Я чувствую ностальгию по настоящему
«Я ЧУВСТВУЮ НОСТАЛЬГИЮ ПО НАСТОЯЩЕМУ»
Такой строкой из стихов Андрея Вознесенского назвала моя Татьяна новую литературно-музыкальную композицию нашего клуба любителей поэзии «Возрождение», посвящённую творчеству этого поэта-шестидесятника.
Хотя рассказ о жизни и творчестве Андрея Вознесенского готовит у нас Юлия Сергеевна Собец, я нашла в интернете информацию о поэте и помещаю её здесь, чтобы не потерять в своём компьютере.
«Андрей Вознесенский – советский поэт-шестидесятник, публицист, поэт-песенник. Несмотря на прохладное отношение власти к творчеству поэта, в 1978 году Андрей
Андреевич удостоился Государственной премии СССР. Вошел в плеяду классиков XX столетия.
Андрей Андреевич Вознесенский родился в мае 1933 года в столице. Его отец – инженер-гидротехник по специальности, строил знаменитые Братскую и Ингурскую
гидроэлектростанции. Позже он стал профессором и возглавил Институт водных проблем.
Ранние детские годы будущий поэт провел в городке Киржаче Владимирской области, откуда была родом мама Антонина Сергеевна. В семье также подрастала старшая
сестра Андрея – Наташа.
Грянувшая Великая Отечественная война и последовавшая эвакуация заставили 8-летнего Андрея вместе с мамой перебраться в Курган, где мальчик ходил в школу.
Позже Вознесенский поделился, что эвакуация хотя и забросила его в дыру, но «какая добрая это была дыра».
В Москве Андрей Андреевич закончил одну из старейших столичных школ, в которой также учился
Андрей Тарковский.
Стихи мальчик начал писать рано, а в 14 лет отважился послать некоторые из них своему любимому поэту
Борису Пастернаку.
Тот оценил произведения юного коллеги очень высоко, и они подружились. Влияние Пастернака на Вознесенского было огромным.
После получения аттестата Андрей Вознесенский стал студентом архитектурного института. В престижный вуз Андрей отправился по настоянию Пастернака, который
боялся, что преподаватели литературного института загубят талант Вознесенского. В 1957-ом, получив диплом о высшем образовании, поэт отметил это событие
строками: «Прощай, архитектура! Пылайте широко, коровники в амурах, сортиры в рококо!..». По специальности Вознесенский не работал никогда.
Творческая биография Андрея Вознесенского развивалась стремительно. В 1958 году впервые были опубликованы его стихи. Они оказались яркими, насыщенными
метафорами, звуковыми эффектами и усложненной ритмической системой. В каждой строчке сквозил подтекст, что было непривычным и новым для того времени. Влияние
на поэзию Андрея Андреевича оказал не только Борис Пастернак, но и творчество
Владимира Маяковского
и футуриста Семена Кирсанова.
Андрей Вознесенский Дебютный сборник поэзии Вознесенского увидел свет в 1960-ом. Он получил название «Мозаика». За критику власти и советского строя молодой поэт сразу же оказался в опале. Его произведения были поставлены в один ряд с такими же «неформатными» стихами «шестидесятников»
Евгения Евтушенко
и Беллы Ахмадулиной.
Редактор, позволивший издать сборник Вознесенского, был с треском выгнан с должности, а тираж едва удалось сберечь от уничтожения.
Однако все неприятные обстоятельства, сопутствовавшие выходу первой книги, не испугали Вознесенского. Спустя несколько месяцев вышел второй сборник, названный
«Парабола». Он тут же превратился в библиографическую редкость, хотя был издан огромным тиражом. Андрея Андреевича начали приглашать на закрытые вечера,
где свои произведения читали такие же опальные коллеги. Вместе с тем поэты, воспевающие советский строй, делали Андрея Вознесенского героем стихотворных
карикатур.
На Вознесенского ополчился
Никита Хрущев.
Он вознамерился выгнать неудобного литератора из страны, но после личной просьбы
Джона Кеннеди
генсек оставил поэта в покое. Среди поклонников Вознесенского был Роберт Кеннеди. Он даже переводил произведения советского поэта на английский язык.
По просьбе Кеннеди Андрея Андреевича начали выпускать за рубеж. В Америке Вознесенский познакомился с коллегой
Алленом Гинзбергом,
знаменитым драматургом
Артуром Миллером
и голливудской кинодивой
Мэрилин Монро,
которой затем посвятил стихотворение. Побывал поэт во многих странах Европы, где его талант почитали, а стихи любили.
В 1962 году Вознесенский выпустил новый сборник, названный «Треугольная груша», что вызвало новую волну негодования представителей власти. Поэта критикуют
и унижают, в газетах выходят разгромные статьи критиков, зато народ его любит. Произведения Андрея Вознесенского перепечатывают и выпускают в «самиздате»,
передавая друг другу «из-под полы».
Поэт работает не покладая рук. Каждый год Вознесенский радует почитателей новым сборником великолепной поэзии. Поэт-романтик воспевает чувство любви в
стихах «Не возвращайтесь к былым возлюбленным», «Сон», «Романс», «Вальс при свечах». Каждый раз эмоции, рождающиеся в строках произведений о любви, словно
маятник стремятся то к полюсу вселенской любви, то к полюсу всеобъемлющего трагизма.
В 1981 году на всю Москву прогремела ленкомовская постановка рок-оперы «Юнона и Авось» на либретто Андрея Вознесенского и музыку
Алексея Рыбникова.
Вокальные номера «Я тебя никогда не забуду», «Аллилуйя» производили на зрителей оглушительное впечатление. Зал с первых дней показа спектакля был переполнен.
Несколько осложнила ситуацию публикация в иностранной прессе статьи о постановке, после которой советское правительство долго не выпускало театральную
труппу на гастроли с рок-оперой за рубеж, а также препятствовало распространению пластинки.
Рок-опера «Юнона и Авось» оказалась не первым театральным воплощением поэзии Вознесенского. В театре на Таганке с аншлагами шла постановка поэтического
цикла «Антимиры» на музыку
Бориса Хмельницкого и Владимира Высоцкого.
Потомкам поэт оставил 8 поэм, среди которых значатся «Лонжюмо», «Оза», «Ров». Произведение «Андрей Полисадов» литератор посвятил своему прадеду, муромскому
архимандриту. Последняя поэма, безразмерный молитвенный сонет «Россия воскресе», появилась в 1993 году на страницах издания «Дружба народов». В литературное
наследие Вознесенского входят также мемуарная проза и публицистика. Единственное крупное прозаическое произведение Андрея Андреевича «Прорабы духа» появилось
в 1984 году.
Сегодня Андрей Вознесенский знаком стихами, превратившимися в популярные музыкальные хиты «Плачет девочка в автомате», «Верни мне музыку», «Подберу музыку», «Танец на барабане». А песня в исполнении Аллы Пугачевой «Миллион алых роз» по праву считается главным шлягером советской эпохи. На стихи Вознесенского создавали свои шедевры композиторы Раймонд Паулс, Оскар Фельцман, Микаэл Таривердиев, Игорь Николаев, Стас Намин, Евгений Мартынов.»
Наши девочки из клуба выбрали стихотворения Вознесенского, чтобы иллюстрировать рассказ Юлии Сергеевны. Я захотела прочесть известные мне с юности стихи «Бьют женщину» и «Парни с поднятыми воротниками». Почему я была уверена, что «Парни» написал Вознесенский? Не знаю.
Когда записывала сценарий на свой диктофон, чтобы помогать Татьяне во время выступления, усомнилась в названии стихотворения. Опять открыла интернет. Вот тут-то и сердце захолонуло. Оказывается эти строки принадлежат Роберту Рождественскому. Как же хорошо, что я вовремя схватилась!
Нашла другое стихотворение Вознесенского.
Конечно, можно было бы и прочесть «Парней», не назвав автора. Кто бы что понял! Но решили с Татьяной так не поступать. Нечего обманывать слушателей. Пока ещё можно было всё заменить и исправить.
Итак, я читаю стихотворение Андрея Вознесенского «Осень».
Андрей Вознесенский
Осень
С. Щипачёву
Утиных крыльев переплеск.
И на тропинках заповедных
последних паутинок блеск,
последних спиц велосипедных.
И ты примеру их последуй,
стучись проститься в дом последний.
В том доме женщина живёт
и мужа к ужину не ждёт.
Она откинет мне щеколду,
к тужурке припадёт щекою,
она, смеясь, протянет рот.
И вдруг, погаснув, всё поймёт -
поймёт осенний зов полей,
полёт семян, распад семей...
Озябшая и молодая,
она подумает о том,
что яблонька и та - с плодами,
бурёнушка и та - с телком.
Что бродит жизнь в дубовых дуплах,
в полях, в домах, в лесах продутых,
им - колоситься, токовать.
Ей - голосить и тосковать.
Как эти губы жарко шепчут:
«Зачем мне руки, груди, плечи?
К чему мне жить и печь топить
и на работу выходить?»
Её я за плечи возьму -
я сам не знаю, что к чему...
А за окошком в юном инее
лежат поля из алюминия.
По ним - черны, по ним - седы,
до железнодорожной линии
Протянутся мои следы.
1959
Вторым стихотворением у меня будет вот это.
Андрей Вознесенский
Бьют женщину
Бьют женщину. Блестит белок.
В машине темень и жара.
И бьются ноги в потолок,
как белые прожектора!
Бьют женщину. Так бьют рабынь.
Она в заплаканной красе
срывает ручку как рубильник,
выбрасываясь
на шоссе!
И взвизгивали тормоза.
К ней подбегали, тормоша.
И волочили и лупили
лицом по лугу и крапиве...
Подонок, как он бил подробно,
стиляга, Чайльд-Гарольд, битюг!
Вонзался в дышащие ребра
ботинок узкий, как утюг.
О, упоенье оккупанта,
изыски деревенщины...
У поворота на Купавну
бьют женщину.
Бьют женщину. Веками бьют,
бьют юность, бьет торжественно
набата свадебного гуд,
бьют женщину.
А от жаровен на щеках
горящие затрещины?
Мещанство, быт - да еще как! -
бьют женщину.
Но чист ее высокий свет,
отважный и божественный.
Религий - нет,
знамений - нет.
Есть
Женщина!..
...Она как озеро лежала,
стояли очи как вода,
и не ему принадлежала
как просека или звезда,
и звёзды по небу стучали,
как дождь о черное стекло,
и, скатываясь,
остужали
ее горячее чело.
1960 год
А ещё поставлю я здесь стихотворение «Бьёт женщина». Это как бы ответ на то, что стоит выше. Я не буду читать его, но оно мне очень нравится. Андрей Вознесенский так хорошо и ярко показал здесь буйство, восстание женщины. Все слова здесь стоят на месте, ни одного нельзя выкинуть.
Андрей Вознесенский
Бьет женщина
В чьем ресторане, в чьей стране - не вспомнишь,
но в полночь
есть шесть мужчин, есть стол, есть Новый год,
и женщина разгневанная - бьет!
Быть может, ей не подошла компания,
где взгляды липнут, словно листья банные?
За что - неважно. Значит, им положено -
пошла по рожам, как белье полощут.
Бей, женщина! Бей, милая! Бей, мстящая!
Вмажь майонезом лысому в подтяжках.
Бей, женщина! Массируй им мордасы!
За все твои грядущие матрасы,
за то, что ты во всем передовая,
что на земле давно матриархат -
отбить, обуть, быть умной, хохотать,-
такая мука - непередаваемо!
Влепи в него салат из солонины.
Мужчины, рыцари, куда ж девались вы?!
Так хочется к кому-то прислониться -
увы...
Бей, реваншистка! Жизнь - как белый танец.
Не он, а ты его, отбивши, тянешь.
Пол-литра купишь. Как он скучен, хрыч!
Намучишься, пока расшевелишь.
Ну можно ли в жилет пулять мороженым?!
А можно ли в капронах ждать в морозы?
Самой восьмого покупать мимозы -
можно?!
Виновные, валитесь на колени,
колонны, люди, лунные аллеи,
вы без нее давно бы околели!
Смотрите, из-под грязного стола -
она, шатаясь, к зеркалу пошла.
"Ах, зеркало, прохладное стекло,
шепчу в тебя бессвязными словами,
сама к себе губами прислоняюсь
и по тебе сползаю тяжело,
и думаю: трусишки, нету сил -
меня бы кто хотя бы отлупил!.."
1964
Композицию, посвящённую русскому советскому поэту Андрею Вознесенскому мы покажем в этом месяце дважды: в отделении дневного пребывания городского центра комплексного обслуживания населения и реабилитации «Меридиан» и читателям центральной районной библиотеки посёлка Большевик. Будет это сегодня 12 февраля и завтра,13 февраля.
И всё-таки хочу здесь вставить и стихотворение Роберта Рождественского.
Роберт Рождественский
Парни
с поднятыми воротниками,
в куртках кожаных,
в брюках-джинсах.
Ох, какими словами
вас ругают!
И всё время удивляются:
живы?!
О проблеме вашей
спорят журнальчики —
предлагают убеждать,
разъяснять...
Ничего про это дело
вы не знаете.
Да и в общем-то
не хотите
знать...
Равнодушно
меняются
столицы —
я немало повидал их, —
и везде,
посреди любой столицы
вы
стоите,
будто памятник
обманутой мечте.
Манекенами
к витринам приникшие,
каждый вечер —
проверяй по часам —
вы уже примелькались всем,
как нищие.
Что подать вам?
Я не знаю сам.
Завлекают вас
ковбоями и твистами, —
вам давно уже
поднадоел твист.
Вы
покуриваете,
вы посвистываете,
независимый делаете вид.
Может,
девочек ждёте?
Да навряд ли!
Вон их сколько —
целые стада.
Ходят около —
юные,
нарядные...
Так чего ж вы ожидаете тогда?!
Я не знаю — почему,
но мне
кажется:
вы попали
в нечестную
игру.
Вам история назначила —
каждому —
по свиданию
на этом углу.
Обещала показать
самое гордое —
мир
без позолоченного зла!
Наврала,
наговорила
с три короба.
А на эти свиданья
не пришла...
Идиотская,
неумная шутка!
Но история
думает
своё...
И с тех пор
неторопливо и жутко
всё вы ждёте,
всё ждёте
её.
Вдруг покажется,
вдруг покается,
вдруг избавит
от запойной тоски!..
Вы стоите на углу,
покачиваясь,
вызывающе подняв воротники...
А она проходит мимо —
история, —
раздавая
трёхгрошовые истины...
Вы постойте,
парни.
Постойте!
Может быть,
чего-нибудь
и выстоите.
Это стихотворение и стихи Вознесенского, посвящённые женщине, в юности знала наизусть, да и сейчас лишь повторить немного и могу читать их на память. Когда-то они были аккуратно переписаны в тетрадку, куда я записывала всё, что мне нравилось. Компьютеров тогда не было, разыскивали книги и переписывали стихи. Почти у всех моих знакомых девчат были такие заветные тетради.
Татьяна Гордон
12 февраля 2020 года
Другие статьи в литературном дневнике: