Ессентукский дневник. Паломническая экскурсия

Татьяна Гордон: литературный дневник

ЕССЕНТУКСКИЙ ДНЕВНИК. ПРОДОЛЖЕНИЕ. ПАЛОМНИЧЕСКАЯ ЭКСКУРСИЯ


22 ноября, пятница. После обеда нас ждал экскурсионный автобус. Мы должны были посетить два монастыря, мужской и женский. Оба расположены в горах и смотрят друг на друга, как и наши мужской Высоцкий и женский Владычный. Только наши монастыри стоят через реку Нару, а здешние монастыри стоят на противоположных склонах гор.
Сначала поехали во Второ-Афонский мужской монастырь.
В интернете нашла:
«Успенский Второ-Афонский монастырь на горе Бештау был основан русскими монахами, прибывшими в начале двадцатого столетия со Святой Горы Афон на Кавказ. По преданию, со времен древней Алании, с девятого столетия, вблизи Бештау существовал византийский монастырь. С XV столетия обитель перестала существовать. Освящение нового монастыря состоялось 28 ноября 1904 года. Монашествующие регулярно совершали Богослужения, принимали паломников, вели активную миссионерскую и хозяйственную деятельность.
В Пятигорске из любой точки города видно сразу две горы — Бештау и Машук. И если большая часть лечебниц находится на южном склоне последней, то пятиглавая Бештау защищает курорт от северного ветра. У подножия наивысшей ее точки стоит Второ-Афонский мужской монастырь. Называется он так из-за того, что был основан монахами с горы Афон. Современный внешний вид обители значительно отличается от первоначального. Впрочем, это не мешает монастырю быть местом паломничества.
Второ-Афонский монастырь находится на одной из самых красивых гор Пятигорска — Бештау. Поскольку монастырь стоит на достаточно большой высоте, с его территории открываются замечательные виды на окрестности.
Успенский Второафонский Бештаугорский мужской монастырь - православный мужской монастырь в Ставрополе, основанный в 1904 году. Монастырь был окончательно закрыт в 1929 году, возвращен Церкви в 1997 году. При монастыре действует гостиница. В 1903 году газета «Кавказские Минеральные Воды», издававшаяся в Пятигорске, опубликовала сообщение о желании монахов со Старого Афона устроить монашескую обитель близ Пятигорска
История монастыря необычна. Он был основан в юго-западной части горы Бештау в 1904-м году двумя монахами, отцом Сергием и отцом Иоанном, выходцами из греческого Афона, потому и такое название. Крест на карте. Эти монахи отправились в Российскую империю с Афона в 1902-м году. У них была задача – найти подобающее место для обустройства монастырской обители. Средства на её возведение им тоже поручили найти самостоятельно.
Можно сказать, что Второафонский монастырь стал возрождением той, древней обители. ... Монастырь строился в память царя-миротворца Александра III, одновременно с храмом возводился и трехэтажный корпус братских келий с гостиницей, а вплотную к храму – дом для настоятеля, сторожей, старшей братии, трапезной и кухни. Рассказывают, что место строительства указал святой праведный Иоанн Кронштадтский, обозначив его крестом на привезенных фотографиях.»
Из Ессентуков мы ехали в сторону Пятигорска. Погода опять нам не сопутствовала – туман, да такой плотный, что мы и дорогу почти не видели, не видели, что с одной стороны была гора, а с другой стороны – шли обрывы, пропасти. Наш автобус забирался по склону горы всё выше и выше, мы не видели красот горной дороги, не видели горного серпантина. Облака и туман не давали нам ничего разглядеть. А как только мы преодолели отметку одной тысячи метров над уровнем моря.
И вдруг ослепительное солнце заставило нас закрыть глаза. Облака были под нами, а перед нами сверкала снежной шапкой гора Бештау. Эту красочную картинку, конечно, Маечка сфотографировала. Зрелище впечатляющее. Снимок получился отличный.
Экскурсию проводил дьяк монастыря. Мужчина порывистый, говорил быстро и так же быстро передвигался по территории монастыря Здесь было много различных ступеней: то шли вверх, то вниз. И дьяк так быстро, не останавливаясь шёл от здания к зданию, от объекта к объекту, так что мы с трудом поспевали за ним .. Ведь монастырь расположен на горе, где плоской площади очень мало, и нам приходилось всё время то подниматься, то спускаться по каменным ступеням, вырезанным в горе.
Повторю историю монастыря. Начали его строить в 1903 году, а прослужил он всего 20 лет. В 1927 году советской властью монастырь был закрыт, а во время Великой Отечественной войны фашисты разбомбили монастырь. Восстанавливали монастырь в конце двадцатого века, но уже на другом месте. Почему? Гора Бештау пронизана штольнями (здесь занялись добычей урана). Особенно много проходов было как раз под монастырём, поэтому для зданий нашли другие места, немного отойдя от места расположения разбомблённого монастыря.
Показал нам наш экскурсовод музей монастыря, рассказал о его экспонатах.
В церковной лавке нас поразил упоительный запах пирогов. Конечно, мы соблазнились и купили монастырские пирожки с капустой. Такие большие с умопомрачительным запахом и очень вкусные и недорогие. Да и по размеру приличные. Пекут их монахи здесь, в монастыре. Поднос с пирогами опустел очень быстро – каждый купил на пробу и не пожалел.
Заходили мы и в Свято-Успенский собор – главный собор монастыря, показали нам и Братский корпус, где живут монахи.
Затем автобус нас повёз в другой монастырь – женский Свято-Георгиевский.
Опять открываю интернет, чтобы пополнить свои воспоминания.
«Свято-Георгиевский монастырь — православный женский монастырь Пятигорской епархии Русской православной церкви в честь Святого великомученика Георгия, расположенный близ города Ессентуки в урочище Дубровка... (на высоте 738,4 м; между пос. Ясная Поляна и микрорайоном Белый уголь).
Свято-Георгиевский монастырь – единственная женская обитель на Кавказских Минеральных Водах – после открытия в ... Весьма необычна история возникновения православного женского монастыря в таком нестабильном месте, как Северный Кавказ. Однако можно сказать, что беспокойный нрав некоторых местных жителей несколько уравновешивается традиционной религиозностью православных греков. Понтийские греки издревле заселяли юг Черноморья, еще в XVII веке перебирались в Грузию, а оттуда – на Северный Кавказ.
Идея создания монастыря принадлежит Павлу Владимировичу Музенитову и его двоюродному брату Константину Максимовичу Асланову . Именно они вместе с друзьями и добровольцами с благословения митрополита Гедеона 15 ноября 1998 года
Свято-Георгиевский женский монастырь в Ессентуках - в отличие от подобных сооружений - не имеет высоких стен. Территория женской обители была обнесена металлическим забором с коваными воротами.
Долгое время на территории Ставропольского края существовал лишь один монастырь - Успенский Второ-Афонский Бештаугорский мужской, основанный в 1904 г. Вопрос о необходимости создания женской обители несколько раз поднимался в течение 20 столетия, но только в 1990-х гг. было принято решение о строительстве монастыря на горе Дубровка. Место для строительства храма выбрано удивительное - с горы открывается, как на ладони, неповторимая по красоте панорама Кавказских Минеральных Вод.
История женского Свято-Георгиевского монастыря в Ессентуках началась в 1998 году. ... Свято-Георгиевский монастырь в 2003 году посетил владыка Феофан и благословил создание ныне действующего приюта. Вскоре появилась часовня, церковная лавка, а также жилые помещения для послушниц, монахинь, воспитанниц и паломников. В 2006году поселились первые насельницы .
16 ноября - память обновления храма Святого Великомученика Георгия в Лиде престольный праздник монастыря. Этот монастырский комплекс, хорошо видный со всех дорог, строится на совершенно новом месте - на скалистой горе Дубровка, что близ Ессентуков. Но у Свято-Георгиевского монастыря история совсем другая. ... Сам монастырь стал женским, при нем же приют. Поскольку делано с нуля, на нейтральной энергетике, монастырь получился на удивление светлый» , дружелюбный, стильный. Я нигде в православном храме доселе не встречал настолько уважительного отношения к прихожанам. И виды от него отворяются таковые, что место еще заслуженно пользуется славой смотровой площадки. Вид на Ессентуки, Пятигорск, Железноводск.
Экскурсовод объяснила нам, почему монастырь носит имя Георгия. Дело в том, что тот, кто освещал храм, осветил его во имя святого своего отца Георгия. Позже вокруг этого храма вырос монастырь, который и стал называться по имени храма.
Интересно то, что этот монастырь, как я уже говорила, смотрит в сторону мужского Второ-Афонского монастыря. Вот так два монастыря смотрят друг на друга. Кроме того, долгое время все литургии в храме женского монастыря проводил монах Второ-Афонского монастыря, ведь женщине церковь не позволяет делать этого.
Когда мы вошли в главный храм, то первое, что
О бросилось в глаза, это красивейший иконостас, весь позолоченный, сверкающий от света свечей и света огромного свисающего из-под купола. Создавалось впечатление, что большая птица раскрыла свои крылья, а на них – иконы. И ещё надо сказать о паникадиле. Оно большое, ажурное, красивое. Зажигают его, конечно только во время службы. Красив и мраморный пол. Много больших икон, со своей историей.
Сейчас службу здесь проводит священник, живущий неподалёку.
В Водосвятной часовне мы набрали святой воды. Есть здесь и святой источник с купелью. Кто-то из нашей группы спускался в купель, температура воды + 10 градусов. У нас в Талеже вода в купели + 4 градуса.
Конечно, в каждом храме мы застывали на какое-то время, чтобы помолиться, попросить у Господа здоровья себе и сыну, брату и внучке, своим родным и близким. А ещё просила Бога за сына, чтоб его жизнь устроилась, чтоб жил он в любви и согласии.


Татьяна Гордон
13 декабря 2018 года



Другие статьи в литературном дневнике: