То есть все плохие мысли и поступки, которые исходят от нас, возвращаются к нам, только в многократном размере.
Об одной из причин зарождения злобы в душе человека очень хорошо сказано в четвёртом законе духовной жизни. Его сформулировал писатель Михаил Антонов :
«Человек, который в материальных благах не нуждается, а потребности в духовном развитии не воспитал, страшен».
Чем же он страшен ? Тем, что таким образом он превращается в робота, циничного, злого и ничего не чувствующего. Когда человек убил в себе желание удовлетворять духовные потребности , то душа становится ему не нужна. Духовный голод будет мучить какое-то время, но вскоре и он прекратится...
Каким образом человеку можно начать жить духовной жизнью, рассказывает пятый закон. Его сформулировал Игнатий Брянчанинов во втором томе своего труда «Аскетические опыты».
«По непреложному закону подвижничества , обильное осознание и ощущение своей греховности , даруемое Божественной благодатью, предшествует всем прочим благодатным дарам». Проиллюстрировать этот закон можно с помощью истории человека, который так и не смог сделать даже первый шаг по направлению к Господу : увидеть и прочувствовать до мурашек, до ужаса, до отвращения, насколько он является рабом своих страстей.
Одна женщина считала себя верующим человеком и всегда громко об этом заявляла и считала, что живёт праведнее всех.
Коллеги её ненавидели, им было неприятно общаться с лицемерным, злым, высокомерным человеком, не желающим посмотреть на себя со стороны…
В итоге, изучив лекции Алексея Ильича Осипова и осознав важность поднятой им темы именно в наше время, я решила сформулировать ещё два очень важных закона духовной жизни человека.
Шестой закон духовной жизни :
Если человек не смог найти своё призвание, сдался, махнул на себя рукой, то он подписал своей душе смертный приговор.
Как же страшно, больно и грустно смотреть в глаза человеку, который не знает, чем он действительно хочет заниматься в жизни или, ещё хуже, работает на нелюбимой работе, занимается делом, которое ему противно ! Парадокс в том, что со стороны кажется, что с ним всё нормально. На самом же деле он почти каждый день , оставаясь наедине с самим собой, страдает от пустоты своей души и от тщательно скрываемой злобы на себя за свой осознанный ошибочный выбор и на тех людей, якобы ради которых он это сделал.
Таким образом возникает тупик, преодолеть который может помочь только Бог, но не все, к сожалению , это понимают... Тогда эта пустота постепенно поедает его душу и человек уже перестаёт хотеть чего- то амбициозного, просто плывёт по течению. Он выживает, а не живёт. От таких людей часто можно услышать : «Ты счастлив ? Научи меня, как быть счастливым».
Они винят всех в своих неудачах, кроме себя...
Задуматься о призвании и о том, насколько важную роль оно играет в жизни человека меня заставила притча о талантах из Евангелия от Матфея.
К сожалению, с течением времени, понятие «зарыть талант в землю» оказалось размыто… Ты «зарываешь талант в землю», если занимаешься не тем, для чего ты рождён, идёшь против своей природы, таким образом осознанно противясь воле Господа и отдавая твой шанс другому человеку.
Очень важно понимать, что талант это не самоцель, не средство для насыщения своей гордыни, а всего лишь средство для выражения Божьего замысла для каждого из нас. Талант можно использовать как во благо, так и во вред себе и окружающим. Например, человек родился с удивительной ловкостью рук. Он может стать как вором, так и фокусником, клоуном, радующим детей и взрослых. К сожалению, в современном мире родители часто внушают своим детям ложные установки : «будь или лучшим ,или никем», «не смей плакать, проявлять слабость», «мы с мамой лучше знаем , где тебе нужно учиться и какая профессия тебе нужна».
Эти установки разрушают личность ребёнка и рождают в нём множество комплексов, ведь не всегда получается соответствовать таким завышенным требованиям. Стало забываться , что своих детей надо любить безусловной любовью, просто потому, что они есть на этом свете.
Очень важно с ранних лет привить человеку убеждение : чем более он талантлив, тем большую ответственность он должен нести перед собой и перед Богом за свой талант. Я не согласна с популярным мнением, что талантливому человеку можно простить всё , или , по крайней мере ,больше, чем остальным.
Об ответственности человека перед самим собой говорит и седьмой закон духовной жизни :
Если ты позволяешь своей душе питаться суррогатами, то не удивляйся, почему ты вдруг разучился дружить, любить, сострадать, быть счастливым, терпеливым и.т.д.
Суррогаты - это общение по интернету, погружение в виртуальный мир, увлечение мистикой, наркотиками, азартными играми, алкоголем.
В современном мире уже вошло почти в норму покупать за деньги любовь. Из репортажа программы «Воскресное время» я недавно узнала, что существуют люди, которые покупают дружбу за деньги. ( Люди соглашаются быть так называемым платным временным «другом», ходить с тобой в кино, на футбол, посочувствовать, обнять тебя и.т.д.). Живое общение никогда не заменить виртуальным.
Отдельно хотелось бы сказать о таком явлении, как суррогатное материнство. Это, по моему мнению, одно из самых жестоких издевательств над человеком. Женщина продаёт своё тело за деньги, становясь «ходячим инкубатором», а потом её душа будет мучиться всю её оставшуюся жизнь.
Как же измучена, извращена сегодня природа человека ! Он осознанно отказывается быть самим собой, накладывает на своё лицо большое количество косметики , делает пластические операции, целомудрие стало считаться почти неприличным явлением. Как хочется, чтоб иногда человек остановился, посмотрел на себя со стороны, захотел трудиться над своей душой !
Законы духовной жизни – наши незаменимые помощники в этом нелёгком, ежедневном, кропотливом процессе. Они придуманы не нами, проверены временем и будут действовать всегда, хотим мы этого, или нет.
Соблюдать эти законы или нет – сознательный выбор каждого человека.
Другие статьи в литературном дневнике: