Из беседы с о. Димитрием Смирновым.– Вопрос: «Учусь в одной группе с парнем, у которого проблемы с развитием. Пытаюсь его не осуждать, не злиться, но это очень сложно, не хватает терпения. Подскажите, как быть?» - Терпеть. Когда мне говорят о таких вещах, а говорят часто, я вспоминаю замечательную женщину, одну из самых прекрасных, каких мне довелось встречать в моей жизни - Екатерину Александровну Старицкую. Дивный, редчайший человек, три раза ее приговаривали к расстрелу, но каждый раз обходилось. Она говорила: «Отец Димитрий, Вы даже не представляете, ничего Господь не дает так быстро, как терпение, когда Его об этом просишь. Как попрошу терпения – Господь сразу дает». Она прожила такую трудную жизнь, что если рассказывать, одной передачи не хватит. Поэтому надо молиться - и Господь даст терпение. Когда у человека чего-то не хватает, например, терпения, еды или любви, всегда надо обращаться к Господу, ведь Он пришел нас спасти. Люди просто об этом забывают.
- Иногда люди говорят: «Читаю Евангелие и должен это сделать, чтобы Богу было приятно». - Никто никому ничего не должен. Все нужно делать по любви к Богу. Долг – это как некое начало. Это неплохо, когда у человека есть чувство долга, но цель другая. Одно дело, когда человек выполняет свой гражданский долг, другое – когда он любит Родину. Совсем другое качество.15,02,15. – Да, но нужно понимать поэзию текста. Ведь речь не о волосах в прямом смысле, которые остаются у нас на расческе. Это уже из области фарисейского абсурда.8.2.15. – Здесь нет понимания, о чем идет речь. Беса может изгнать только благодать Христова. *** – Мой первый духовник учил отвечать: «А что?» Почему-то многие люди считают, что на любой вопрос должно давать ответ. Да вовсе нет! Нет такой заповеди или закона, где бы предписывалось отвечать на любые вопросы. Это ведь относится непосредственно к интимной жизни человека, к его душе. Человек, не снимая уличных сапог, лезет в душу. *** – В своей сегодняшней проповеди Патриарх привел цитату Ефрема Сирина, святого отца IV века: «Смиренный кающийся грешник не нуждается в добрых делах. А превозносящийся праведник, исполненный добрыми делами, разрушает все свои труды для Царствия Божия». Лучше не скажешь, потому что, вступая в поприще поста можно принести себе не пользу, а вред. Причем не только телесный и психический, а именно духовный. Если человек то малое, совершенное в Великий пост, будет ставить себе в какую-то заслугу или укорять непостящихся, он отдалит себя от Царствия Божия. А не постящийся человек, по каким-то обстоятельствам, который со смирением и покаянием, с просьбой о милости взывает к Богу, выйдет из этого поста более оправданным, чем тот, который постится по уставу и исполнен самодовольством. Эта мысль очень важная, она много раз повторяется в церковных песнопениях. Ефрема Сирина я читал последний раз 35 лет тому назад, у меня есть только два тома, но мне не встречалось такое мощное сообщение, чего многие от нас ждут, мощный образ того, как нужно к этому подходить. Очень мало людей это чувствуют. Все хотят получить некую инструкцию, действуя по которой они будут спасены. Здесь нужны не инструкции, а нужно войти в саму суть духовной жизни. 8.2.15. *** © Copyright: Татьяна Вика, 2015.
Другие статьи в литературном дневнике:
|