Уроки чтения, или развитие тонкого вкуса.

Елена Гусельникова: литературный дневник

«Читать тоже надо уметь 5".


Наша Верность 7


Из цикла: О самом главном(см одномённую папку)
Вступление:в ответ так называемым "рифмопочитателям", не читающим стихи, а формально бегающим глазами по строчкам в поисках одинаковых букв и буквосочетаний на концах этих строк, даже и не подозревая о том, что существуют "прозаичесая поэзия" и "поэтическая проза", а также и многие другие поэтические явления, в том числе виды рифм.
Когда у человека тонкий слух,
услышит рифму в слове, в звуке.
А если грубый слух иль его вовсе нет,
то рифма ГРОМЫХНУТЬ должна, как пистолет!!!»


Да… век живи, век учись, давно сказано. Правда, не сказано, чему именно надо учиться, и «все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Школьные годы далеко, студенческие прошли. Вроде многому научилась, в том числе разбираться, что хорошо, а что… опустим. В том числе и в литературе – этому и в школе неплохо учили, школа-то была советская, одна из лучших в мире. Прежде чем пришла сюда, как автор, перечитала немало книг – и поэзии, и прозы. По сайту СтихиРу побродила, читала, сравнивала, училась. И – вот оно, откровение! Оказывается, я, ну совсем как Джон Сноу, ничего-то не знаю! Причём, уверена, далеко не я одна. Спасибо – научили. «Неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь»: любовь к красивым и чётким рифмам, оказывается, является признаком грубого слуха или полного его отсутствия. Ой, мамочка дорогая, что же ты меня так неправильно воспитывала-то? Сказки Пушкина в детстве читала, где рифмы одна другой красивее из-за одинаковых букв и буквосочетаний пистолетами громыхают… Дуэльными. Воооот. Правильно – вот к чему приводит культивирование грубого слуха! Так ведь его можно и вовсе отбить – чем впоследствии нагрешили Лермонтов, Надсон, Есенин, Вознесенский и иже с ними. Но Пушкин-то каков, а ещё «наше всё»… И ведь сам себя хвалил; - «Ай да Пушкин, ай да…» знаем кто. Выходит, это была совсем не похвала, а самокритика – мы же просто не понимали. Вкус-то уже был напрочь отбит! Не знаю, как кому – а мне уже страшно. В основном за молодых. Как же иначе? Вон в школьной программе по литературе – только классики. Одна надежда на министерство образования – ну её на фиг, эту литературу, только вкус отбивает. Заодно и русский язык – зачем нужна эта пунктуация, причастные, деепричастные обороты, наречия там разные, обращения? Только вкус отбивают: вместо поисков истинной рифмы глаз за «косяки» пунктуационные цепляется. Писать научились – и ладно. Читать – надо: а как иначе, так ведь ни настоящей, правильной поэзии не прочтут, ни лозунгов на парадах. Но тотальное воспитание тонкого вкуса – дело будущего: народные массы не понимают высоких целей, протестуют, и пока что имеем, то имеем. Спасибо автору, указавшему нам вектор развития, путь самообразования и самовоспитания. Не хочу быть рифмопочитателем, хочу развить у себя тонкий вкус. Труден путь к совершенству, ой труден… А кто сказал, что будет легко? Вон как в институте-то гидравлика с термодинамикой трудно давались. Ничего – справилась. Надеюсь, и тут получится, хотя препятствий немерено: великие классики рифмами грохочут, как из пушек, собратья-стихиряне вовсю палят ими, как из пистолетов. Но, не оглохнув от этой канонады, я, наконец, получу награду, и не одну. Во-первых, я смогу оценить то, что чего не дано было оценить самому Михаилу Задорнову, а именно текст популярного шлягера «и целуй меня везде, я ведь взрослая уже», а так же ему подобные. Поскольку вот это звучит из каждого утюга, я в маршрутках могу уже не затыкать уши телефонной гарнитурой с дарк-вэйвом, а, приятно откинувшись на спинку сидения, наслаждаться высокой поэзией. Во-вторых, дорогие, уважаемые мои собратья-стихиряне, попробуйте отныне упрекнуть меня за «кривые», неправильные или вовсе никакие рифмы! Нет, я вас очень уважаю, я не отвечу вам, обозвав «рифмопочитателями» и упрекнув в отсутствии вкуса. Я просто перечту замечательные строки уважаемого автора, улыбнусь – и продолжу фигарить стишки абы как. Не нравится? См. , как надо уметь читать, п.5.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 14.06.2015. Уроки чтения, или развитие тонкого вкуса.