Поздравление спешит в Советскую Гавань

Татьяна Гордон: литературный дневник

ПОЗДРАВЛЕНИЕ СПЕШИТ В СОВЕТСКУЮ ГАВАНЬ


Сегодня день рождения у моего далёкого друга из Совгавани Андрея Шведюка. Вот такие строки послала я Андрюше по скайпу.


«Андрюша, сердечно поздравляю тебя с днём твоего рождения. Здоровья, радости и улыбок тебе. Пусть будет много добрых друзей! Пусть всё удаётся, пусть появляются новые идеи, песни, проекты, пусть исполняется всё, что ты задумываешь!
Счастья и любви тебе от всей души желаю.
А это мой поэтический подарок.


ЯРКИЙ ДЕНЬ


Летний день тем хорош,
Что приносит он праздник.
Каждый год не похож,
Каждый год чем-то разный.


И мы помним всегда,
Что забыться не может:
Радость, счастье труда -
Разве есть, что дороже!


Пока можем идти
Мы дорогою жизни,
Пусть на этом пути
Будет рядом Отчизна.


Не подводит нас дом,
Что построили сами.
Рады мы, что живём
В мире под облаками.


Рады видеть лучи
Благодатного солнца,
И без всяких причин
Сердце вдруг рассмеётся.


Лето дарит себя
И с дождём. И с жарою,
С громким криком ребят
Над речною водою.


Разнесут птицы весть:
Нынче день для подарков!
Вы цените, что есть!
День рожденья – день яркий.


С пожеланием всех благ
Татьяна Даниловна»


Строчки эти были написаны, я имею в виду стихотворение, 18 июля 2017 года, но сейчас они пригодились мне.
А ещё мне захотелось побольше узнать о том месте, где живёт Андрюша. Для этого открыла интернет и выбрала оттуда информацию.
«Советской Гавань – город, расположенный на берегу залива Советская Гавань (Татарский пролив), в 581 километрах от Хабаровска, в 10 километрах от порта Ванино — одного из крупнейших российских портов на Тихом океане. Город расположен в гористой местности, в непосредственной близости располагается хребет Советский высотой до 560 метров (гора Советская), отрог Сихотэ-Алиня.
Совгавань - конечная точка БАМа. Железной дорогой город связан с Комсомольском-на-Амуре, автомобильной трассой — Ванино и с автодорогой «Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре». Действует аэропорт Май-Гатка.
Императорская Гавань в 1867 году. Рисунок А. В. Вышеславцева
Датой основания города считается 4 августа 1853 года, когда Г. И. Невельской распорядился создать «военный Его Императорского Высочества генерал-адмирала великого князя Константина пост» в заливе Императорская Гавань. Начальником поста был назначен Н. К. Бошняк.
В 1854 году в Императорскую гавань зашло английское судно «Барракута» (англ. Barracouta). Не зная об открытии гавани русскими, англичане дали ей имя «Гавань Барракута» (англ. Barracuta Harbour)Нэт.
В 1856 году, спасаясь от англо-французской эскадры, в залив зашёл фрегат «Паллада». Для того, чтобы фрегат не достался противнику, он был затоплен, после чего Константиновский пост был снят.
В конце XIX века на мысу при входе в залив, был построен маяк, один из старейших на тихоокеанском побережье России. Этот маяк в настоящее время носит название «Красный Партизан» в память о расстрелянных здесь в ходе гражданской войны карательным отрядом белогвардейцев партизанах. Неподалёку от маяка, над высокой скалой установлен монумент в память об этих событиях.
В 1907 году австралийский предприниматель Слэй Гарольд Крофтон был командирован фирмой «Восточное лесопромышленное общество», где скупил у местного предпринимателя лесоперерабатывающий паровой завод и заготовленную древесину. Вскоре на его средства на берегах бухты Окоча были построены административные здания и жилые дома. К 1912 году было образовано селение, получившее название Знаменское. Оно состояло из трёх поселений, расположенных по берегам бухт Маячная, Японская (сейчас бухта Курикша) и ОкочаФотина.
27 октября 1914 года в Знаменском (на тот момент оно входило в состав Кхуцинской волости Ольгинского уезда Приморской области) было открыто почтово-телеграфное отделение с приёмом внутренних и международных телеграмм. Была протянута телеграфная линия от Де-Кастри до Императорской Гавани
В 1919 году в районе Императорской Гавани функционировали четыре рыбных промысла под управлением русских предпринимателей — в бухте Лососина, в бухте Ольга, в бухте Александра (ныне Северная) и у полуострова Меншикова, а также вышеупомянутая австралийская концессия в бухте Окоча. Функционировал два маяка с обслугой: у входа в залив и на мысе Св. НиколаяЛиса.
5 апреля 1919 года в Императорскую Гавань вступил партизанский отряд под командованием Петра Курикши. Партизаны арестовали полицейских чинов, захватили австралийскую концессию, расстреляли нескольких лиц прежней администрации и предпринимателей, оказавших им сопротивление. Начальнику местного почтового отделения удалось запросить по телеграфу помощь, и в мае 1919 года из Владивостока прибыл пароход «Взрыватель». С него высадился белогвардейский десант, который, после непродолжительного боя, занял населённый пункт. Так потерпела неудачу первая попытка установления Советской власти в Императорской Гавани, и следующие три года гавань находилась под контролем белогвардейских силЛиса.
6 апреля 1920 года на территории российского Дальнего Востока была провозглашена Дальневосточная республика. Приморская область, а с ней и Императорская Гавань, де-юре вошла в её состав, де-факто оставаясь под контролем белогвардейцев, не признававших ДВР.
В январе 1922 года из Южного Приморья в гавань прибыл Первый экспедиционный партизанский отряд под командованием В. С. Колесниченко в количестве 45 человек, вторично установивший Советскую власть на этой территории. В апреле этого же года приказом по отряду Императорская Гавань была переименована в СоветскуюФотина.
15 ноября 1922 года ДВР была ликвидирована. Составлявшие её территории вошли в состав РСФСР как Дальневосточная область, а Приморская область, в составе которой оставалась Императорская Гавань, преобразована в Приморскую губернию с центром во Владивостоке.
19 февраля 1923 года вышло Постановление ВЦИК, согласно которому гавани было официально присвоено имя СоветскаяФотинаВещий Протей.
В том же 1923 году был образован Знаменский сельский совет. К этому времени Знаменское было довольно крупным селом, в нём было около 80 домов
В 1925 году в составе Приморской губернии был образован Советский район с центром в ЗнаменскомТата.
В 1926 году на Дальнем Востоке была проведена административно-территориальная реформа. Приморская губерния, вместе с тремя другими губерниями, была упразднена и вошла в состав новообразованного Дальневосточного края (ДВК). Край был разделён на округа, одним из которых был Хабаровский округ — в состав последнего был включён Советский район.
В 1930 года село Знаменское было преобразовано в рабочий посёлок Советская Гавань. В том же году Хабаровский округ был упразднён, а Советский район, переименованный в Советско-Гаванский, отошёл в прямое подчинение ДВК. К этому времени в посёлке были созданы четыре рыбокомбината, три рыболовецких колхоза, Советский леспромхоз, Советско-Гаванский лесозавод, национальный колхоз «Ороч». В 1932 году вышел первый номер городской газеты «Советская звезда».
20 октября 1932 года в составе ДВК была образована Приморская область с центром во Владивостоке. Советско-Гаванский район вошёл в её состав.
В 1934 году началось строительство завода № 263, позже получившего название Северный судоремонтный завод (ССРЗ). В 1937 году строительство было завершено, тогда же на заводе был отремонтирован первый пароход. Было начато строительство мелькомбината, Дальневосточной электростанции специального назначения, морского порта.
По состоянию на 1935 год, под общим названием Советская Гавань было более сорока населенных пунктов на побережье, 20 школ, 7 радиостанций, 5 аэродромов, 4 больницы и 17 фельдшерско-врачебных пунктов.
20 октября 1938 года ДВК был разделён на Хабаровский и Приморский края. Советская Гавань, как часть Приморской области, вошла в состав Приморского края. Уже в 1939 году Приморская область была упразднена, и Советско-Гаванский район стал напрямую подчиняться краевым органам.
18 января 1941 года посёлок Советская Гавань получил статус города.
21 мая 1943 года Государственный комитет Обороны СССР издал постановление о строительстве железнодорожной линии Комсомольск-на-Амуре (Пивань) — Советская Гавань и морского порта в бухте Ванина. На строительство железной дороги вдоль реки Хунгари в предгорьях Сихотэ-Алиня были брошены тысячи заключённых сталинских исправительно-трудовых лагерейГоблин. В 1945 году было открыто движение по новой магистрали.
В августе 1945 года в ходе военной кампании против Японии из Советской Гавани был высажен десант в порту Маока на Южном Сахалине. В послевоенные годы на многих стройках города работали японские военнопленные.
15 сентября 1948 года вышел Указ Президиума Верховного совета РСФСР «О передаче города Советская Гавань из Приморского края в Хабаровский край»Клио.
В 1950—1953 годах в городе находилось Управление Строительства 508, а в 1953—1954 годах — Ульминлага.
5 июня 1958 года Хабаровским крайисполкомом было принято решение: «О выделении поселка Ванино из городской черты города Советская Гавань и отнести его к категории рабочих поселков». Ванино стал самостоятельным населённым пунктом.
В 1959 году из состава города выведены посёлки Майский и Октябрьский, в 1960 году - ПГТ Заветы Ильича, в 1969 году - посёлок Лососина.
В 1973 году прошло окончательное административно-территориальное разграничение: Советско-гаванский район разделен на два — образован Ванинский район Хабаровского края. С этого времени город Советская Гавань и его район территориально больше не менялись. По настоящее время г. Советская Гавань с пригородной зоной, п. Ванино и близлежащие населённые пункты образуют единственную на побережье Татарского пролива Совгаванскую городскую агломерацию.
В начале 1990-х годов в Советской Гавани было создано первое совместное российско-японское предприятие по переработке древесины «Ванино-Тайрику»Тата.
В 1993 году в советско-гаванский порт зашло первое судно под иностранным флагом; до этого порт имел статус закрытогоТата.
В 1997 году первую продукцию, получившую международный сертификат качества, выпустило рыбоперерабатывающее предприятие ООО «Востокрыба».
В 1999 году началось строительство автомобильной трассы Лидога — Ванино, которая должна связать город и другие населённые пункты района залива со всероссийской автотранспортной сетью. В 2001 году по трассе было открыто сквозное автомобильное движениеТата. Строительство закончено 30 октября 2017 годаНаталья Мамченко.
В 2000 году порт «Советская Гавань» получил статус международного. В том же году судоремонтные предприятия приступили к выполнению заказов по модернизации оборудования, используемого при освоении нефтяного шельфа острова СахалинТата.
С 2003 по 2005 годы в городе открылся филиал Комсомольского-на-Амуре судостроительного завода - завод «Паллада», была отремонтирована нефтебуровая вышка «Орлан». Возобновил выпуск строительных материалов завод ЖБИ, начато производство строительного камня на базе карьера «Советский».
До 2004 года весь район составлял единое муниципальное образование «Город Советская Гавань с Советско-Гаванским районом». В соответствии с Законом Хабаровского края от 28 июля 2004 года № 208 «О наделении поселковых, сельских муниципальных образований статусом городского, сельского поселения и об установлении их границ» в каждом населённом пункте района было создано отдельное муниципальное образование. Город стал административным центром и единственным населённым пунктом. В ноябре 2007 года в городе открылся первый в Хабаровском крае частный рыборазводный завод мощностью 15 млн. мальков лососёвых в годТата.
31 декабря 2009 года было подписано Постановление Правительства РФ о создании в порту Советская Гавань портовой особой экономической зоны
Город Советская Гавань приравнен к районам Крайнего Севера.
Климат умеренный, муссонный. Зима холодная и снежная, в то же время лето прохладное, дождливое. На побережье Татарского пролива и залива Советская Гавань часты туманы.
Население - 24671 человек. Русские, киайцы, орочи. Проживают корейцы, азербайджанцы, армяне, татары.»
Вот что узнала я о месте, где живёт мой друг. Когда-то давно я пролетала, и не один раз, над Татарским проливом, когда летала на Сахалин. Но об этом когда-нибудь в другой раз.


Татьяна Даниловна
12 июня 2019 года



Другие статьи в литературном дневнике: