Возвращаемся к Маяковскому

Татьяна Гордон: литературный дневник

ВОЗВРАЩАЕМСЯ К МАЯКОВСКОМУ


Получила письмо от Веры Николаевны Четиной, организатора всей конкурсной работы в Парке Дракино, куда мы постоянно ездим на поэтические конкурсы. В этом году их что-то очень мало: с начала года только второй будет в июле. Вот Вера Николаевна и сообщила мне об этом. 22 июля будет конкурс посвящённый Владимиру Маяковскому. В прошлом году такой уже был. Зачем вновь взята тема советского поэта-трибуна.
Узнав, стали думать с Татьяной: что нам читать. Прошлогоднюю композицию брать не годится. Нужно что-то новое. А что?
Вспомнили, что совсем недавно библиотекарь Маргарита Васильевна читала нам лекцию о последней любви Маяковского – Татьяне Яковлевой. Конечно, хорошо бы раздобыть материал Маргариты Васильевны. Но…
Отправилась за информацией в интернет. Вот что нашла там.
«Про Владимира Маяковского нельзя сказать, что он был человеком влюбчивым. Его романы известны и отличаются некоторой необычностью, как и многие другие факты биографии поэта.
«Я все равно тебя когда-нибудь возьму – одну или вдвоем с Парижем» – эти знаменитые строки Владимира Маяковского были обращены к Татьяне Яковлевой, русской эмигрантке, уехавшей за рубеж в 1920-х гг. В Париже у них случился роман, продолжившийся затем в письмах. Маяковский уговаривал Яковлеву вернуться в СССР, но она осталась в Париже, где стала одной из самых заметных и ярких фигур русской эмиграции. Муза Владимира Маяковского Татьяна Яковлева


Маяковский и Татьяна Яковлева познакомились на Монпарнасе в конце октября 1928 года: ему было 35, ей - 22. Они сразу потянулись друг к другу. В поэте сразу забилась его лирическая жилка, так долго молчавшая.
так долго молчавшая. Он посвятил своей любимой сразу два пылких стихотворения: "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви" и "Письмо Татьяне Яковлевой". Подлинники этих стихотворений с автографами были подарены Татьяне. «Любить - это значит: в глубь двора вбежать и до ночи грачьей, блестя топором, рубить дрова, силой своей играючи.»
Ко времени знакомства с Владимиром Маяковским в Татьяне Яковлевой была, по словам Эльзы Триоле, «молодая удаль» и «бьющая через край жизнеутверждённость, разговаривала она захлёбываясь, плавала, играла в теннис, вела счёт поклонникам»
Осенью 1928 года тридцатипятилетний Владимир Маяковский собирался в кругосветное путешествие, которое обернулось всего лишь поездкой во Францию. Одной из основных целей французской поездки была покупка автомобиля для Лили Брик. В Париже он случайно встретил нью-йоркскую знакомую, которая сообщила ему, что в это время в Ницце отдыхала его бывшая американская возлюбленная Элли Джонс с их общей двухлетней дочерью. 20 октября Маяковский выехал в Ниццу, захватив с собой двух молодых, говорящих по-французски «знакомиц» — вероятно, для того, чтобы скрыть истинную цель поездки от Лили, знавшей о каждом его шаге от живущей в Париже своей сестры Эльзы Триоле. Однако, на вопрос Элли, почему он приехал не один, ответил: «Я не хотел смущать тебя». Всю ночь они проговорили в номере Маяковского, в котором Элли осталась из-за проливного дождя, и уснули под утро. Близости между ними не было: Элли боялась снова забеременеть и понимала бесперспективность будущих отношений. Уже 25 октября Маяковский вернулся в Париж, откуда на следующий день написал в Ниццу письмо. Элли ответила, но уже следующее её письмо, на которое она не получила ответа, ушло в Москву, куда собирался уехать Маяковский — но не уехал: в день возвращения из Ниццы в Париж он встретил Татьяну Яковлеву.


Встреча Татьяны Яковлевой и Владимира Маяковского была подстроена Эльзой Триоле. 25 октября Татьяна позвонила доктору Сержу Симону с жалобой на тяжёлый бронхит, и он велел ей немедленно прийти на приём. Надежда, русская жена Симона, тут же позвонила Эльзе и пригласила её с Маяковским. Эльза, жившая с Луи Арагоном в той же гостинице, что и Маяковский, попросила только что приехавшего из Ниццы Маяковского сопроводить её на приём к доктору Симону, где Маяковский и увидел Яковлеву.
Эльза и раньше играла по отношению к Маяковскому роль «свахи», подставляя ему подходящих женщин. Маяковский, уже долгое время не имевший физической близости с Лилей Брик, влюблялся, но Лилю продолжал любить «на первом месте». Сама Лиля в то же время меняла любовников, но тройственный семейный союз Маяковского, Лили Брик и Осипа Брика, в котором Маяковский после Октябрьского переворота стал главным кормильцем, оставался неизменным, а Лиля оставалась единственной музой поэта с их первой встречи в 1915 году.
Причин для организации встречи Маяковского и Яковлевой могло быть две. Лиля могла узнать (через ту же Эльзу) о встрече Маяковского с дочерью и Элли Джонс и опасаться эмиграции Маяковского в США вместе с ними. Хорошее материальное положение Лили и звёздный статус музы великого поэта в этом случае потерпели бы в СССР полный крах. Чтобы избежать этой гипотетической ситуации, она могла попросить Эльзу найти Маяковскому женщину, способную «перебить» возможное желание Маяковского. Но и сама Эльза, которая в это время жила в Париже в большой бедности, была заинтересована в задержке стремящегося вернуться в Москву Маяковского: всё время его присутствия в Париже она пользовалась его кошельком. Именно этим могла быть вызвана поспешность, с которой была организована встреча и выбрано место (приёмная врача) — ведь встречу можно было устроить в любой из последующих дней в любом парижском кафе.
Надежда Эльзы на лёгкий флирт не оправдалась: Маяковский влюбился в Татьяну Яковлеву с первого взгляда. Он и раньше, никогда не видя, слышал о Татьяне и даже передавал ей через своих парижских знакомых приветы. Татьяна так вспоминала первую встречу:
Войдя к нему <Сержу Симону> в гостиную, я увидела хозяина, Эльзу Триоле и высокого, большого господина, одетого с исключительной элегантностью в добротный костюм, хорошие ботинки и с несколько скучающим видом сидящего в кресле. При моём появлении он сразу устремил на меня внимательные серьёзные глаза. Его короткий бобрик и крупные черты красивого лица я узнала сразу — это был Маяковский.
Татьяна сильно кашляла, но на сей раз озабоченного личной гигиеной Маяковского это не остановило, и он вызвался проводить её домой. В холодном такси он снял с себя пальто и укрыл ей ноги.
С этого момента я почувствовала к себе такую нежность и бережность, не ответить на которую было невозможноАлиса.
После этого Маяковский и Татьяна стали встречаться ежедневно. Лиле он перестал писать и лишь две недели спустя отправил телеграмму, в которой сообщил о покупке автомобиля Renault. О том, что цвет автомобиля ему помогала выбирать Татьяна, он сообщать не стал. В то же время с Татьяной, как и со всеми предыдущими своими женщинами, он постоянно говорил о Лиле. Часто видевший их в это время парижский знакомый вспоминалАлиса:
Это была замечательная пара. Маяковский очень красивый, большой. Таня тоже красавица — высокая, стройная, под стать ему. Маяковский производил впечатление тихого, влюблённого. Она восхищалась и явно любовалась им, гордилась его талантом.
рук ли, губ ли, в дрожи тела близких мне красный цвет моих республик тоже должен пламенеть. Я не люблю парижскую любовь: любую самочку шелками разукрасьте, потягиваясь, задремлю, сказав — тубо — собакам озверевшей страсти. ... Практически всю жизнь он преклонялся перед Л. Брик и посвятил этой любви несколько стихотворений. Однако в 1928 г. поэт побывал в Париже, где познакомился с русской эмигранткой, известной актрисой Т. Яковлевой. Чувство было взаимным, но влюбленные не сходились по политическим убеждениям.
Произведение написано в виде обращения к русской эмигрантке, которая после революции покинула Родину и живет в Париже, где поэт побывал в 1928 году. С актрисой Татьяной Яковлевой поэта связывало яркое, но недолгое чувство. Причиной их расставания стало неприятие Яковлевой новой России и нежелание Маяковского отречься от своей Родины. В стихотворении неожиданно, открыто и доверительно звучат два откровения: поэта-лирика и поэта-гражданина. Они тесно переплетаются, а драма любви предстает через драму социальную.
Давно знала про увлечение Маяковского Татьяной Яковлевой, но не представляла, как это было серьезно для Маяковского. ... Стихи, посвященные Татьяне, всё подтверждали.
Произошло что-то очень важное после того, как расстались Татьяна Яковлева и Маяковский. Цветы, орхидеи, ежедневно доставлялись по ее адресу, невзирая на погоду и политическую обстановку. Во время гитлеровской оккупации они даже служили средством выжить, их можно было продать или обменять на продукты, настолько эти букеты были хороши. В каждом из них была карточка с надписью «от Маяковского». Поэт и женщины.
Стихи Маяковского о любви – отдельный пласт его творчества. Они лишены плавности, романтизма и сладких томлений. Вместо этого сквозь каждое слово прорывается отчаяние, боль утраты, безысходность. Маяковский жил нараспашку, любил наотмашь, и эта широта души живет в каждой жемчужине любовной лирики Маяковского. Творчество Владимира Владимировича Маяковского стоит особняком от блистательных творений других советских поэтов. Современники не понимали и не принимали его отрывистые, резкие, как удар хлыста, строки и разорванные такты. Поэт воспевал революцию и идеалы социализма.»
Вот мы с Татьяной и решили взять за основу эту историю любви. Нашли стихотворение Маяковского «Письмо Татьяне»,потихоньку пишем новое стихотворение, посвящённое Маяковскому.
А у меня получились вот такие строки, я о них ещё не говорила Татьяне.


ПОСЛЕДНЯЯ ЛЮБОВЬ ПОЭТА


Владимиру Маяковскому


О, как хотел назвать своею
Ту, что была так далеко.
И мысленно ведь нелегко
Сорвать звезду, как орхидею.


«Люблю!» - толчком в груди стучало,
Слетали горькие слова.
Крепка досужая молва,
И Лиля тут стеною встала.


Страна поэта не пустила.
И на рожон тут не попрёшь!
По сердцу бьёт кровавый дождь,
И лишь в стихах осталась сила.


Судьба по-своему решает:
Татьяна будет долго жить,
А у поэта рвётся нить:
Уйдёт от нас – его не станет.


Но память дерзко и капризно
В анналах отразит своих
Любую строчку, Каждый стих,
Вернув опять поэта к жизни.


11 июля 2018 года


Допишем двойное стихотворение и составим композицию, чтобы 22 июля выступить в Парке Дракино.


Татьяна Гордон
12 июля 2018 года



Другие статьи в литературном дневнике: