***"Маленькие трагедии" и "Борис Годунов" - мои любимые у Пушкина... В первой драме он, со свойственным ему чутьём и ясностью мысли , определяет и выводит крайнюю степень порока: скупость, сладострастие, зависть и проч. Так как русская душа не бывает только злой или только доброй, автор выбирает Европу. В "Борисе" поворот исторический, предупреждение нам о войнах и смутах; кровь болезненного царевича долго ещё будет искупаться нами. Вспомним расстрел царской семьи и смерть, тоже болезненного, царевича Алексея... Повороты в истории, выведенные в искусстве, всегда предупреждают, приготавливают нас к чему-либо. Долго будет ещё аукаться нам (а может и не так долго уже) злодейство человеческое , облачённое в порфиру. Всякое соприкосновение с родной историей доставляет радость, мало с чем сравнимую. Если, конечно, соприкасаешься добрым, чутким сердцем и ясною мыслью. Думаю, что сам талант историчен... По крайней мере, талант большой. Художник, им обладающий, несёт обязательно в себе зерно нравственности. По моему мнению, нет искусства вне нравственности, вот почему авторы современные, в меньшей степени - недавнего советского времени, обладающие даже и мастерством, не достигли и не достигнут высот в поэзии и в любом другом виде искусства. Им просто не хватает духа. История учит только людей нравственных, вероятно. В каждой поэме есть ключевые строки, или - вершинные. Их мало. Так в "Монологах Микеланджело" этих фрагментов два: "Античность светлая мне мрачно улыбнулась, и "Нет совершенства там, где нет изъяна".
© Copyright: Владимир Мялин, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике: |