О лютой ненависти и святой любви

Константин Триасс: литературный дневник

Семен
Семен Плонин
20 авг 2017
Место для "Лютой ненависти и святой любви".


Отечественный рэп можно смело назвать многогранным культурным феноменом. В нем органично уживаются взаимоисключающие направления и поджанры. Невероятными хитросплетениями рифм и созвучий рождаются не просто свои аналоги западных групп, но и коллаборации уже отчественной классики из последующих ей поколений артистов. Несуразная околесица вдруг оказывается голосом поколения. Причем это рэп переосмыслений, а не подражаний.


Группа "Соль Земли" в составе Саграды, Малого Кристалла, Ромы Танка, Того Самого и Алхимика, почти в гордом одиночестве, упрямо продвигает фундаментальный хип-хоп с позиций антиглобализма. Редко для сегодня, но фирменный стиль последовательно прослеживается во всем: от дизайна обложек к каждому синглу, до выбора сэмплов к пробирающим, без излишеств, битам. Алхимик и Тот Самый отвечают в группе за музыкальную составляющую от и до. А среди тройки эмси особняком, конечно, стоит Артем Лещук (Саграда). Немногим в образности текста отстает Малый Кристалл, без которого, в отличие от Танка, группа потеряет в силе слова. Как, записываясь от релиза к релизу с 25/17 и выезжая выступать на стадионы Луганска и Донецка (подробнее в "Так горит степь"), оставаться сугубо андером? Оказывается, можно. Чем-то Соль Земли напоминает по тактике поведения американскую Onyx: никакого отхождения от изначально взятого курса и отсутствие любого следования модному в музыке спустя и 5, и 10 лет. Есть мнение, что СЗ — вариация Касты, не вышедшей из периода конца 90-х/ начала 2000-х, с поправкой на христианскую догматику в творчестве и явное пренебрежение к эфирному формату. От дебютного и от этого местами чернового (релиза) "Символики" 2008 года, через промежуточный громогласный "Ультиматум" 2012 года с сильнейшим рефреном — "Виа Долоросой", творческий путь привел к последнему релизу, который должен быть венцом творчества. Но стал ли он таким?


Единство и борьба противоположностей.


Уже из названия становится понятно, что альбом поделен на два: пронзительную лирическую часть и агрессивную прозаическую. Борьба созидающего и разрушающего начал человеческой души пропускается через личные переживания лирического героя, его отношения к войне вокруг. Группа не скрывает своего деятельного участия: агрессия для них — манифест несогласия и борьбы против зла, а любовь — способ жить и быть верными принципам среди хаоса и предательства. Хотя, сам альбом дает слушателю расставлять акценты, ведь кому-то простая война гораздо проще в восприятии, чем многогранная любовь (Прислушайтесь к "Патологиям": "...Все понимаю, брат, бабы — это ад, уж лучше Ясир Арафат: автомат, Багдад..."). Каждый трек — действительно об антагонизме любви и ненависти, с той лишь разницей, что акцент в каждом треке преобладает на чем-то одном. И это интересный ход: слушателю не дают сухих выводов, ему дано право выбора и определения.


О святой любви.


"Ночь нежна" в принципе не нуждается в детальном описании. Завораживающий минус с пронзительным рефреном на припевах, честное и откровенное соло Саграды, аппелирующее и ко временам юношеской беззаботности, и к сознательности твердой молодости. Песня-поиск, в которой количество беспроигрышных хуков вообще не поддается исчислению ("Мы – стоики балконов и бетонных парапетов", "Твои черты математически точны", "Ночь нежна, как девичья кожа в пятнадцать"). А кто не узнал себя в строках "Просто тогда казалось, что шагами ты вращал планету, что ничего важней, чем это лето, в мире нету"? И если начало про "ночь нежна, она одна все понимает и потому никто ей ничего не объясняет" звучит действительно загадочно и здорово, то финал в строках "И одна ты причина всех моих путей ночных. Да, и теперь ты – моя жена, а ночь нежна, но мне она больше не нужна" вообще возводит поэтический уровень Саграды куда-то вне рамки форматного и шаблонного рэпа.


Ощущение, что слушаешь друга, с которым проживал самые фатальные моменты жизни. Кто читал Фиджеральда, наверное, найдет еще несколько скрытых смыслов.


Кстати говоря, написать больше одного трека про жену так, чтобы песни разбирались на цитаты, но при этом чувствовалось очень личное переживание, на моей памяти, не удавалось никому. "На арамейском" воспринимается как посвящение. Именно так выглядит трек, где есть "Развернулись на ветру где-то в сердце флаги и к утру мы знали всё о древней магии", "Близость похожа на катастрофу: прикосновенье к твоей коже рушит всё, что я построил". Любовь для Саграды — это, в первую очередь, христианская символика и апологетика, которой изобилует все творчество (" Я пронесу через года нашу любовь от первых дней до дней Суда").


Венец альбома — "На твоей земле". Здесь СЗ одним треком просто убирают и низводят до уровня сельских частушек почти весь отечественный рэп. Грайм-король из Лондона, возможно, укладывает и большее количество скрытого смысла с помощью даблрайма в один катрен, но такой поэтичности с одновременным упоминанием Бунина, Куприна, с отсылками к Библии и "Черному человеку", проблемам Булгакова с морфием (и еще несколькими десятками отсылок и цитат!) никто до этого не достигал. Скит перед самим треком задает мотив сложного морального выбора, ответ на который остается открытым и после окончания прослушивания. Вообще это песня о любви в самом широком и конкретном смыслах одновременно: к Родине, жене, земле, девушке, традициям, детям, семье...Здесь в куплетах больше патриотизма, чем в стостраничных памфлетах современных идеологов. А уж начинать рифмовку не в репрезенте строками про Муссолини, плавно переходя на Пилата и Модильяни, а заканчивая отсылками к Цою и Сталину, способен только зрелый и точно не "уличный" коллектив (Часто у вас"конкордат" и "энергия распада" соседствуют на одном куплете?).


"Патологии", который по настроению очень напоминает одноименное произведение Захара Прилепина, можно назвать вторым главным треком альбома. Пианино лучше всего аккомпанимирует проникновенному тексту, где симптоматично герой мечется между миром и войной ("Как в фильме Балабанова — беру бинокль и берцы, а ты возьми айфон в кредит и зимнюю резину. Пробей там, кто с кем спит. Иди по магазинам. Лети в Доминикану. Делай сэлфи топлесс. Ну. Просто я завтра уезжаю на войну"). Причем война здесь всецело зависит от восприятия слушателем, никто не рисует точной картины: то ли это реальная война ("Или ловить людей в прицел. Грузить в прицеп"), то ли война с самим собой ("Я чувствовал осколки. Дёргаясь, вгонял их глубже в плоть"). Но этот конфликт непременно сопровождается переживанием о красоте, которой можно лишиться в любой момент ("Ты необыкновенно хороша, когда чужая", "Такие белые белки, что отдают в бирюзу, ты вся подобна ирису — бери, рисуй"). Патологии здесь — состояния существования, идущие на основе принципов. Фатализм, возведенный в способ выживания.


В "Диком меде" сложно разобраться, если познания в христианской символике оставляют желать лучшего. Поэтому любителям декодинга здесь огромный простор, начиная от названия и заканчивая интерлюдией. Кстати, скиты и интерлюдии на альбоме — отдельный, грамотно продуманный ход, позволяющий здорово разнообразить содержание релиза и создать целостное звучание. Альбом действительно звучит альбомом, а не набором собранных произвольно треков.


"А кто-то даже уже сочиняет мне трибьют" — так вот прозаично слушателя встречает Бледный из 25/17 на единственном совместном треке релиза. "На запад Солнца" — главная демонстрация мировоззренческой парадигмы двух групп. Честное мужское высказывание про бренность лет и старение, наверное, теперь иначе и не представить ("И, мне кажется, еще вчера я с клумбы рвал цветы, но, мама, мама, большие мальчики уже седые"). Песня совсем не про обреченность, как может показаться сначала ("Годы сквозь пальцы, деньги сквозь пальцы, люди сквозь сердце, соль вымывает кальций"), а про смирение ("Это как песня еврейского портного, когда не ищешь нового, не хочешь ничего другого. Ты словно тот костер, что прогорел дотла, и ты печален, но печаль твоя светла"). Два предельно точных и минималистичных куплета (где можно рифмовать "стих-стих", чтобы звучало сильно) и тягучий припев от Анта делают трек, пожалуй, лучшим финалом альбома из возможных.


О лютой ненависти.


Красота слога в развитии своих переживаний и размышлений о высоких качествах и полярных чувствах сменяется каноничным хардкором. Антиглобализм, тема конфликта добра и зла через призму современных войн, переплетающихся с крестоносной архаикой и мистикой Ближнего Востока пронизывает второе идейное направление альбома. "С менталитетом меченосца" начинается свой крестовый поход ("Там, где госпитальеры встретили сарацин"), истоки которого завязаны на возникновении современной цивилизации ("Апостол Павел в ареопаге и синедреоне"). В такой непростой тематике Саграда сумел заложить пасхалку в строки в виде названий прошлых релизов коллектива ("В любые времена истина одна...Символика, Культ силы, Ультиматум, Иордан"). В принципе по альбому можно и историю неплохо подтянуть, и вспомнить ключевые пункты развития западной культуры ("Химеры собора в Кёльне. Геральдические лилии. Горгульи Нотр-Дама и Саграда Фамилиа. Это не Кредо Ассасина, это сам Старец Горы. У трупа Храмовой Горы — легионы и орлы").


"День, когда вскипят океаны" переносит нас в самое жаркое место планеты — горячие точки XXI века. Малый и Саграда под минималистичные и ровные бочки с сэмплированным вокалом на фоне от Алхимика рисуют ультимативный хаос кровавых столкновений, предвещающий конец мира, каким его знаем ("Здесь хроники Сирии: прямой эфир — это разрушит твой пустой, однополярный мир"). Напускная ироничность ("Знаю много умных слов, но не Оксимирон я") быстро сменяется картинками предполаагаемого апокалипсиса ("У Огненной реки на головы ляжет зола, когда сойдутся там Цахал, Хамас и Хезболла"). Вообще этот трек можно назвать максимально пацифистским — уж крайне неприглядными здесь обрисованы всякие военные действия, если среди слушателей окажутся наивные романтики, желающие побегать с винтовкой в руках.


Отдельно про "Боевое применение" можно рассказать, цитируя припев ("За твой смартфон тут скоро не предложат и пакетик риса, и, несмотря на все капризы, ты будешь призван. Никому тут больше не важны ваши мнения — нужен приказ и боевое применение"). Сложно дать аналогию, но так обстоятельно, как это представлено здесь, вопросы антиглобализма и исламского фундаментализма, например, в нашей музыке не поднимались в принципе ("Было ли знамя Пророка зеленым или черным?"). Группа задает слушателю вопросы, которые повисают дамокловым мечом над всем миром, но при этом не имеют точного ответа. Иносказательность — прием нужный и весьма уместный, учитывая описание здесь по сути непростой теории силового принуждения языком музыки.


На альбоме нашлось место обновленной версии трека "Хит-парад Багдада". Самый радикальный эпизод релиза, где группа уже не скрывает своего отношения к современным методам распространения влияния западных стран. Фактически это описание столкновения цивилизаций и манифест против НАТОвской агрессии на земном шаре. Сознательно не цитирую строчки оттуда, так как считаю трек совсем не обязательным на релизе — настолько он кажется бесхитростнее и топорнее по смыслу в сравнении с другими.


В "Прометее" Малый сольно выступает с личной историей войны с пороками и соблазнами ("Моя душа не выдержит больше ни грамма"). Метафора в названии обыграна содержанием сполна: яркий огонь из проводника света становится черным обжигающим пламенем, чему прямое следствие — падение души. Этакое "злое соло" от Малого.


Неравнодушным к трагедии Донбасса и братского народа посвящен "Так горит степь". Это трек-сопережевание, в котором цитируется Астафьев и говорится максимально откровенно про цинизм тех, кто делает на войне деньги ("Война — преступление против разума"). Рэп был бы не рэпом, если бы даже здесь не было камня в огород "коллег" по цеху ("Такой, как ты, не прокачал бы и актовый зал, а я по факту читал под орудийные залпы").


Вторым (после "Багдада") необязательным элементом релиза я бы назвал "За копье", где звучит прямая отсылка про приверженность группы "Касте" ("Раменское — такой подмосковный Ростов"). Окрещенный новым "уличным бэнгером" группы трек неочевидно провисает между статусом альбомного аутро, явно выбивающимся из логики релиза, и явно не лучшим репрезентом от Саграды и Малого.


Quo vadis?


Релиз получился. Получился сильным. Это действительно уникальное явление отечественного рэпа. Мощный, продуманный, хлесткий и врезающийся в память, разбираемый на цитаты. Самое главное, что он окончательно определил лицо группы. Теперь Соль Земли нет смысла аналогизировать ни с Кастой, ни с 25/17, ни с Н.П.М. Есть точки соприкосновения, но свой почерк утвержден. И он не про модный звук или трендовые хуки. Релиз до предела насыщен главным калибром группы — слогом. Рэп действительно здесь выходит на первый план, используя всю палитру языка. Называть альбом лучшим релизом года преждевременно, но лучшим эпизодом развития группы — уже можно. Есть минус — засилие Саграды, что иногда заставляет думать о прослушивании сольного проекта. Не добавляет эффекта и засвеченность большинства треков в сети до выхода релиза. Порядком поднадоедает раскручивание политической линии от трека к треку, что, с другой стороны, можно отнести и к фирменной черте СЗ. "О лютой ненависти и святой любви" раскрывается исходя из смысла, вкладываемого слушателем в название, и понимания, что в начале искусства было слово.


Трек-лист:
01. С менталитетом меченосца
02. День, когда вскипят океаны
03. Боевое применение
04. Интерлюдия 1 (Уильям Блеи;к)
05. Ночь нежна
06. Хит-парад Багдада (2017)
07. Прометей
08. На арамейском
09. Так горит степь
10. На твоей земле
11. Интерлюдия 2 (Николаи; Гумиле;в)
12. Патологии
13. На запад Солнца п.у. 25/17
14. Дикий мёд
15. За копьё (Bonus)


#соль_земли #саграда #альбом


бл, лучше Семена уже никто не напишет, а Семён х.ни не пишет;)



Другие статьи в литературном дневнике: