Что это была за вселенная Александр Башлачёв?Что пыталось говорить с нами через него? Саша неоднократно рассказывал, что стихи его буквально осеняли. Часто он до конца не понимал смысла написанного, и только в процессе обработки пришедшего материала начинал вникать в суть. Это говорит о действии здесь высокого духовного существа, которое, избрав Сашу сосудом, инспирировало его. Так или иначе многие творческие люди испытывают подобного рода инспирации, только всё это с разной степенью таланта доносится в итоге до мира. Уровень инспираторов, их принадлежность к разным, часто полярным духовным сферам, весьма по-разному определяют деяния их земных со-творцов. С сентября 1984 по май 1986 года Саша писал в нечеловеческом плотном ритме. Это были настоящие мистерии, своего рода былинные исповедания по 15-20 минут каждое. И вот в мае 1986 года поток света иссяк. Наступила тишина. Саша, наверно, не сразу понял, что это конец подаркам. Он вымотался и думал, что пришло время взять паузу и немного перевести дух. Силы человеческие не запредельны. Он был выкачан и творчеством и концертами. Но это был уже предопределенный конец творческого пути. Фактически всё, что было с мая 1986 по февраль 1988 года, иначе как агонией и не назовёшь. Творящий Дух, что столько подарил, покинул его. Саша не сдавался, искал к нему путь. Но время шло, и ничего не происходило. Рокерское окружение Башлачёва боготворило, но было в целом довольно беспомощно в плане оказания помощи ему, оказавшемуся в тяжёлой мистериальной ситуации. Саше, чем дальше, тем меньше хотелось общаться с этим окружением. Но это была его основная публика, его свита, довольно циничная и часто совершенно бесшабашная, хиповая тусовка, жаждущая только новых песен и не понимающая его личной драмы. Они хорошо умели вытягивать жилы из своих кумиров, как вытягивали их из Майка Науменко, Янки Дягилевой, да и из крепкого восточным умом Виктора Цоя, лишая жизненных сил и подводя невольно к преждевременному концу. Когда Саша Башлачёв начинал петь, то из маленького, щуплого юноши за несколько секунд превращался в сказочного исполина. Это преображение наблюдали многие. У некоторых слушателей от тяжёлого умственного и эмоционального перенапряжения не выдерживали нервы. Поразительно звучало его признание: «Баба ехала на возу и обронила стихи, а я подобрал», добавляя после паузы: «А имя бабе – Россия». Вот эту концовку многие и не слышали. Распространился даже слух, что Саша украл стихи у Янки Дягилевой и подобие несусветной чепухи. Но, стоит заметить, он часто говорил притчами и какими-то малопонятными фразами, за которыми скрывался глубокий смысл. Возможно, тут кроется большая и очень ясная догадка, что инспирирующим духом творчества Александра Башлачёва была русская народная Душа. Не стоит это существо воспринимать афористически и символически. Русская народная Душа – существо в духовном мире совершенно реальное. Рассматривая индивидуальности, которые отмечены в русской культуре последнего периода советского времени особым образом (их творческая деятельность была связана с русской народной Душой и жертвой за творчество, за запредельное горение становилась жизнь), встаёт феномен некого духовного регентства в русской культуре, которое длилось ровно три года. Получается интересная трёхлетняя цикличность смертей, которая как бы передавала эстафету от одного к другому: Николай Рубцов – 1971 О каждом из этих людей написано очень много. Это были кумиры поколения. Люди, которые ещё при жизни стали живыми легендами, и сгорели в огне своего творчества. Что их объединяет, так это очень странные, хотя во многом и закономерные смерти, после которых оставался осадок долгой, гнетущей пустоты. Когда они уходили, всегда было ощущение, что умирала часть духовного существа России. Неудивительно, что в этом списке барды: Галич, Высоцкий, Башлачёв. Стоит добавить к этому, что Николай Рубцов тоже часто пел свои стихи, аккомпанируя себе на семиструнке, а на стихи Губанова написано множество песен. Леонид Губанов в этом списке, возможно, кому-то покажется малоизвестным. При его жизни о нём знали лишь немногие. Только сейчас, спустя время, гениальные и во многом пророческие стихи Губанова видятся как нерукотворный памятник России и своему времени. После смерти Высоцкого Губанов получил своё регентство на трёхлетний крестный путь в русской словесности. И это отразилось только сейчас, когда выяснилось, сколько написал он стихов и поэм в последние три года своей жизни. Удивительным образом совпадает смерть Леонида Губанова с рождением в молодом череповецком журналисте Саше Башлачёве – поэта Александра Башлачёва. Именно в сентябре 1983 года Башлачёв принял свою крестную ношу, которую нёс три года. И надорвался под этой ношей, получив свой пропуск в великомученики от слова. Конец его трёхлетнего горения был в 1986 году. Хотя физическая смерть наступила полутора годами позже. © Copyright: Михаил Москаленко, 2015.
Другие статьи в литературном дневнике:
|