13 способов увидеть себя вне своей роли

Майя Кузнецова: литературный дневник

Если вы видите свою жизнь как историю, это упрощает ее полноту. Подумайте о том, как люди рассказывают о своем жизненном «путешествии» по жизни. Одни события в этом повествовании становятся более значимыми, а другие остаются в тени.
Однако такой узкий взгляд на нашу жизнь мешает нам понимать сложное поведение других людей и самих себя. Истории могут изменить нас, закрепив за нами определённые модели поведения, мышления и чувств.


Точки зрения и определяют нарративы, которые мы используем. Другими словами, наши убеждения и ценности формируют то, как мы смотрим на вещи и события. И этим легко объяснить, почему наши нарративы могут значительно отличаться от нарративов других людей, даже если пережитые события одинаковы. Но как только мы поймем разность точек зрения, мы увидим, что и нарративы могут быть удивительно гибкими. Мы не можем рассматривать их как последовательность событий в рассказах. Для этого больше подойдет поэзия.


Вспомните стихотворение «Тринадцать способов увидеть чёрного дрозда» (1917) американского поэта Уоллеса Стивенса. В каждой строфе рассматривается отдельный способ взглянуть на чёрного дрозда и его связь с человеком. Стивенс объединяет события, не объясняя, как они связаны между собой, — они связаны только его точкой зрения. Точно так же нелинейное понимание себя означает то, как мы относимся к сложному и хаотичному миру в настоящий момент. В этот момент мы находим смысл, не нуждаясь в упорядоченной схеме.
(с)



13 способов увидеть черного дрозда (Уоллес Стивенс)


I.
Среди двадцати снежных гор
Единственным, что двигалось,
Был глаз чёрного дрозда.


II.
Я думал сразу три мысли,
Как дерево,
На котором сидело три чёрных дрозда.


III.
Чёрный дрозд кружит на осеннем ветру.
Он - тоже часть этого представления.


IV.
Мужчина и женщина —
Одна плоть.
Мужчина и женщина и чёрный дрозд —
Одна плоть.


V.
Что предпочесть, не знаю:
Красоту птичьего свиста
Или красоту темного смысла,
Пение черного дрозда
Или то, что после.


VI.
Наледь покрыла высокое окно
Диковинными узорами.
Тень черного дрозда
Мелькала по нему –
Туда и обратно.
Охваченный волнением,
Искал я в этих промельках
Какой-то особый смысл.


VII.
О бессильные люди Хаддама,
Зачем вы думаете о золотых птицах?
Разве не видите, как черный дрозд
Скачет у ног ваших женщин?


VIII.
Мне ведома благородная речь
И ясные, неотвратимые ритмы;
Но также я знаю,
Что чёрный дрозд вовлечён
В то, что я знаю.


IX.
Когда черный дрозд, улетая, скрылся из виду,
Он обозначил границу сферы –
Одной из многих.


X.
При взгляде на чёрных дроздов,
Летящих в зелёном свете,
Даже сводни благозвучия
Становятся слишком трескучими.


XI.
Он ехал по Коннектикуту
В стеклянной карете.
Внезапный страх пронзил его:
Он ошибочно принял
Тень экипажа
За стаю чёрных дроздов.


XII.
Река движется.
Чёрный дрозд должен лететь.


XIII.
Весь день был как вечер.
Шёл снег
И собирался идти ещё.
Чёрный дрозд сидел
В кедровых ветвях.



Другие статьи в литературном дневнике: