Ессентукский дневник. Продолжение. Кисловодск.
ЕССЕНТУКСКИЙ ДНЕВНИК. ПРОДОЛЖЕНИЕ. КИСЛОВОДСК.
10 ноября. Суббота. Мы с Маей Васильевной решили поехать в Кисловодск своим ходом. Там мы хотели пройти немного по курортному городу и посмотреть музей русского художника Ярошенко. Это было для нас главной задачей.
После завтрака мы поехали на железнодорожный вокзал. Можно было пройти и пешком, но мы выбрали маршрутку. Уже на автобусной остановке мы нашли попутчиков, которые нам подсказали, где брать билеты на электричку, как пройти на платформу. Проехали мы всего около часа и вышли в город на курортный бульвар. Погода была преотличная: светило солнце, было тепло так, что я сняла своё пальто и положила его в целлофановый мешок. Оказывается, Кисловодск расположен в котловине, вокруг горы, так что здесь больше всего солнечных дней в году. Ветров здесь мало.
Шли, любовались бульваром и спрашивали дорогу к музею. Сфотографировались возле фигур, сделанных из дёрна. Женские фигуры возле стола с чайными парами. Фигуры большие, видные издалека.
Нам подсказали, что бы дойти до музея, нужно выйти из парка на Свято-Никольский собор.
В интернете нашла сведения о Кисловодске.
«Кисловодск, самый южный из курортов КМВ, основан в 1803 году. Свое название город получил от источников «кислых вод», многочисленных углекислых источников целебного Нарзана, которые начали изучать и применять для лечения еще в конце XVIII века.
Расположен в Северных предгорьях Большого Кавказа, на высоте 800-1000м, в долине реки Ольховка и Берёзовка. Со всех сторон окружён горами, покрытыми субальпийскими лугами, которые придают воздуху особую чистоту и прозрачность. Свежий, чистый, ароматный и одновременно сухой воздух обладает целебным эффектом.
Климат
Более 300 дней в году город согрет сиянием солнца, по количеству солнечных дней его можно сравнить с курортами Альп и Средиземноморья.
Летом здесь не жарко (средняя температура июля +19° С), а зима снежная и мягкая. Высотой расположения курорта обусловлено пониженное атмосферное давление и содержание кислорода в воздухе, а также низкая влажность (всего 56-65%).
Лечение в санаториях Кисловодска основывается на использовании – минеральных вод (знаменитые кисловодские нарзаны), грязелечения сульфидной иловой грязью Тамбуканского озера и целебного климата горной местности. Минеральные воды двух типов – сульфатный и доломитный нарзаны (углекислые сульфатно-гидрокарбонатные кальциево-магниевые) – используются как для питьевого лечения, промывания, орошения, ингаляций, так и приема в виде минеральных ванн.
Терренкур (пешие прогулки), вместе с нарзанными ваннами и целебным климатом курорта, является одним из важнейших действенных факторов лечения в Кисловодске. Поэтому самым популярным местом отдыха гостей курорта, несомненно, является лечебный курортный парк, в котором пролегают 6 маршрутов терренкура протяженностью от 1,7 до 6 км.
Основной лечебный профиль санаториев Кисловодска - лечение заболеваний сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, функциональных расстройств нервной системы. Кроме того, проводится лечение сопутствующих заболеваний органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, гинекологических и урологических заболеваний.
Достопримечательности.
Курортный парк -на территории парка находится легендарный источник «Нарзан», глубина которого составляет всего 6,4 м., что является уникальным для региона КМВ. Общая площадь парка превышает 1100 га. Обширная территория дала возможность создать в разных частях парка большие насаждения однородного характера, которые имеют собственный микроклимат и фитоорганический фон.
Нарзанная галерея. Возведена в 1848-1853 годах по проекту С. Уптона и Х. Франсуа в стиле средневековой Англии. В ней находятся нарзанный источник «Кипящий колодец», питьевые бюветы и курортная библиотека.
Главные нарзанные ванны. Одно из самых красивых зданий города построено в 1903 г. в восточном стиле по проекту архитектора А.Н. Клепинина.
Колоннада (главные ворота Курортного парка) стала одной из визитных карточек города Кисловодска. Воздвигнута в 1912 г. по проекту архитектора Н.Н.Семенова.
В Доме-музее Н.А.Ярошенко ( «Белая вилла») – собрана самая большая коллекция работ знаменитого художника-передвижника, а также полотна других мастеров. Дом-музей приглашает гостей курорта на музыкальные вечера «Ярошенковские субботы».
В Музее «Дача Шаляпина», открытом в 1991 г., сохранены интерьеры начала XX века, когда на отдых в Кисловодск приезжал Ф.И.Шаляпин. В настоящее время в музее проводятся литературные и музыкальные вечера.
«Кисловодская крепость» историко-краеведческий музей – сооружение в виде крепостной стены, в котором располагается музей истории, археологии и быта народов Северного Кавказа.
Свято-Никольский собор. Проект храма разработан братьями Бернадацци в 1824 г. Каменный собор возведен в 1888 г., разрушен в 1936 г, реконструирован в наши дни.
Гостиная «Благодать». Литературно-музыкальный салон, в котором проводятся программы с рассказами о музыкантах, писателях и поэтах, театральные постановки. Также работает выставка-дегустация прасковейских вин.
Гора Кольцо – уникальный памятник природы, представляющий собой сквозное восьмиметровое отверстие в скале, образованное выветриванием.
Красные и серые камни – уникальные скальные образования из красного и серого песчаника, с которых открывается исключительной красоты панорамный вид на Кисловодск и его окрестности.»
Это я нашла только что, перед поездкой я не смотрела в интернете никакие сведения.
Так вот, нам сказали, что музей Николая Ярошенко находится рядом с собором, да и похоронен художник в ограде этого собора.
Шли мы не спеша, долго петляли и, наконец-то, увидели огромное двухэтажное здание собора. Он красивый, стройный. Когда вошли внутрь, службы не было (утренняя служба уже закончилась, а до вечерней было ещё далеко). Мы обратились к одной из служительниц храма с просьбой рассказать хоть что-то о соборе. Нам попалась очень внимательная, любезная женщина. Она с видимым удовольствием выполнила нашу просьбу. Зовут эту женщину Любовью. Всего год работает она здесь, но уже много знает о своём храме. Любовь провела для нас целую экскурсию по собору: рассказала историю возникновения на этой земле церковного храма, показала его пределы, подводила к иконам, с нею мы поднялись на второй этаж собора.
Оказывается храму 200 с небольшим лет. В 1803 году здесь, в этом месте была поставлена небольшая часовенка, потом построили деревянный храм. Позже построили большой собор, который строили в течение нескольких лет. Но простоял этот храм всего до 1935 года. Священника отправили в другое место, откуда он переехал в Москву. Здесь его арестовали и расстреляли на Бутовском полигоне, недалеко от нас.
Любовь нам интересно рассказывала, водила по этому огромному собору, по его пределам, показывала нам главные иконы.
Мы были очень рады такому знакомству. Казалось, сам Бог привёл нас к порогу этой обители. Любовь дала мне свой электронный адрес Во время экскурсии у меня возникла мысль отправить сюда свои духовные стихи. Я рассказала Любови о нашем с Татьяной желании составить книгу духовной поэзии. Мы с Татьяной решили сделать такую книгу для нашего отца Владимира, и я подумала, что такая книга будет интересна и Любови. Любови эта мысль понравилась и она сказала, что будет ждать от нас книгу.
Выйдя из храма мы нашли могилу художника Николая Ярошенко, а недалеко от этой могилы находилось захоронение матушки Гидеона, человека, пришедшего на эту землю, чтобы поставить здесь храм.
А потом мы попали в музей-усадьбу художника Ярошенко. Были в двух здания: мемориальном музее, где и мастерская художника, где вывешены его картины, и во втором здании, которое называется «Белая вилла», где устроена постоянная выставка картин художников-передвижников, тех, с кем Ярошенко был хорошо знаком
А вот что я нашла во всемирной паутине:
«Свято-Никольский храм в Кисловодске — кафедральный собор, возрожденный руками опытных мастеров, восставший из пепла в прямом смысле этого слова. Несмотря на объемы и вес, арочное строение выглядит воздушным, наполненным легкостью. История появление собора Николая Чудотворца в Кисловодске. В 1803 году для военных, живших в крепости, была построена маленькая, одноэтажная церковь, посвященная святому Николаю Угоднику. Священник и псаломщик составляли весь храмовый персонал, по великим христианским праздникам гарнизонный хор пел псалмы. Свято-Никольский собор в Кисловодске, Ставропольский край.
Великолепные золотые купола Свято-Никольского собора в Кисловодске, который был построен в честь святого Николая Чудотворца, являются украшением города. Каждый православный верующий человек посещающий город, несомненно, приходит в это святое место.
Собор интересен своей историей, которая берет свое начало в 20-х годах 19 века. В те далекие времена здесь построили деревянную церковь и освятили во имя Чудотворца Николая. В конце 19 века было решено воздвигнуть каменный храм, для этого начался сбор пожертвований. Новый собор был освящен в 1888 году. Однако, в 1936 году святыня была разрушена по приказу советской власти и ее возрождение началось лишь в 1993 году, когда многие верующие стали свидетелями закладки первого камня и установки креста на месте уничтоженного храма.
Сейчас белые каменные стены и золото куполов на фоне голубого неба и зеленой листвы, поражают своей величественной красотой. В архитектуре собора есть несколько особенностей. Например, из-за довольно большой высоты здания — 54 метра, толщина его стен составляет 1 метр. Кроме этого, центральный купол опирается не на четыре колонны, а на конструкции в виде полуарок, что дает возможность увеличить площадь зала. Храм способен вместить 3,5 тысячи человек.
Внутри на белых с золотым стенах можно увидеть множество икон с частичками мощей, святые образы, чтимые верующими, которые дарят прихожанам спокойствие и умиротворенность. В числе главных святынь, конечно же, выделяется икона Святителя Николая, одна из немногих сохранившихся еще со времен старого, разрушенного в начале 20 века храма. Внутреннюю роспись можно разглядывать часами: художники запечатлели здесь библейские сюжеты, знакомые всем православным верующим.»
С благоговением ходили мы по храму, молились, прикладывались к иконам. А в душе было такое благолепие, сердце переполняла благодарность. Мы благодарили Бога за то, что он направил сюда наши стопы.
Дальше у нас был музей художника. Мая пишет картины. Ей удаются пейзажи, пишет она маслом, акварелью. Вот почему Мае было очень интересно побывать в музее художника.
Нашли мы его быстро. Ходили по музею одни, без экскурсовода. Мая читала информацию и рассказывала мне о том, что сама видела.
Музей-усадьба Ярошенко. Николаю Александровичу Ярошенко (1846-1898 гг) известному русскому живописцу-передвижнику, автору таких работ как «Курсистка», «Заключенный», Кочегар», «Всюду жизнь» и многих других, очень понравился Кисловодск уже при первом его посещении в 1882 году, куда он прибыл с супругой во время своего свадебного путешествия. ... Кавказские горы пленили художника, и тема Кавказа прочно нашла отражение в его творчестве - его картины «Бештау», «Эльбрус в облаках» и другие, открывали вслед за Пушкиным и Лермонтовым красоты кавказской природы для соотечественников.
Вдова художника, прожившая до 1915 года и тоже скончавшаяся в Кисловодске, пока была жива, хранила традиции семейного гостеприимства. При ней здесь бывали М.В. Нестеров, Н.Н. Дубовской, К.С. Станиславский, Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, А.С. Аренский, В.Г. Короленко, певицы Е.И. Збруева, М.П. Махарина и другие.
«После смерти Н.А. Ярошенко, — пишет С. Караскевич, — Мария Павловна имела одну заботу – сберечь и сохранить картины Ярошенко и его товарищей в разное время ими подаренные. Не имея ничего кроме небольшой пенсии и доходов от дач в Кисловодске, она жила очень скромно в Петербурге. Любимой ее мечтой было создать музей имени Н.А. Ярошенко в Кисловодске, чтобы это был музей 80-х гг., глухих и обидно забытых, по ее словам, хотя в них родились и созрели все яркие мысли и события последовавших за ними боевых десятилетий. Для музея она хотела завещать «Белую виллу», в которой поместить все картины не только самого Николая Александровича, но и всех его современников и товарищей по передвижным выставкам, портреты, письма, книги, с автографами всех писателей, которые были близки к ее кружку, свою обширную переписку, дневники, заметки».
Об ее намерении увековечить имя мужа свидетельствует также письмо директора Пятигорской прогимназии от 6 сентября 1900 года на имя Попечителя Кавказского учебного округа. В письме, ныне находящемся в Историческом архиве Грузии говорится: «Вдова одного из известнейших русских художников г-жа Ярошенко изъявила готовность пожертвовать картинную галерею покойного своего мужа тому учреждению, которое примет на себя постройку необходимого для помещения галереи здания в Кисловодске или в Пятигорске. Особенную готовность выразила г-жа Ярошенко принести свою галерею в дар учебному ведомству (Пятигорской прогимназии), которое могло бы учредить при галерее рисовальные классы. Галерея покойного Ярошенко состоит свыше, чем из ста картин, принадлежащих кисти более чем 30 русских художников, среди них встречаются такие громкие имена, как Репин, Нестеров и др., имеются и некоторые другие художественные произведения. Не считая необходимым обратить внимание Вашего превосходительства на громадную ценность галереи самой по себе, я полагаю, что приобретение ее на столь льготных условиях, как постройка лишь помещения для нее, было бы неоценимым для Министерства просвещения и Кавказского учебного округа, в частности, именно в том отношении, что дало бы возможность учредить при галерее рисовальную школу, обладающую пособиями, какие не могут быть приобретены на собственные средства школ… Согласно воле покойного мужа, работавшего в последние годы в Кисловодске, г-жа Ярошенко согласна пожертвовать картинную галерею только при условии, чтобы последняя оставалась в пределах Кавказских Минеральных Вод».
Из возникшей в дальнейшем по этому поводу переписки видно, что М.П. Ярошенко отклонила не одно предложение различных обществ и учреждений поместить галерею картин художника где-либо в другом месте. Некоторые друзья Ярошенко, узнав о намерении Марии Павловны, выразили готовность принести в дар галерее свои произведения.
Академия художеств обещала дать субсидию в 1500 рублей на устройство рисовальной школы при картинной галерее.
К сожалению, эта инициатива М.П. Ярошенко и дирекции Пятигорской прогимназии не встретила понимания у Попечителя Кавказского учебного округа. Осталось безуспешным и ходатайство М.П. Ярошенко в 1913 году перед Академией художеств об устройстве в ее залах выставки картин ее покойного мужа, для которой были бы предоставлены произведения, находящиеся на Белой вилле в Кисловодске и в ее скромной квартирке на Троицкой улице в Петербурге. Вслед за посмертной выставкой работ Н.А. Ярошенко в 1898 году, на которой экспонировалось 470 картин, портретов, рисунков, этюдов; М.П. Ярошенко хотела привлечь внимание русского общества к творчеству художника в связи с исполнившейся в том году 15-й годовщиной его смерти. Но «августейший президент» Академии художеств великая княгиня «не изволила разрешить это ходатайство ввиду того, что посмертная выставка Н.А. Ярошенко уже имела место в залах Академии в 1898 году».
По давнему соглашению супругов Ярошенко их имущество, усадьбу, как пишет об этом М.В. Нестеров, душеприказчики должны были продать, а на вырученные деньги построить в Кисловодске художественное училище. Своими душеприказчиками М.П. Ярошенко назначила Михаила Васильевича Нестерова и петербургского присяжного поверенного Н.Н. Тычино. Отчаявшись в надежде устроить картинную галерею Н.А. Ярошенко в Кисловодске или в Пятигорске, его вдова решила передать все картины и альбомы художника на его родину в Полтаву.
В 1971 году в журнале «Искусств» № 11 были опубликованы новые документы, проливающие свет на создавшееся после смерти М.П. Ярошенко положение с усадьбой и Белой виллой. В Центральном историческом архиве в материалах Совнаркома среди корреспонденции, поступившей в июле-августе 1918 года, обнаружено письмо М.В. Нестерова в адрес городского общественного управления Кисловодска, с которым он познакомил Н.К. Крупскую и которое она затем передала управляющему делами Совнаркома В.Д. Бонч-Бруевичу. В заявлении М.В. Нестерова говорилось: «14 сентября 1915 года в Кисловодске скончалась вдова известного художника Николая Александровича Ярошенко – Мария Павловна. Согласно ее духовному завещанию, утвержденному Петроградским окружным судом 24 сентября 1916 года оставшиеся после нее картины Н.А. Ярошенко были завещаны Полтавскому губернскому земству, в музей имени Н.В. Гоголя и туда переданы душеприказчиками. Недвижимое же имущество, заключавшееся в старинной усадьбе и домах, находящихся в Кисловодске на Дондуковской улице, должно было быть продано душеприказчиками, а на вырученные деньги построена в Кисловодске городская или земская школа имени Н.А. и М.П. Ярошенко, по соглашению душеприказчиков с Кисловодским городским управлением. 26 августа 1917 года душеприказчики продали означенную усадьбу гг. Давидсону и Ризману, жившим в Москве по Б.Успенскому переулку, д. № 10, кв.9 за 500 000 рублей, получив 50 000 рублей задатку. Остальные 450 000 рублей должны были быть внесены при совершении купчей. Все расходы по совершению купчей покупатели Давидсон и Ризман брали на себя. 23 сентября 1917 года у младшего нотариуса совершена была купчая и отправлена во Владикавказ старшему нотариусу для утверждения. Однако, Давидсон и Ризман ни пошлин, ни следуемые с них 450 000 рублей не внесли. На устроенном уже в Москве в январе 1918 г. совместном совещании продавцов и покупателей г. Давидсон категорически отказался как от взноса пошлин, так и от уплаты цены имущества. Таким образом, сделку подлежит признать нарушенной и расторгнутой по вине покупщиков гг. Давидсона и Ризмана и признать, что все имевшиеся у них права на эту недвижимость ими утеряны. Однако они, пользуясь отсутствием душеприказчиков в Кисловодске и затруднениями в транспорте, почтовых и телеграфных сношениях, стараются завладеть означенным имуществом, устраняют представителей душеприказчиков, силою занимают помещения и распоряжаются в них как хозяева.
Имущество завещано в пользу города и является общественным достоянием. Город Кисловодск – лицо, заинтересованное в сохранении целости всего имущества, душеприказчики лишены возможности за дальностью расстояния принять необходимые меры к обеспечению его сохранности. Поэтому душеприказчики обращаются с покорнейшей просьбой к городу: принять все меры к охранению означенного имущества в целости и сохранности его от всяких частных лиц, в частности г. Давидсона, никаких прав на это имущество не имеющих и могущих только его обесценить. Вместе с тем, душеприказчики просят оказать всяческое содействие единственной их доверенной в городе Александре Александровне Голубевой».
Это заявление из Совнаркома было 10 августа 1918 года направлено в наркомат юстиции с письмом В.Д. Бонч-Бруевича: «Пересылаю Вам на заключение заявление душеприказчиков умершей Марии Павловны Ярошенко, переданные мне Н.К. Крупской. Прошу Вас указать надлежащий ход этому делу, чтобы обеспечить интересы города Кисловодска, так явно нарушенные гг. Давидсоном и Ризманом.
Из другого письма В.Д. Бонч-Бруевича в Наркомат от 18 сентября 1918 года видно, что Н.К. Крупская вновь обращалась к ходатайству М.В. Нестерова: «Возвращаю Вам на заключение переписку – дело по поводу наследства художника Ярошенко. Выписывали у вас это дело по экстренной надобности в снятии копии с документов для Комиссариата Народного Просвещения по просьбе Н.К. Крупской. Прошу Вас дать заключение возможно скорей». На это письмо нарком юстиции Д. Курский 1 октября 1918 года сообщил в Совнарком, что Давидсон и Ризман никаких прав на усадьбу Н.А. Ярошенко не имеют и дал практические советы, как устранить этих лиц от самоуправления и распоряжения усадьбой художника.
Сам М.В. Нестеров в воспоминаниях рассказывал, как летом 1918 года получил телеграмму из Кисловодска, в которой его просили обратиться в Москве к кому-либо из правительства и ознакомить с положением дела усадьбы Ярошенко: «Мне советовали обратиться с этим делом к Надежде Константиновне Крупской, что я и сделал. Она приняла меня, внимательно выслушала и сказала, что к восстановлению порядка в усадьбе Ярошенко будут приняты меры. Через какое-то время я получил письмо из Кисловодска, в котором мне сообщили, что по распоряжению В.И. Ленина, который как и Н.К. Крупская, любил и ценил Ярошенко, на его могиле было устроено траурное торжество, говорились речи, посвященные его памяти, а затем огромная процессия двинулась к дому Ярошенко.
Сохранился текст специальной афиши, выпущенной по поводу этого праздника отделом народного просвещения Кисловодска: «В воскресенье, 8 декабря с.г. отдел народного просвещения Кисловодского Совдепа устраивает народный праздник – чествование памяти знаменитого гражданина Кисловодска Николая Александровича Ярошенко и основание музея его имени в доме, где он жил и скончался… На могиле Ярошенко будут произнесены речи о жизни и деятельности художника, после чего оркестр на площади исполнит соответствующие моменту пьесы. От собора процессия направится к дому Ярошенко. На углу улицы члены отдела Народного просвещения прибьют новую доску с надписью: «Улица Ярошенко». Подойдя к самому дому, участники церемонии повесят над входной калиткой вывеску «Народный научно-художественный музей в память художника-гражданина Н.А. Ярошенко», а рядом со входом доску с указанием, что в этом доме жил и скончался Н.А. Ярошенко.»
Первый музей был создан по инициативе заведующего отделом народного просвещения Кисловодского Совдепа профессора Александра Павловича Нечаева. С помощью Павла Александровича Утякова была сохранена обстановка Белой виллы. Книги Н.А. и М.П. Ярошенко легли в основу первой в Кисловодске Народной библиотеки. Но музей и библиотека просуществовали недолго. Занявшие на Крещенье 19 января 1919 года Кисловодск казаки «волчьей сотни» Шкуро, разграбили музей и библиотеку. А.А. Голубева в воспоминаниях подтверждает, что захватившие Кисловодск белогвардейцы ликвидировали музей в одну ночь…
Весной 1920 года Кисловодск был освобожден от белогвардейцев, и тут началось новое курортное строительство. Усадьба Ярошенко была передана в ведение созданной в соседнем с ней бывшем Пансионе Ганешина кардиологической клиники им. В.И. Ленина. Белую виллу передали под жилье для ее сотрудников. Они варварски уничтожили художественную роспись «помпейского балкона», установили «чугунки» для отопления, проведя через окна трубы для них, нарушили внутреннюю планировку здания, сделали к нему кирпичную пристройку. К флигелям пристроили коридоры. Некоторые дворовые службы снесли. Часть сада вырубили, оборудовав на этом месте солярий для больных клиники. Остальная часть сада пришла в запустение, часть деревьев из-за отсутствия ухода погибла. Лестница в парк пришла в негодность и разрушилась.
Сохранилось свидетельство А.И. Менделеевой, лечившейся в те годы в клинике В.И. Ленина. Она долго не могла найти столь памятного для нее дома Ярошенко, где пользовалась гостеприимством его радушных хозяев: «Раз я вышла из здания клиники не в парк, а через подъезд с улицы, вижу собор и соборную площадь, совсем так, как я видела, когда выходила из дома Ярошенко. Начинаю исследовать линию каменной ограды и к величайшему удивлению убеждаюсь, что стою около самого дома Ярошенко, двор которого примкнул к колоссальному зданию клиники, но узнать теперь его трудно. Все это принадлежит клинике. Во флигеле сделана канцелярия. Дом, где жили сами Ярошенко, пока пустой, но уже для чего-то предназначен. Фрески, расписанные Николаем Александровичем, замазаны белой краской, дворик зарос сорной травой, а тропинка, по которой ходили в парк, исчезла. Вот почему от парка я и не могла найти дом. С грустным чувством смотрела я на все это».
Шли годы. Кардиологическая клиника, подчинявшаяся Бальнеологическому институту в Пятигорске, не проявляла никакой заботы о сохранении памяти Н.А. Ярошенко. Из-за отсутствия ремонта, проникновения влаги, погнили основные бревенчатые венцы. На всем здании лежала печать запустения. Равнодушные люди переименовали даже улицу Ярошенко в улицу Каляева (свое название в честь художника-демократа улица получила еще в 1918 году, после переименования бывшей Дондуковской улицы, носившей это название по имени жившего в особняке напротив усадьбы Ярошенко князя Дондукова-Корсакова).
Журналист Л. Леонидов в статье о Н.А. Ярошенко к 40-летию со дня его смерти писал: «Недалеко от «Стеклянной струи» по улице Каляева стоит маленькая ветхая дачка с деревянными колоннами и террасой. В этой скромной обители 40 лет назад скончался выдающийся русский художник Н.А. Ярошенко. После его смерти на средства жены покойного в Кисловодске был установлен памятник. Сейчас вокруг памятника разбит сквер с цветочными клумбами и газонами. К сожалению, дом, в котором жил знаменитый художник, всеми забыт. О том, где он находится, сейчас не знают даже в городском Совете».
Все же в 40-ю годовщину смерти Н.А. Ярошенко, широко отмечавшуюся в специальной прессе (газета «Советское искусство» посвятила этой дате целую полосу), на могиле художника провели митинг. На нем был сделан призыв к воссозданию музея Н.А. Ярошенко. Организаторы митинга обратились к жителям Кисловодска с просьбой жертвовать для музея мемориальные вещи, предметы быта из усадьбы художника, пейзажи и этюды, которые разошлись по рукам после смерти М.П. Ярошенко в 1915 и передачи картинной галереи в Полтаву. Сбором экспонатов для будущего музея занимался местный художник Табуль-Табулевич. Но началась Великая Отечественная война 1941-1945 гг. и вопрос о музее отошел на второй план. После оккупации Кисловодска Табуль-Табулевич ушел с оккупантами, бросив на произвол судьбы все собранное для музея и, видимо, захватив с собой найденные им произведения Н.А. Ярошенко.
В послевоенный период Пятигорское краеведческое общество, во главе с профессором Б.В. Скитским первым возбудило вопрос об охране усадьбы Н.А. Ярошенко и могилы художника, что было вызвано намерением дирекции Бальнеологического института провести на территории его клиники различные «реконструктивные» работы. У общественности возникали опасения, что директор Бальнеологического института И.С. Савощенко вслед за искажением облика здания Пятигорской «Ресторации», против чего она энергично выступила в местной прессе, не остановится и перед уничтожением Белой виллы и разрушением всей усадьбы. Протесты общественности частично приостановили размах «реконструктивных» работ в усадьбе. Но все же ее флигели были назначены к сносу, чтобы на их месте построить новый корпус клиники. В этот момент Пятигорский отдел Географического общества СССР во главе с П.Н. Никитиным снова выступил в защиту усадьбы Н.А. Ярошенко и выдвинул идею создания в Белой вилле мемориального музея Н.А. Ярошенко. В результате из Белой виллы была выселена часть жильцов и ее гостиная и кабинет переданы Художественному фонду, открывшему в ней свою мастерскую. Вскоре с подобной же идеей создания музея самостоятельно выступил и местный художник В.В. Секлюцкий, решивший посвятить себя целиком увековечению памяти Н.А. Ярошенко.
По времени все это совпало с исполнившимся в 1948 году 50-летием со дня смерти художника-гражданина.
Тогда-то Ставропольский Крайисполком, идя навстречу пожеланиям общественности, вынес решение об организации мемориального дома-музея Н.А. Ярошенко.
Начались поиски картин, эскизов, рисунков, личных вещей художника, находившихся в руках частных лиц. Были найдены канделябры, рояль, мольберт, шкатулка-этюдник, семейные фотографии, вместе с альбомом, бюст П.И. Чайковского из кабинета Н.А. Ярошенко, этюды «Эльбрус», и «Бештау».
Наконец и Совет Министров РСФСР 21 октября 1959 года вынес решение об организации в Кисловодске музея Н.А. Ярошенко. Ушли еще годы на ремонт, выселение многочисленных жильцов с предоставлением им жилплощади, восстановление главного дома, оформление и составление экспозиционного плана, размещение в пяти залах собранных экспонатов. Только незатухающий энтузиазм В.В. Секлюцкого и помощь друзей-единомышленников, тружеников музея позволил 11 марта 1962 года состояться торжественному открытию.
За этот срок была снесена позднейшая кирпичная пристройка к даче, заново расписана художниками братьями Борисом Васильевичем и Анатолием Васильевичем Болдыревыми терраса Белой виллы, проведено водяное отопление, устроены двойные оконные рамы. Не обошлось и без погрешностей, нарушивших первоначальный облик здания. Местная общественность энергично протестовала против недомыслия, проявленного научным сотрудником музея Е.С. Виноградовым, сделавшим вместо прежних простых крашеных полов в доме паркетный пол. Вторая открытая веранда Белой виллы была превращена в добавочную служебную комнату. Оказалась снесенной и бывшая конюшня.
Нынешний музей начинался с одного экспоната – подсвечника (канделябров), принадлежавшего художнику. К 125-летию со дня рождения Н.А. Ярошенко, отмечавшемуся в декабре 1971 года в его фондах уже было 1215 единиц хранения, в том числе 100 живописных и графических работ самого Н.А. Ярошенко.
Несомненно, главная заслуга неутомимого энтузиаста В.В. Секлюцкого, участвуя в сборе экспонатов и в записи воспоминаний о Н.А. Ярошенко, неся в одном лице обязанности научного сотрудника, секретаря, бухгалтера. Возрождая музей, его коллектив и прежде всего В.В. Секлюцкий, удостоенный за свою деятельность звания заслуженного работника культуры РСФСР, не остались равнодушным к судьбе всей усадьбы Н.А. Ярошенко. По решению Совета Министров РСФСР от 16 декабря 1968 года два флигеля на территории бывшей усадьбы Н.А. Ярошенко включены в список исторических зданий, подлежащих охране как памятники государственного значения.
Любимой мечтой вдовы художника было создать музей имени Н.А. Ярошенко в Кисловодске, чтобы это был музей 80-х гг., глухих и обидно забытых, по ее словам, хотя в них родились и созрели все яркие мысли и события последовавших за ними боевых десятилетий. Для музея она хотела завещать «Белую виллу», в которой поместить все картины не только самого Николая Александровича, но и всех его современников и товарищей по передвижным выставкам, портреты, письма, книги, с автографами всех писателей, которые были близки к ее кружку, свою обширную переписку, дневники, заметки она передала музею.»
Мы ходили по комнатам дома художника, видели его мастерскую, посетили «Белую виллу», где собраны картины тех художников, с кем Ярошенко был дружен, к кому он был близок.
Ну, это я уже повторяюсь.
Третьим пунктом нашего пребывания в Кисловодске стал краеведческий музей.
На возвышенности, находящейся вблизи кисловодского источника, 13 июня 1083 года по указу императора Александра I была заложена небольшая земляная крепость в форме звезды. Этот день считается днем рождения города Солнца, о чем свидетельствует надпись, высеченная на установленном у ее ворот камне: «Здесь основан Кисловодск 13 (25)июня». В результате нескольких реконструкций к середине ХIХ века она превратилась в достаточно основательное каменное сооружение с красивыми воротами – единственным украшением укрепления. Их арочный проем украшает ряд декоративных машикулей, поддерживаемых резными консолями. Крепостные ворота стали символом Кисловодска (их изображение присутствует на гербе города) и визитной карточкой музея.
В сохранившихся помещениях памятника военного зодчества середины Х1Х сейчас располагается Кисловодский историко-краеведческий музей «Крепость». Датой рождения этого Государственного учреждения культуры считается 9 мая 1965 года – так кисловодчане подготовились к 20-летию Великой Победы. Инициаторами его создания стали члены кисловодского Краеведческого общества: археолог-любитель Михайлов Н.Н., краеведы Б.С. и Е.С. Виноградовы, Г.А. Кожухарь, врач Вардзигулов, супруги И.Т. и Я.М. Тулиновы и многие другие. Первая экспозиция расположилась в стенах круглой башни крепости.
Подготовительный этап до официального открытия длился 2 года. Первым музейным предметом был глиняный сосуд из разрушенной древней могилы у ст. Подкумок. Музей, продолжающий традиции местного археологического краеведения, и сегодня сохраняет преимущественно археологическую направленность.
В мае 1963 г. начали формироваться его фонды. Жителями Кисловодска были переданы предметы горской и казачьей этнографии, материалы по истории курорта, периодам Гражданской и Великой Отечественной войн. Работу по сбору и хранению предметов музейного значения возглавил председатель общества коллекционеров И.Т. Тулинов, ставший впоследствии первым директором народного краеведческого музея. На момент открытия храма муз его фонды насчитывали 600 единиц. За первый год работы экспозицию, рассказывающую об истории города-курорта, посетило 4000 человек. К 1966 году музейные собрания значительно увеличились и насчитывали уже 10 тыс.единиц. Под руководством краеведческого общества велась работа по сбору и доставке оружия, снаряжения, оставшегося после Великой Отечественной войны в горах Кавказа.
В 1971 г. Кисловодский народный музей получает новый статус и становится первым филиалом Ставропольского государственного краеведческого музея им. Г.К.Праве. Перестраивается экспозиция, появляются штатные сотрудники, упорядочивается собирательская работа. Хронологически выстроенная экспозиция включала в себя уголок природы, палеонтологические находки, часть археологической коллекции, предметы быта солдат, казаков, горских народов, городской интеллигенции, материалы, освещающие всю историю Кисловодска. Во второй половине 80-х годов ежегодная посещаемость музея составляла свыше 65 тыс. человек, а фонды насчитывали более 30 тыс. единиц. Создалась ситуация, требующая расширения данного учреждения культуры. Решением исполкома музею передаются все сохранившиеся помещения Кисловодской крепости общей площадью около 800 кв.м., в них начинаются ремонтно-реставрационные работы. На этот период временно храм муз располагался в жилом доме по ул. Жуковского, 12.
В 1998 голу Кисловодский историко-краеведческий музей «Крепость» стал самостоятельным учреждением культуры.
200-летний юбилей города научные сотрудники отметили открытием новой масштабной экспозиции «Город солнца и нарзана», расположившейся в большом зале.
После завершения реставрационных работ в остальных помещения правого крыла крепости создавались стационарные выставки: «Война. Люди и судьбы», «Символы России», «Страницы космической летописи», и сравнительно недавно, в 2006 году, открылась круглая башня, в которой осуществляются различные выставочные проекты.»
Эти сведения тоже взяты из интернета. Долго ходить по музею нам не пришлось, так как пора было возвращаться в Ессентуки.
В вагоне электрички мы разговорились с местными девушками, которые рассказали нам, что можно посмотреть в Пятигорске, куда мы тоже намечали поездку.
Мы немного опоздали к ужину, но столовая была открыта и нас накормили. Конечно, мы здорово устали, но получили массу впечатлений. Одухотворённые вспоминали детали нашего путешествия: встречу с Любовью, посещение храма и музеев.
На завтра было воскресенье – свободный для нас день. Мы планировали потратить его на поездку в Пятигорск, но вечером поняли, что плану нашему сбыться не удастся. Так как здорово устали. Поэтому внесли коррективы: отложим Пятигорск на другие выходные.
Татьяна Гордон
29 ноября 2018 года
Другие статьи в литературном дневнике: