Тире в стихотворенииПоэзия - особая форма литературного творчества, где, например, тире в стихотворении бывают вне обычных правил грамматики. Посмотрим, как это выглядит у Бориса Пастрнака. Тире часто используется поэтом для придания стихотворению большей экспрессивности: О,знал бы я, что так бывает, Когда пускался на дебют, Что строчки с кровью - убивают, Нахлынут горлом и убьют! ("О, знал бы я, что так бывает...", 1931) С помощью тире Пастернак подчёркивает динамичность, резкость, быструю смену событий. Используя тире, автор разрывает интонационную плавность фразы и тем самым придает ей эмоциональную напряжённость и остроту, переживаемые почти трагически в моменты творчества. А вот есенинская строфа и то место, где в ней стоит тире. Казалось бы, после слова "весь" должна быть запятая, но, вероятно, между "я" и "запущенный сад", при отсутствии прочих слов, напрашивается слово "это", что и определило наличие тире: Был я весь — как запущенный сад, Но если уже вопрос коснулся тире, без творчества Марины Цветаевой тут - никак... Авторское тире у Цветаевой - это уже не просто знак препинания, а продукт поэтического творчества. Поэтические тексты Цветаевой - богатейший материал для выявления и описания функциональных и стилистических особенностей тире, её поэтический рассказ "взахлёб", который выражен в экономии словесно-речевых средств, что особенно ярко представлено в "Стихах к сыну": Ни к городу и ни к селу - Тире Цветаевой - это инструмент создания мыслительного содержания поэтического текста. Цветаева утверждает: "Совершенная мысль не может не быть формулой", что очень точно проявлено в стихотворении "Разговор с Гением": Глыбами - лбу Цветаевский рассказ "взахлеб" - это то, что обязательно сопровождается интонированием звука, морфемы, слова, словосочетания. Благодаря такому исполнению происходит своеобразное смысловое нанизывание: смыслы слов перебрасываются с одного на другое; логические (и грамматические) связи слов ведут к впередистоящей части высказывания и одновременно притягивают к себе последующие слова. Семантика одного слова приобретает черты значения другого. Текстовая семантика становится невероятно объемной и многозначительной: Думаешь - скалы Зов его - в гущу Тире при перечислении однородных членов - один из продуктивных приемов М. Цветаевой - связан с оригинальным характером данных элементов предложения в ее поэтическом тексте, поскольку "сочетаемость слов - это прежде всего сочетаемость образов". Ряд однородных членов часто состоит из слов лексически несочетаемых, характеризующих предмет с разных сторон, по разным основаниям: Бредут слепцы Калужскою дорогой, - Источник: http://litcult.ru/blog/20159
© Copyright: Виктор Сухарев, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|