогда в театре шла опера «Каменный гость». Партию Дон Жуана пел Владимир Атлантов, а партию Лауры – Тамара Синявская. Впечатления от увиденного живут во мне и поныне.
Со 2 июля 2005 года до 28 октября 2011 года проходила реконструкция театра, превысившая, как это теперь нередко случается, в два раза и плановые сроки, и плановые финансовые затраты. В сентябре 2009 г. даже возбудили уголовное дело, но дать ему огласку в итоге постеснялись. Как-никак, мировой позор.
Коррупционные скандалы в связи с реконструкции побили все рекорды, возмущался тогдашний мэр Юрий Лужков, прямо говорил о ситуации Николай Цискаридзе.
По словам Николая Максимовича, старинную лепнину, вековые элементы, частички истории стащили и поменяли на обычный пластик. Местами старинную лепнину заменили даже на папье-маше. После реставрации не осталось ни одного подлинного бронзового канделябра – украли. Да что там канделябры! Стащили даже бронзовые дверные ручки… Вместо бронзы в театре теперь обычное железо – слегка прикрытое золотистой краской.
Николаю, естественно, видней, нам же это всё не бросилось в глаза. Правда, невооружённым глазом видно, что роспись потолка покрылась трещинами, а в туалетах кое-где рядом с золочеными ручками прикручены дешёвые шпингалеты, но это всё не главное.
А главное – удивительный балетный спектакль «Дочь фараона», поражающий красотой и гармонией сценических событий, костюмов, поразительным мастерством артистов балета. Мы все впервые почувствовали, что такое настоящий живой, шикарно поставленный, балетный спектакль, в котором всё понятно, всё поражает слаженностью и совершенством, даже в массовых сценах невозможно заметить хоть какой-то сбой, а уж движения и танцы солистов – это сама безупречность. Всё это в целом вызывает исключительное эстетическое наслаждение, такое зрелище забыть категорически невозможно.