***

Татьяна Вика: литературный дневник

Сегодня была память Папы Маркеллина. Папы первых столетий были зачастую высечены из драгоценных камней. Волевые, строгие к себе, погруженные в молитву и проповедь, нищелюбцы. Многих чтит и Православная Церковь, не смотря на сложные - мягко говоря - отношения с Римским престолом в поздние времена.
Климент, Лев Великий, Григорий Собеседник, Сильвестр, Сикст, Мартин...
Одних казнили, других изгнали в ссылку, третьи умерли своей смертью, но прожили жизнь бескровных мучеников. Маркеллин (Марцеллин) таков же, но...
Во время гонения (а тогда в Риме казнили много - 17 тыс. за один месяц) он из страха мучений отрекся и и принес фимиам идолу. Дело неслыханное для епископа, тем белее - Папы. Наслаждаться подаренной жизнью Марцеллин не мог. Совесть пожирала его изнутри. Он обратился к Собору епископов за решением своей участи.
Никаких догматов о "непогрешимости", никакого превосходства над Собором епископов еще в помине не было. Церковь решала судьбу Папы, а не наоборот. Епископы сдержанно напомнили Папе об отречении Петра и последующем покаянии. И Марцеллин искупил грех отречения кровью. Он повторно явился к гонителям, исповедал веру и преклонил голову под меч.
При этом накануне заклял клятвой всех, кто дерзнул бы его похоронить. Желал, чтобы кости его растащили псы. 36 дней он оставался непогребенным. Преемник Марцеллина похоронил его только после вмешательства Апостола Петра и его благословения на погребение.
*
Алмазная твердость (подобно Георгию) всегда в почете у людей и Ангелов. Но особой теплотой веет от тех житий, где праведник колеблется и оступается, а впоследствие приносит покаяние и доводит дело до славного конца.
На высокие степени восходят люди из плоти и крови, люди, рожденные женщиной. А ведь Бог и "в ангелах усматривает недостатки" (Иов 4:18) И велик не тот, кто вообще не боится, но тот, кто верой превозмогает страх.
Дело венчается окончанием. До времени ни о ком нельзя сказать ничего твердого и решенного. И хвалить наставников безошибочней, только взирая на скончание жительства (Евр. 13:7) Так же, "взирая на скончание жительства", нужно подражать и "вере их".
Пока все еще не твердо, все способно изменяться, иногда - стремительно. Нужен страх Божий и на себя ненадеяние (великая добродетель всех благочестивых).
Мучениче Мацеллине, моли Бога о нас. И о современных католиках с их чрезмерностями в учении и догматическим туманом в отношении сидящего на Папском престоле.



Другие статьи в литературном дневнике: