Эмиграция и воскрешение
Берберова умеет затянуть читателя в водоворот слов, фактов, характеров – забываешь о том, что скоро утро, а ты все еще читаешь. Тема эмиграции болезненна и к тому же малопонятна тем, кто через это не проходил. Невозможно объяснить чувства, которые испытывает эмигрант. А они у всех одинаковые, независимо от того, добровольно или вынужденно люди оказались в другой стране и в каком статусе. Уезжая, многие считают себя космополитами, но в эмиграции понимают, что это не так. Тоска по Родине, непреодолимое желание вернуться, особенно в первые несколько лет, — это преследует всех, кто принял решение уехать. Все хотят домой, только не у каждого хватает смелости признаться в этом даже самому себе. История знает немало возвращений: Марина Цветаева, Александр Вертинский, Мстислав Ростропович с Галиной Вишневской, Александр Солженицын, Михаил Козаков, Ирина Одоевцева, о которой я писала недавно… Я задумалась: почему цикл рассказов называется «Рассказы в изгнании»? Оттого, что Берберова принципиально считает эмиграцию изгнанием, или потому, что люди бежали без возможности когда-нибудь вернуться? Так или иначе, у героев рассказов Нины Берберовой возможности вернуться нет – ни сейчас, ни в будущем. И это убийственно: отсутствие надежды забирает жизненные силы, лишает инициативы и желания двигаться вперед, сводит жизнь к существованию, удовлетворению элементарных потребностей, приводит к отчаянию и деградации. Читая, я прослезилась: слишком больно отозвались некоторые эпизоды, особенно один. В рассказе «Воскрешение Моцарта» герои размышляют о том, кого, помимо близких, они хотели бы вернуть к жизни и зачем. Одна дама загадывает Моцарта, и он приходит в её жизнь ненадолго, но в образе другого человека… А рискнули бы вы воскресить кого-нибудь? Для чего?
© Copyright: Надежда Олеговна Цветкова, 2025.
Другие статьи в литературном дневнике:
|