А продаётся ли вдохновение?

Надежда Олеговна Цветкова: литературный дневник

Говорят, истинное творчество непонятно широкому кругу читателей. Большие деньги — удел авторов «литературной жвачки», тогда как шедевры заработков не приносят. Так ли это?


Обратимся к истории и фактам.


Бальзак в первые творческие годы следовал литературной моде; позднее он называл эти опыты "сущим литературным свинством". А первый успех принесли ему "Шуаны" — сложный текст с социально-философской проблематикой.


Напротив, Сервантес писал "Дон Кихота" в тюрьме как пародию на рыцарские романы — считал, что такую книгу будут покупать, ведь семья очень нуждалась.


Диккенс взялся за "Посмертные записки Пиквикского клуба" исключительно ради заработка.


Энтони Берджесс, автор "Заводного апельсина", начал писать, узнав, что у него опухоль мозга, — хотел оставить жене средства к существованию.


"По крайней нужде моей согласиться бы можно... Но с этим сопряжено сильное нравственное унижение", — жаловался Достоевский.

Конечно, те, кто попал в кабалу и был вынужден "гнать строку", очень мучились душевно. И было от чего! Но история культуры все же показывает: успех чаще приходит к тем, кто работает много. Сжатые сроки, объемные заказы, необходимость продавать тексты лишь оттачивают мастерство писателей. А высокое искусство, напротив, приносит деньги.


Возможно, были гении, чьи шедевры остались известны только узкому кругу специалистов, в то время как для денег они писали низкопробное чтиво. Но мы их не знаем. Зато знаем сюжеты о словесном даре и глубоких идеях, которые были признаны, даже если автору пришлось работать в спешке, без отдыха, ради заработка.


И если ваши произведения не ценят, потому что их автор не хочет изменять себе, вспомните: самые продаваемые книги всех времен и народов — Библия и Коран.



Другие статьи в литературном дневнике: