Нас принимал Кочубей

Татьяна Гордон: литературный дневник

НАС ПРИНИМАЛ КОЧУБЕЙ


Сегодня вернулись домой из поездки в город Дмитриев Курской области. Кто? Я и Захарыч. Мы ездили в гости к Михаилу Кривичу, с которым ведём давнишнюю дружбу. На портале «Семья» у Михаила ник Кочубей.
Давно Михаил приглашал нас, и вот мы, наконец-то, отважились. У Захарыча - отпуск, а мне можно было ехать в любое время.
Поездка нам очень понравилась. Познакомились с женой Михаила Татьяной Петровной. Очень приятная, гостеприимная женщина. Мы поболтали с нею, заочно были знакомы, а теперь увиделись.
Конечно, мы приехали с подарками, но и чета Кривичей не отпустила нас с пустыми руками. Домой везли по литровой банке мёда, по маленькой баночке клубничного варенья, а ещё Татьяна купила по буханке понравившегося нам серого ситного хлеба и особого лесного печенья. Кочубей закоптил свинины. Захарычу Татьяна подарила пару носков и пару кусочков туалетного мыла, мне – тоже мыла и понравившийся мне тонкий шарф-палантин. Это из магазина дочки Ники. Кроме того, я купила там халат, блузку и колготки.
Да и ещё. Я хотела купить в Дмитриеве клубники, чтобы наварить варенья (очень давно его не варила). Оказалось, клубники на рынке не было, а мы туда специально ходили. У Кривичей клубника ещё не созрела. Выручила дочка Ника, она собрала у себя пластиковое ведёрко, куда входит чуть больше килограмма ягод. Вот их и сварила мне Татьяна. Из дома я взяла пластмассовый бидон, в нём и везла варенье.
Михаил и Татьяна показали нам свой город. Он небольшой, всего 6 тысяч населения, но такой чистенький, уютный.
Информация из интернета.


«Историки считают, что Дмитриев был заложен в VII–VIII веках н.э. для укрепления связей древнерусских племён и защиты от набегов врагов. В IX веке строительством города занимался князь Олег Вещий. Он распорядился строить город на месте современного Старогородского городища, расположенного в селе Старый Город на правом берегу реки Свапы. Старогородское городище отнесено к славянским памятникам IX–XIII веков. В настоящее время на его территории находится кладбище.
Жизнь на городище существовала до монгольского нашествия, которое, как известно, продолжалось с 1237 по 1240 год. В последующие века земли, на которых сегодня находится Дмитриевский район и город Дмитриев, не раз разорялись, а население полностью уничтожалось.
И только в XVII веке на развалинах возникло поселение, которое впоследствии стало именоваться экономическим селом Дмитриевским. Своё название село получило в честь святого Дмитрия Солунского.
Село Дмитриевское находилось на изрезанном оврагами берегу Свапы. Его местоположение было живописно, но неудобно, потому что жители доставали воду из реки с "великим трудом", как отметил составитель плана. В двух верстах "на месте ровном и к населению весьма способном" решили строить новое село.
23 мая 1779 года по указу императрицы Екатерины II село Дмитриевское преобразовано в уездный город Дмитриев. В 1780 году был составлен план Дмитриева с окрестными селениями. В 1785 году город переименован в Дмитриев-на-Свапе (или Дмитросвапск) для того, чтобы отличать его от города Дмитровск Орловской губернии.
По данным «Географического словаря Российского Госу¬дарства», изданного в 1804 году, в г. Дмитриеве было сле¬дующее количество жителей и строений: «Священно- и церковнослужителей — 8, купцов — 16, мещан — 2, малороссиян — 5, экономических крестьян — 169, всего разного звания до 200 человек. Строения в городе: церковь каменная — 1, а прочие все деревянные, казенных разных связей — 7, приватных дво¬рянских дворов — 2, священно- и церковно-служительских — 3, прочих всех — 39, итого — 44; гербергов — 2, питейных домов — 2, харчевня — 1, кузница — 1. Длина и ширина оного не более еще как на версту, окружность же по пропорции того. Купцы и мещане торгуют по четвергам только мелким для деревенских жителей снадобьем: лес же дубовый, сосновый и осиновый навозят Орловской губернии из города Карачева. Годовые ярмарки бывают около оного в слободе Михайловке, селах: Березе и Петровском. Протекающая в городе река Свапа шириною до 10, а глубиною до 3 сажень. Рыбы в ней ловятся лещи, плотва, окуни, сомы и щуки, из которых лучшие — лещи и щуки. Вода в ней посредственная... Гора, на коей стоит город, отменно высока, по округе же больших не имеется. Сверх обыкновенных в тамошней стороне зверей бывают здесь бобры, выдры и лоси. Земли кряж черной, хлеб сеется всякого рода и приходит в среднюю пропорцию, рожь и гречиха в 7, овес в 9, ячмень, пшеница и конопля в 5, горох в 6 раз, лен в полтора, просо в 18, а мак в 30 раз. Земляные яблоки и груши в сей округе много сажаются и урожаются с величайшею прибылью. Оной хлеб за излишеством своим развозят по другим городам, наиболее ж в Севск. Во всей округе находится селений государственных, дворянских и однодворческих: сел — 57, селец — 35, слобод — 3, слободок — 2, деревень — 43, хуторов — 5, итого вообще — 145; в оных всех мужска пола по 4 ревизии 26617 душ. Церквей при селах и слободах состоит каменных — 8, деревянных — 57, фабрик ка¬натных — 3, прядильных — 10, заводов: винокуренный — 1, веревочный — 1, воскобойных — 2, кожевенных — 2, красильный — 1, кожной — 1, кирпичных — 4, известковых — 2, масляных 2, лавок в торговых селах — 81, богаделен — 3, харчевен — 4, пи¬тейных домов — 14, кузниц — 48, мельниц водяных — 97, вет¬ряных — 2. Рек больших — Свапа, посредственных — Усожа, малых речек — 48. Дворян, живущих в округе сей — 176, имеющих же токмо владения, а не живущих — 52, домов их каменных — 4, деревянных — 210».
В 1861 году в Дмитриеве было 2236 душ обоего пола (1127 мужского пола), из них купцов 366 обоего пола, мещан 904. Церквей в городе была 1, раскольничья молельня 1. Домов 381 (3 каменных), лавок 38, училище. Земли городской 261 десятина. В 1860 году было заводов 3: салотопный, крупчатый, кирпичный. На всех заводах изготавливалось продукции на 19743 рубля. В городе в этот период было 2 еженедельных базара и 3 ярмарки в году, на них привезено в 1861 году товаров на 17.000 рублей, продано на 9.200 рублей. На ярмарки приезжали купцы из Курска с мылом и «красным» товаром, из Севска — с кожами, свечами и мылом, дмитровские и орловские купцы закупали в Дмитриеве конопляное семя, мед, воск и пеньку, а фатежские — скот.
В 1870 году число жителей в городе составляло 3004, а в 1890 — 4445 человек. В 1890 году в Дмитриеве имелись: му¬комольный завод с годовым оборотом 17000 рублей, крупорушный завод с оборотом 5350 рублей, два маслобойных за¬вода на 49750, рублей. Городских доходов в 1890 году было 12618 рублей, расходов - 12882 рубля... Земли - 261 десятина... Жилых зданий 473, каменных — 6... Была женская прогимназия и городское училище.
По переписи 1897 года в городе было 7300 жителей. В начале 90-х годов прошлого столетия был разработан проект постройки железной дороги из Рыльска в Брянск. По этому проекту железная дорога должна была проходить в 40 км к западу от города Дмитриева. Но затем проект был изменен, и в 1898 году железная дорога прошла в непосредственной близости к городу.
В XX веке город бурно развивался. Этому способствовали, во-первых, рядом расположенная железнодорожная станция, во-вторых, наличие, пусть и локального, водного сообщения с Михайловкой, а также общий подъем промышленного производства в России. Существенное значение имело и то, что по штатам Российской империи в 1892 году введено городовое положение, согласно которому в г. Дмитриеве было вве¬дено полное уездное правление (т. е. с полным штатом), в то время как в соседних городах Льгове, Дмитровске, Сенеке, а также одноименном подмосковном городе Дмитрове — упрощенное правление. Население Дмитриева в это время превышало население названных городов. Рост населения города шел за счет прироста промышленного производства.
Как и вся страна, дмитриевцы прошли через революцию, горнило гражданской войны и коллективизацию. Первые революционные выступления курских крестьян возникли в феврале 1905 г. в селе Сальном Дмитриевского уезда. Крестьяне начали массовый разгром помещичьих усадеб, рубили леса, забирали хлеб. Восстание охватило более 40 населенных пунктов уезда, в них участвовало более 10 тыс. человек. Для подавления восстания были введены войска. В уезд прибыл вооруженный отряд монахов Глинской пустыни Курской губернии, созданный для борьбы с Революционным движением. 409 человек было арестовано.
К 1916 году в городе оживилась торговля, открылось реальное училище, женская прогимназия преобразована в гимназию. Построена больница, пивоваренный завод купца Драпико.
До революции в Дмитриевском уезде было 14 водяных мельниц, ветряных мельниц -77, крупорушек -9, сахзаводов -2, маслозавод-1, маслобоек -19, винокуренных заводов -2, пивоваренных заводов -1, бумажная фабрика-1, гончарное производство -3, типография -1, фотография-1, красильня-1, пенькотрепальня -1, веревочная фабрика -1, лесопилка -1,
Советская власть в Дмитриевском уезде была установлена 16 (3) декабря 1917 года. К этому времени из представителей волостей был организован Уездный Революционный Совет. В состав Совета входили представители различных партий. Большинство в Совете составляли левые эсеры. Одновременно с Советом продолжали функционировать городская и земская управа. 23 января 1918 года Совет вынес постановление об упразднении земской управы. Этим же постановлением были упразднены находящиеся в Дмитриеве военно-промышленная и кожевенная комиссии.
С 1 марта 1918 года вся власть в уезде фактически уже принадлежала уездному Революционному" Совету.
В Совете до августа 1918 г. большинство составляли эсеры. Всего в состав Совета в феврале 1918 года входило 27 человек. 20 марта состав Совета был увеличен до 37 человек, 14 мая — 31 человек, т. е. состав Совета по количеству по¬стоянно менялся.
Председателем Совета был коммунист Лука Чубунов, а одно время — максималист Андрей Павлов. Всего в составе Совета было 13 человек эсеров, 1 максималист, 7 коммунистов и 1 беспартийный.
3 августа 1918 г. был избран Военно-Революционный Комитет, большинство в котором уже составляли коммунисты. В дальнейшем коммунисты уже не утрачивали своей главенствующей роли в Совете.
Общественная деятельность в Дмитриеве в первые годы Советской власти оживилась. В это время в городе был открыт краеведческий музей. Организатором и первым руководителем музея был наш земляк Алексей Феодосьевич Вангенгейм. Его отец, Феодосиий Петрович, имел небольшое поместье около села Рогозна. Поселок имел название Уютное. Там была организована метеорологическая станция, наблюдения за состоянием погоды вели сам хозяин, его сын, а также несколько сотрудников хозяйства. Сейчас этот поселок носит название Зеленый Гай. Он расположен западнее железнодорожного разъезда Рогозна.
Но обстоятельства складывались так, что в 1921 голу А. Ф. Вангенгейм и его отец вынуждены были покинуть г. Дмитриев. Далее мы встречаем А. Ф. Вангенгейма в Ленинграде, где ему присваивается звание профессора, а вскоре (в 1929 году) он становится руководителем гидрометеорологической службы СССР. В 1933 году по ложному обвинению А. Ф. Вангенгейм был сослан на Соловецкие острова, где в 1942 году завершилась его жизнь.
В течение послереволюционного периода город сохранял все черты начала XX века. Он был красивым и уютным. В городе был кинотеатр и два парка. Была детская техническая станция, одна средняя, одна семилетняя и две начальные школы, а также педучилище. Промышленность в основном сохранялась на дореволюционном уровне. Работал фосфоритный завод, швейная фабрика, мебельная фабрика и машинно-тракторная мастерская, молокозавод и мясокомбинат.
В 20-х годах XX столетия оживилась краеведческая работа в Дмитриевском уезде. В это время на Дмитриевском городище была обнаружена пушка времен «смутного» периода. Эта пушка так же, как кости мамонта и череп носорога, обнаруженные около Злыдино, экспонировались в Дмитриевском краеведческом музее в довоенный период.
В начале 80-х годов проходила паспортизация археологических памятников Курской области. Старогородское городище отнесено к славянским памятникам X—XII веков.
Огненным смерчем ворвалась в жизнь дмитриевцев Великая Отечественная война. 1 сентября 1941 года начал боевые действия Дмитриевский истребительный батальон. Вместе с воинами Красной Армии он активно участвовал в обороне района и области, но силы были неравными, и 8 октября 1941 года город Дмитриев был оккупирован гитлеровцами. Фашисты учинили кровавые погромы. В первые дни оккупации они сожгли 19 населённых пунктов, расстреляли 350 стариков, женщин и детей. Уже на четвёртый день оккупации в районе стал действовать Дмитриевский партизанский отряд, и наш район стал центром партизанского движения в Курской области. Народные мстители громили гитлеровские гарнизоны, отбивали обозы, уничтожали живую силу и технику противника (Статья: Дмитриевские партизаны. Партизанское движение в Дмитриеве). За время немецкой оккупации народному хозяйству района был нанесён громадный ущерб.
Незабываемой славой покрыли себя дмитриевцы на фронтах Великой Отечественной войны. Дмитриевская земля взрастила пятнадцать героев Советского Союза и двух полных кавалеров Ордена Славы. Ими стали А.И. Андриянов (с. Черневка), Н.Е. Ашурков (с. Фокино), В.Ф. Баранников (д. Н. Першино), Г.И. Бирюков (с. Почепное), И.А. Блинов (с. Ш.-Петровское), А.М. Данилин (с. Почепное), В.Е. Ермаков (п. Б. Колодезь), А.Д. Кречетов (с. Бычки), В.Е. Кошелев (д. Богусловка), А.М. Оленин (д. Камсуля), Г.А. Серых (с. Берёза), А.Е. Скворцов (с. Пробожье Поле), И.Е. Сонин (с. Снижа), И.Ф. Беседин, Т.П. Харитонов.
После войны город Дмитриев переживал своё второе рождение. Отстроились новые и обновились старые улицы, были возведены новые корпуса предприятий.
Официальных документов о переименовании города Дмитриева в Дмитриев-Льговский и наоборот в музее нет и нигде они не встречались. Во всех официальных документах 30-х и т.д. годов упоминается именно Дмитриев. В 1929 г. Дмитриев называли Дмитриев-Льговский по округу, а о переименовании города в Дмитриев-Льговский информации нет.
За свою историю Дмитриев имел два официальных названия: Дмитриев 1779-1784 годы, Дмитриев-на-Свапе (в просторечье Дмитросвапск, СДмитрославск, Дмитрославль, Митрослав) 1784-1929 годы и снова Дмитриев (без Льговский).»
Мы ходили по этому городу и представляли, какой он. Чувствовалось, что жители любят свой город, ухаживают за ним. Мы подходили к монументу славы, к памятнику Вере Терещенко.
А потом зашли в краеведческий музей. Для нас провели экскурсию. Оказывается Иван Суржиков, знаменитый певец, родом из этих мест. Ему посвящена часть экспозиции музея. Много нам рассказывал экскурсовод о том, о партизанах этого края.
А ещё мы побывали в городской библиотеке на встрече с местными поэтами. Встречу организовал Михаил. Он много рассказывал библиотекарям обо мне.
Я знала о том, что мне предстоит встретиться с дмитриевскими поэтами. Ещё дома продумала сценарий встречи. Скинула на флешку песни на мои слова, стихи, которые решила прочесть. Так как на встрече должен быть и Захарыч, решила обязательно почитать стихи его жены Татьяны. Скачала на флешку выступление Татьяны, песню на её стихи. А вот прочесть стихи должен был сам Захарыч. Всё так и получилось.
Для себя я подготовила две композиции и около десятка стихов. Но это заняло бы очень много времени. Поэтому я немного рассказала о себе и прочла две композиции.


Татьяна Гордон


АВТОРСКАЯ КОМПОЗИЦИЯ
ВОЗВРАЩАЙТЕСЬ ЖИВЫМИ!..


ОПЯТЬ В КРОВИ КУПАЮТСЯ РАСВЕТЫ…


Опять в крови купаются рассветы,
Опять сердца страдают матерей.
Один вопрос: «За что нам, Боже, это?
За что Молох сжирает сыновей?»


Мы их растили для любви и жизни,
Чтоб нам внучат дарили бы они,
Крикливых и смешливых, и капризных…
А что взамен?.. Кого теперь винить?


Опять стреляют… Гибнут молодые…
И вместо встречи – похоронки лист?
С экранов улыбаются родные,
Пока живые… Пощади их, жизнь!


* * *
Моло’х - страшная ненасытная сила, требующая человеческих жертв. (Ефремова «Новый толково-словообразовательный словарь Русского языка»)


4 марта 2022 года


http://stihi.ru/2022/03/05/5470



ВОЗВРАЩАЙТЕСЬ ЖИВЫМИ!


Вдохновение: http://stihi.ru/2022/10/12/16


Снова сердце захлестнуло болью,
Снова провожаем на войну,
Снова горьким и хмельным застольем
Держит честь и совесть враг в плену.


От злословья и угроз к убийствам
Перешли нацисты, чтоб убить
Веру в правду, веру в то, что мысли:
Оставаться братьями – не быть!


Провожаем сыновей и внуков,
И мужей, отцов, смахнув слезу,
Отдаём их воинской науке,
Прямо в рукотворную грозу.


И напутствия слова простые
Из души, из сердца к ним идут:
«Возвращайтесь, милые, живыми!
Помните, вас дома очень ждут!»


16 октября 2022 года


http://stihi.ru/2022/10/16/3199



Татьяна Гордон


ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
НЕ НУЖНЫ МНЕ КАПРИ И ПАРИЖ


ЗЕМЛЯ, КОТОРОЙ НЕТ РОДНЕЙ


Мы рвёмся в дальние края,
Чтоб прелести найти за гранью…
А дома, здесь, земля своя,
И всё доступно пониманью.


Предутренний лазурный свет
Нас поднимает на рассвете,
И среди множества примет
Так дороги минуты эти.


Занудный дождь – он тоже свой.
И длится ведь не бесконечно.
А вспомни леса дух хмельной,
Свиданья юности беспечной.


Земля, которой нет родней,
Где в небесах высоких сини.
Судьба навек связала с ней.
А землю ту зовут – РОССИЯ.


18 мая 2012 года


НЕ НУЖНЫ МНЕ КАПРИ И ПАРИЖ


Я хочу по радуге взбежать,
Чтоб ладонью тронуть край небес,
Рассмотреть оттуда луг и лес
И с восторгом миру прокричать:


Как люблю родимые края,
Не нужны мне Капри и Париж.
Только здесь ты тихо говоришь:
«Милая, любимая моя!»


Только здесь сиянье добрых глаз
Мне в дороге светят маяком,
Каждый дом в краю родном знаком.
Здесь зарю встречала много раз.


Может быть, кому-то по нутру
Слушать попугаев голоса.
Ближе мне родные небеса
В солнечном сиянье поутру.


Ветер шевелит берёзы лист,
Той, что у крыльца давно растёт.
Нет, любовь к России не пройдёт,
Как бы ни был мир чужой лучист.


Здесь я с материнским молоком
Приняла в себя любовь и грусть.
И судить других я не берусь -
Тут и только тут родимый дом.


Радуга, зовущая вперёд,
Дождевые капли на цветах,
Небо в невесомых облаках,
И мечты волнующий поёт.


16-26 июля 2017 года



ТИХАЯ РОДИНА


Моя тихая Родина -
Отчий дом в тополях,
В огороде смородина,
Васильки на полях,


Пескари в речной заводи,
Шёлк травы луговой
И речушка, где плавали
В дальнем детстве с тобой.


Я тропинками памяти
Вновь и вновь прохожу
И объятая пламенем
Подхожу к миражу.


Моя тихая Родина,
Где бы я не была,
Ты, моё благородие,
Только ты мне мила!


09-10 октября 2007 года


В библиотеке мы оставили наши стихи и песни. Послушали и местных поэтов. Михаил тоже читал свои стихи.
Показал нам Михаил и свою мастерскую, где он валяет валенки. Жена во всём помогает ему, так что всё они делают вместе.
Сходили мы и в церковь Давида Салунского. Жаль, что не встретились с отцом настоятелем, потому что все священники уехали в Курск, где переносили Икону Божья Матерь Коренная из курского храма Знамения в монастырь Коренной Божьей Матери. Эту икону привезли из Америки, куда увезли эту икону в гражданскую войну, почти столетие назад.
Поездкой остались довольны 4 дня пролетели быстро. Приехали мы утром 13 июня, а уехали вечером 16 июня. И вот опять мы дома.



Татьяна Гордон
17 июня 2023 года



Другие статьи в литературном дневнике: