Пьеро
ПЬЕРО
«Его до сих пор называют феноменом. Его песни могут вызывать искренние
слезы или усмешку, однако равнодушных к его творчеству не найти.
Даже несмотря на то, что судьба отнеслась к шансонье достаточно сурово
и послала ему немало испытаний.
Он родился в Киеве 21 марта 1889 года, по национальности считал себя
русским. Его отец Николай Петрович подрабатывал журналистикой и
являлся частным поверенным. Мать Евгения Сколацкая происходила из
дворянского рода. Родители артиста не были женаты, что в то время
считалось недопустимым. Законная жена отца, зная о романе мужа на
стороне, тем не менее не давала согласия на разво.
С Евгенией Николай Петрович встречался в доме, который снял для нее.
Там родилась их дочь Надежда, там же появился на свет и сын Александр.
С раннего детства ему пришлось столкнуться с испытаниями судьбы.
Мать умерла, когда сыну исполнилось три года. Вскоре ушел из жизни и
отец, заболевший чахоткой.
Это начало и дальнейшая жизнь АЛЕКСАНДРА ВЕРТИНСКОГО
После кончины родителей, детей забрали на воспитание сестры Евгении
Сколацкой, которые ненавидели их отца и всегда были против этого союза.
Брат и сестра оказались разлучены, а вскоре Александра потрясло
известие о смерти Надежды. Это была ложь, которую придумали тетки,
чтобы воспрепятствовать общению брата и сестры. Причину артист не
смог понять даже будучи взрослым.
Учился юный Вертинский в Императорской Александровской гимназии,
однако вскоре его отчислили за неподобающее поведение — дело в том,
что мальчик начал воровать. Заработав репутацию воришки, будущий
певец продолжил образование в Киевской 4-й гимназии, но и там
проучился недолго.
Постоянные придирки тетки, неприятности с учебой - единственной отдушиной
для Александра, помогавшей отвлечься от реальности, стал театр.
Уже в то время он начал выступать в любительских спектаклях. Воровать
деньги у тетки подросток не перестал, и та выгнала его из дома.
Чтобы выжить, ему пришлось работать и продавцом, и типографским
корректором, и даже грузчиком.
Казалось, подобная жизнь вскоре пойдет по наклонной, однако судьба
решила улыбнуться Вертинскому. Над ним взяла шефство Софья Зелинская,
которая когда-то была его преподавательницей в Александровской гимназии.
В ее доме юноша восполнил пробелы в образовании, познакомился с
Марком Шагалом, Казимиром Малевичем, Натаном Альтманом и другими
деятелями искусства. В это же время он начал подрабатывать в газетах,
публикуя рассказы, которые принесли ему первую известность.
В 1913-м Александр пробовал поступить в Московский художественный театр,
однако Константин Станиславский не принял юношу из-за его дикции:
тот нечетко выговаривал букву «р». Пробовал артист силы и в кино.
Первая картина с его участием — «Обрыв». Роль досталась небольшая,
однако это был неоценимый опыт.
Кинокарьеру Вертинского прервала Первая мировая война. В январе 1915-го
он получил ранение и был вынужден возвратиться в Москву.
По возвращении он узнал, что его сестра жива.
Александр продолжил сниматься в кино и играть в театре Арцыбушевой.
Тогда-то и появился легендарный образ Пьеро. Артист выходил на сцену
в гриме и при мистическом «лунном» освещении, которое делало его лицо
мертвенно-бледным. Программа называлась «Песенки Пьеро» и была
отчасти вдохновлена творчеством Александра Блока.
Причиной популярности артиста стала его искренность. Он не боялся
говорить и петь о том, что беспокоило каждого человека.. Он исполнял
романсы как на собственные стихи, так и на поэзию Александра Блока,
Марины Цветаевой, Игоря Северянина.
Вертинского отличал собственный стиль исполнения, характерное
грассирование и, конечно, тексты, неизменно берущие за душу..
Откровенность текстов подарила исполнителю не только преданных поклонников.
Им заинтересовалась ЧК, прозрачно намекнули Александру Николаевичу, что
стоит быть осторожнее в творчестве. Есть мнение, что именно постоянное
внимание цензоров толкнуло певца на эмиграцию. Но сам он объяснял
это тягой к приключениям.
В конце 1917 года Вертинский отправился в большой гастрольный двухлетний
тур. Артист посетил множество городов, и домом для него становились
Париж, Берлин, даже Палестина. И везде он продолжал собирать полные залы.
Популярность завоевали песни «Кокаинетка», «Танго “Магнолия”».
Артист тосковал по родине и еще в 30-е годы начал просить советскую
власть позволить ему вернуться. В итоге Александр Николаевич приехал
в Россию в 1943 году. Советские слушатели не забыли артиста, его
выступления по-прежнему собирали полные залы. Но власть имущие
настороженно относились к Вертинскому, поэтому его песни подверглись
жесткой цензуре, и из более чем 100 произведений позволено было
исполнять всего 30.
Первый брак Вертинского продолжался семь лет. Избранницей певца стала
еврейская красавица Рахиль)Потоцкая Более удачно личная жизнь
Вертинского сложилась только спустя 19 лет. Будучи в Шанхае,
он познакомился с очаровательной Лидией Циргвавой. Девушка была моложе
его на 34 года, однако этот факт не помешал влюбленным.
В 1942-м году они поженились. Вскоре жена подарила певцу дочь Марианну,
а спустя год, уже в СССР, родилась Анастасия Вертинская.
Обе наследницы боготворили отца, который всегда относился к ним
с любовью и заботой. Они пошли по его стопам.
Последний концерт Вертинский дал в день, когда его биография
подошла к концу. Вечером 21 мая 1957-го актеру стало плохо.
Спустя пару часов он ушел из жизни. Причиной смерти врачи
объявили острую сердечную недостаточность: возраст и переживания
сделали свое дело. Александра Николаевича похоронили
на Новодевичьем кладбище Москвы.
Сероглазочка
А.Н. Вертинский
Я люблю Вас, моя сероглазочка,
Золотая ошибка моя!
Вы — вечерняя жуткая сказочка,
Вы — цветок из картины Гойя.
Я люблю Ваши пальцы старинные
Католических строгих мадонн,
Ваши волосы сказочно-длинные
И надменно-ленивый поклон.
Я люблю Ваши руки усталые,
Как у только что снятых с креста,
Ваши детские губы коралловые
И углы оскорбленного рта.
Я люблю этот блеск интонации,
Этот голос — звенящий хрусталь,
И головку цветущей акации,
И в словах голубую вуаль.
Так естественно, просто и ласково
Вы, какую-то месть затая,
Мою душу опутали сказкою,
Сумасшедшею сказкой Гойя…
Под напев Ваших слов летаргических
Умереть так легко и тепло.
В этой сказке смешной и трагической
И конец, и начало светло…
1915 г.
В синем и далеком океане
А.Н. Вертинский.
Вы сегодня нежны,
Вы сегодня бледны,
Вы сегодня бледнее луны…
Вы читали стихи,
Вы считали грехи,
Вы совсем как ребенок тихи.
Ваш лиловый аббат
Будет искренно рад
И отпустит грехи наугад…
Бросьте ж думу свою,
Места хватит в раю.
Вы усните, а я вам спою.
В синем и далеком океане,
Где-то возле Огненной Земли,
Плавают в сиреневом тумане
Мертвые седые корабли.
Их ведут слепые капитаны,
Где-то затонувшие давно.
Утром их немые караваны
Тихо опускаются на дно.
Ждет их океан в свои объятья,
Волны их приветствуют, звеня.
Страшны их бессильные проклятья
Солнцу наступающего дня…
В синем и далеком океане
Где-то возле Огненной земли…
1927 г.»
Печатаю со страницы клуба «Слово».
Татьяна Гордон
11 октября 2023 года
Другие статьи в литературном дневнике: