Первое занятие православного лектория

Татьяна Гордон: литературный дневник

ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ ПРАВОСЛАВНОГО ЛЕКТОРИЯ


17 апреля у нас прошло первое занятие православного лектория. Отец Павел, священник Спасского храма, что действует при Занарском кладбище, рассказал нам об иконах Богоматери.
«Издревле на Руси очень почитали Пресвятую Богородицу. К Божьей Матери мы возносим каждодневные молитвы, прося Ее о помощи и спасении. Церковь ставит Царицу Небесную превыше всех святых и всех ангелов, ведь ближе всех к Богу - Его Мать.»
С принятием православной веры от Византии русский народ принял и веру в Матерь Божию и Ее скорое заступничество. Святой образ Богоматери у русского народа всегда был и, конечно же, остается на особом месте. Богоматерь является защитницей и покровительницей земли Русской.
На богослужениях читается большое количество молитв, обращенных к Царице Небесной, Ей посвящаются храмы, распространено почитание многочисленных Её икон. В календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, вообще же их можно насчитать более 860. Для большинства икон установлены дни празднования, им написаны молитвы, акафисты.
Для большинства икон установлены дни празднования, им написаны молитвы, акафисты.
ИСТОРИЯ ПЕРВЫХ ИКОН БОЖЬЕЙ МАТЕРИ
Есть предание о том, что самую первую икону написал апостол Лука. У историков в этом есть сомнения, но Предание возникло не на пустом месте. Из Нового Завета мы знаем, что апостол Лука был врачом и весьма образованным человеком своего времени, но то, что он был художником в Писании не сказано. Однако именно в Евангелии от Луки больше всего говорится о Божьей Матери и именно апостол Лука создал и описал для нас образ Богородицы. Евангелие порой называли словесной иконой, и апостола-евангелиста Луку мы можем назвать первым иконописцем, хотя, вероятнее всего, «писал» он не красками на холсте, а словом.
Существует еще одно предание о первом образе: когда святые апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали в Лидде (недалеко от Иерусалима), там был сооружен для новообращенных храм. Апостолы просили Матерь Божию Своим присутствием освятить и благословить храм. Пречистая Дева ответила, что будет там с ними. Придя в храм, апостолы увидели на одном из опорных столбов храма нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. Список с этого образа, называемый Лиддской иконой Божией Матери, почитается до сих пор.
Внешний вид Богородицы известен не только из древнейших изображений, но и по описаниям церковных историков (Никифора Каллиста, монаха Епифания).
Богородица традиционно изображается в мафории (традиционном для замужней иудейской женщины покрывале, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье). Мафорий обыкновенно пишется красным (символ царского происхождения, но также и страданий). Нижние одежды обыкновенно пишутся сине-голубыми (знак небесной чистоты).
Богоматерь на русских иконах всегда несколько печальна, печаль эта бывает то скорбной, то светлой. Однако всегда образ Богородицы исполнен мудрости и духовной силы. Пресвятая Дева может торжественно «являть» Младенца миру, может нежно прижимать Сына к Себе или легко поддерживать Его - Она всегда полна благоговения, поклоняется своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы.
ТИПЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ИКОНОГРАФИИ БОГОМАТЕРИ
Конечно, изначально никаких типов икон Божьей Матери не было, а уже потом, для классификации и подробного изучения их выделили, исходя из характера написания.
В православной иконографии принято выделять 5 типов изображения Пресвятой Богородицы:
1. «Оранта» (греч. «Молящаяся») и «Знамение»
2. «Одигитрия» (греч. «Путеводительница»)
3. «Елеуса» (греч. «Умиление»)
4. «Панахранта » (греч. «Всенепорочная»)
5.«Агиосоритисса» (греч.: от названия часовни «Агиа-Сорос» в Константинополе).
«Оранта» («Молящаяся»), «Знамение»
Это один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её в фас, с поднятыми на уровень головы руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. В православных храмах изображения этого типа иногда помещают в верхней части алтаря.
Первые изображение Богородицы «Оранты» (греч. «Молящаяся») без Младенца встречаются уже в римских катакомбах (II – IV вв.).
Иногда на лоне Богородицы, на фоне круглой сферы, изображается Спас Эммануил (евр. «с нами Бог»). Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Некоторые иконы этого типа называют «Панагия» (греч. «Всесвятая»).
В Софийском соборе в Киеве (XI в.) находится одно из известнейших мозаических изображений Оранты (высота фигуры 5 м 45 см). Один из эпитетов, присваиваемый данному изображению - «Нерушимая Стена». В иконописи самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются чрезвычайно редко.
«Одигитрия» («Путеводительница»)
На иконах этого типа мы видим Божию Матерь, Которая указывает на Богомладенца Христа, восседающего на Ее руке.
Богородица как бы говорит всему человеческому роду, что путь истинный - это путь ко Христу. На этих иконах Она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Здесь центром композиции является Христос, Который правой рукой благословляет, а в левой руке держит свернутый свиток - символ Евангелия. Христос сказал о себе: «Я путь, и истина и жизнь» (Ин. 14: 6), а Богородица Та, кто помогает идти по этому пути, - она наша ходатаица. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы.
Из икон этого типа наиболее известны Казанская, Смоленская, Тихвинская, Иверская, Грузинская, Пророчица, Страстная.
«Елеуса» («Умиление»)
На иконах типа «Умиление» мы видим Младенца Христа, припавшего щекой к щеке Богоматери. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. Образы передают исполненное нежности общение Матери и Сына. Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое: это соединение выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов.
В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица представлена не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении, в любви с Богом.
Божия Матерь задумалась, прижимая к Себе Сына: Она, предугадывая крестный путь, знает, какие страдания ждут Его.
Тип изображения Богоматери «Умиление» находил особый отклик в сердцах православных людей, идея жертвенного служения своему народу близка и понятна, и скорбь Богородицы, приносящей сына в мир жестокости и страданий, созвучны чувствам всех православных христиан. Поэтому икон этого типа очень много.
Среди самых известных можно выделить Владимирскую, Донскую, Феодоровскую, Взыскание погибших, Корсунскую и другие.
«Панахранта» («Всенепорочная»), «Всемилостивая»
Иконы этого типа объединяет один общий признак: Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях Она держит Младенца Христа. Престол символизирует царственную славу Богородицы, совершеннейшей из всех рожденных на земле людей. Из икон этого типа в России наиболее известны Державная и Всецарица.
«Агиа Сорос» (что значит «Святая Рака») - это название часовни в Константинополе, где находится икона обращенной ко Христу в молитве Богородицы. Название часовни дало имя данному иконографическому типу.
На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной к Спасителю, иногда со свитком в руке.
Подобные иконы входят в состав деисусного ряда иконостаса (то есть ряда икон, где в центре изображается Спаситель, а по правую и левую руку - иконы молящихся Богоматери и Иоанна. Икона Крестителя). Боголюбская
У нас в России этот тип икон получил еще название «Заступница».
Как же могло возникнуть такое множество похожих, и все же очень разных икон? Ведь каждая, сохраняя все особенности своего типа, обладает индивидуальностью.
С первых икон делались списки, которые распространялись по всему миру и приобретали свои характерные особенности. По молитвам верующих перед этими иконами случались чудотворения и исцеления, что и старались запечатлеть следующие иконописцы, делая новые списки. Каждый создатель хотел сделать икону с привязкой к своей местности, а также рассказать реальную историю пребывания этой конкретной иконы именно на их земле.
Вот почему так много различных икон Богоматери. Каждая из них нашла отклик в сердцах и душах молящихся, и по всему православному миру к ним возносятся молитвы.
Эти сведения взяла я из интернета
Обо всём этм рассказал нам священник отец Павел из Спасского храма.
Как обычно, мне пришлось писать отзывы. Вот они


«Сегодня у нас состоялось первое занятие православного лектория. Священник отец Павел рассказал нам об иконах Богоматери, о различиях в написании этих икон и подробно, по нашей просьбе, остановился на иконах Казанской, Владимирской и Иверской Богоматери. Отец Павел описал их различия, рассказал историю обретения икон, тем самым ответил на вопрос: почему они так называются. Рассказал отец Павел и о канонах предпасхальных служб.
Всё это было очень интересно. Надеемся, что встречи с отцом Павлом станут регулярными.
Спасибо Светлане Владимировне Смоленцевой, организовавшей для нас этот интересный лекторий.
Сердечно благодарим и водителя Виктора Борисовича Комарова, с чьей помощью мы смогли вовремя и комфортно добраться до «Меридиана.


Члены Серпуховской местной организации слепых
Гордон Т.Д., Чикова Т.И.,
Сергеева Л.М., Корнаухова О.В.
Исаева Т.В., Гудкова Н.М.,
Харчикова Т.А..»


Этот отзыв для Светланы Смоленцевой. А отцу Павлу я отправила другой отзыв.
« 17 апреля в Серпуховском комплексном центре социального обслуживания «Меридиан» состоялось первое занятие православного лектория. Создан он для нас, людей с ограниченными возможностями – членов Серпуховской местной организации слепых. Нам очень трудно бывает попасть в храм и почти невозможно разглядеть иконы. Некоторые из нас раньше видели их, но в памяти лики стираются, а так хочется вспомнить, что и как изображено на иконах, откуда они пришли к нам, где обретены.
Вот на эти вопросы образно и доступно рассказал нам отец Павел. Его чётко сформулированная речь, была понятна нам. Рассказал отец Павел и о том, какие службы идут в храмах в эти предпасхальные дни. А закончилось занятие прослушиванием одного из церковных песнопений.
Нам очень понравилось занятие. Мы рады, что такой занятый человек нашёл время , чтобы прийти к нам и поделиться своими знаниями.
С нетерпением будем ждать следующих встреч с отцом Павлом.


Члены Серпуховской местной организации слепых
Гордон Т.Д., Чикова Т.И.,
Сергеева Л.М., Корнаухова О.В.
Исаева Т.В., Гудкова Н.М.,
Харчикова Т.А..»


Нам, действительно, понравилась непринуждённая беседа со священником. Он неторопливо рассказывал, отвечал на наши вопросы, а потом дал прослушать нам церковное песнопение.
Отец Павел Колосов обещал ещё прийти к нам и рассказать о том, что нас интересует.


Татьяна Гордон
19 апреля 2019 года



Другие статьи в литературном дневнике: