Экскурсия в Высоцкий монастырь

Татьяна Гордон: литературный дневник

ЭКСКУРСИЯ В ВЫСОЦКИЙ МОНАСТЫРЬ


Давно мы хотели попасть в наш Высоцкий мужской монастырь. Это достопримечательность нашего города, одно из самых святых мест Серпухова. Едут к нам паломники со всех сторон . Я не раз бывала здесь, заходила в храмы обители, когда-то в советское время привозила сюда экскурсионные группы. Это было то время, когда монастырь не действовал, а был просто экскурсионным объектом города. А вот на экскурсии в действующем монастыре никогда не была. Светлана Владимировна Смоленцева, работник городского центра реабилитации инвалидов «Меридиан», организовала нам, слепым, такую экскурсию.
23 апреля мы поехали на улицу Калужскую в Высоцкий мужской действующий монастырь.
В интернете я нашла на сайте Высоцкого монастыря такую информацию. Помещаю её здесь.


«Устроение Высоцкого монастыря по времени совпало с коренными преобразованиями в жизни Древней Руси эпохи Куликовской битвы и служения миру Преподобного Сергия Радонежского. В истории Отечества этот период ознаменовался укреплением объединяющей роли Москвы и пробуждением национального сознания. Русь начала сбрасывала с себя оковы татарского плена и, возрастая в православном достоинстве под влиянием заходящей славы великой византийской культуры, вступала в блестящую эпоху "Русского Возрождения". Рождение монастыря, волею Божию, желанием и усердием благочестивого Серпуховского князя Владимира Андреевича произошло в 1374 году (по н. ст. - в 1373 году). В том году, как повествует летопись, князь "занимался строением Серпухова". Он огородил его дубовыми стенами и поставил в нем наместника. Тогда же он обратился за помощью и благословением к Преподобному Сергию, подвизавшемуся в Радонежских лесах, своей вотчине. В то время уже велико было благоговейное уважение и почитание Преподобного, и слава о его иноческих подвигах, о святой его обители далеко разошлась по Руси. К Преподобному Сергию прибегали князья русские за советами и благословением во всех трудных случаях жизни и в своих ратных начинаниях. Хорошо знали они и его достойных, любимых учеников, и из рассадника иночества приглашали их в свои вотчины для основания новых обителей.
Об основании святой обители подробно повествовала надпись на внешней стороне церкви во имя преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Афонского, существовавшей в ансамбле Высоцкого монастыря до 1967 года:
"Серпуховской князь Владимир Андреевич, управлявший и городком Радонежем, на земле которого стоял монастырь преподобного Сергия, пожелал украсить свой стольный город возграждением монастыря и послал к преподобному Сергию, приглашая его прибыть к нему для благословения и совета на устроение в Серпухове обители и просил его взять с собою в начальника обители ученика своего, знакомаго князю (подвижника и сотрудника), Афанасия. Жаль было Сергию отпустить от себя одного из любимых учеников, но исполняя желание боголюбиваго князя, он отправился с Афанасием в пределы Серпуховские: путь совершили пешком. С великою радостью встретил Владимир святых пришельцев, и, после обозрения местности, избрали они место для будущей обители в версте от города, на одном возвышении, которое носило название "Высокое" и стояло на берегу реки Нары. Князь передал им свое желание, чтобы монастырь воздвигнут был во имя Богоматери в честь Ея зачатия, "дабы славилось имя Божие и Пресвятыя Богородицы, а хотящие во крове Ея жити монахи Ея чествовали, а о мне и о врученных мне людях молили Бога, такожде и усопших о Господе души родителей и сродников и всякого чина христиан православне поминая в священнодействе".
Преподобный Сергий одобрил желание князя, и, когда расчищено было избранное место для обители, поросшее лесом, св. Сергий стал на колени, воздел руки к небу и произнес следующую молитву:"Се Царю вышних в триех Ипостасех единый Боже, Отче, Сыне и Дусе святый! Твоя есть земля исполнение ея, концы земнии в Твоих руках, Господи призри на место сие благодатию Твоею, посли помощь свыше и благословение и сотвори оное в прибежище любящим Тя, и обучение монашеское в нем. Устрой подвизающим ангельский данный образ; даждь служащим Тебе и работающим и живущим вседушно на месте сем образ Твой и подобие в душе и теле еже сотворил еси и создал руками Твоими соблюдати, непрестанно хвалити Тя в псалмех и песнех духовных присно и величати Царицу Небесну. Пречистую Деву Богородицу Марию и вся святыя Твоя сподоби люди Твоя живущия и приходящия. Господи, имя Твое святое да славится день и нощь во веки веков. Аминь!".


Окончив молитву, преподобный Сергий обратился к Афанасию со следующими словами: "Вселюбезный Афанасий, духовное чадо мое! Послушай меня старца, что скажу тебе. Благодарю Господа Бога, что Он много обрадовал меня твоими богоугодными подвигами: во все время, пока ты был при мне, ты ни разу не оказал непослушание не только мне, но и братии; поистинне я вижу в тебе мужа совершеннаго и монаха благоискуснаго. Умоляю любовь твою, останься здесь и живи на месте сем, ибо ты можешь устроить обитель и собрать постничествующую (братию). Дело это возлагается на тебя по всей справедливости; благоверный князь Владимир просит тебя о том и желает, чтобы ты потрудился здесь во имя Господне".
Князь Владимир со своей стороны усердно просил Афанасия потрудиться в строении обители и обещал дать монастырю все средства к его устройству. Афанасий сказал, обращаясь к преподобному Сергию: "Вселюбезный мой отче! Не прогневайся на меня, что будет говорить худой раб твой. Кто такое я недостойный! Как разлучусь я с тобою преподобный! Кто здесь будет мне новоначальному наставником и учителем! Кому прибегну я в скорбях и страстных движениях души? От кого приму утишение или облегчение! Как воспою песни или вознесу молитвы Господу Богу на этой земле пустынной и мне незнаемой! Если молитва твоя не поможет мне, я никак не могу выдержать здешняго жития и бытность воителем и житием, ибо я не достиг такой меры совершенства". Говоря это, Афанасий горько плакал. Преподобный Сергий успокоил своего ученика и сказал ему, чтобы он уповал на Бога и Пресвятую Богородицу и что при этом уповании он, как гора Сионская, не подвижется, тогда в труде богоугодном будет помогать ему Господь. Афанасий с любовью и послушанием принял утешительное слово своего учителя, и они, пробыв вместе несколько дней в Серпухове, расстались. Св. Сергий пошел в свой монастырь, благословив Афанасия остаться в Серпухове для устроения новой обители".
Так в 1374 году был основан монастырь "Во имя Богоматери в честь Ее Зачатия, и дабы славилось Имя Божие и Пресвятыя Богородицы". С течением времени Владимир Андреевич соорудил в монастыре каменный собор и теплую церковь с трапезной, что по тому времени было редкостью. Слава об общежительной обители, подвигах и опытности ее игумена в духовном руководстве новоначальных быстро распространилась повсюду.
Общежительные монастыри, хранившие образ христианской общины апостольских времен, несли миру особую пользу. Именно эти обители в начале объединения русских земель вокруг Москвы являли собою наглядный пример совместного жития в любви, единомыслии и экономическом единстве, по проческому слову царя Давида, "се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе" (Пс.132, 1). Из монашеской среды опыт совместной христианской жизни переносился в семью, на церковный приход и таким образом приводил к осознанию наиболее сложной формы общежития - государства. Больших трудов стоило Церкви введение повсеместно строгого общежительного (киновийного) уклада. Из старых обителей многие еще долго продолжали держаться особножительства. Потому-то в подтверждение Евангельских слов Спасителя, "но вливают вино ново в мехи новы" (МФ. 9, 17), главными носителями общежития на Руси явились новые монастыри. Их основателями стали святитель Московский Алексий, Преподобный Сергий Радонежский и их единомышленники, в большинстве своем, ученики Преподобного Сергия, ученики его учеников и собеседники.
Всего 90 монастырей дал Русской земле от своей Троицкой обители Преподобный Сергий, девять из которых он основал сам, и в их числе задуманный Серпуховским князем Владимиром Андреевичем монастырь "Пречистой на Высоком".»


Покровская церковь - второй по времени основания храм Высоцкого монастыря. Древнейшая Покровская церковь с трапезной была построена в 1381 году... Читать ещё Покровская церковь - второй по времени основания храм Высоцкого монастыря. Древнейшая Покровская церковь с трапезной была построена в 1381 году, когда серпуховский князь Владимир Андреевич Храбрый, вернувшийся после Куликовской битвы, щедро одарил монастырь и пожаловал средства на возведение его первых каменных построек. ... Четверик увенчали треугольные фронтоны и купол с главкой на барабане. В 1872 году Покровскую церковь расширили за счет пристройки
Среди множества икон, украшающих храмы Высоцкого монастыря, особо чтятся верующими чудотворный образ св. вмч. Георгия Победоносца, новгородского письма ХV века, с частицей его мощей; иконы Божией Матери "Скоропослушница" и св. вмч. целителя Пантелеймона, чудного афонского письма XIX в. Чтимый образ Божией Матери "Взыскание погибших", переданный нашей обители в 1996 г. СИХМ, икона Николы Можайского XIV в., икона «Неупиваемая чаша», помогающая избавиться от пагубных пристрастий к алкоголю и наркотикам. К последней иконе едут со всех концов страны.
Вот в такой монастырь мы попали. Экскурсию нам проводил отец Трифон. Он много нам рассказывал об иконах , об истории самого монастыря, о первом настоятеле Афанасии, который пришёл пешком вместе с Сергием Радонежским и которого Сергий оставил возводить монастырь. Позже Афанасий уехал в Византию в Константинополь и оттуда прислал большие иконы, метровые, Деисусного чина для Царских врат Зачатьевского собора. В советское время эти иконы были вывезены в Третьяковскую галерею Москвы и Русский музей Ленинграда.
Ходили мы по обители, заходили в храмы, слушали рассказ отца Трифона, прикладывались к иконам, молились, отдавали записочки, чтобы священники помолились за наших близких.
Нам было так хорошо, что мы решили написать благодарственный отзыв. Я сказала об этом Светлане Смоленцевой, она прислала мне электронный адрес монастыря, и я послала от нас всех письмо настоятелю Высоцкого монастыря. А потом это письмо отправила и директору центра реабилитации инвалидов «Меридиан» Фёдоровой Елене Владимировне.


«Елена Владимировна, добрый день!
23 мая этого года Вашим сотрудником Светланой Владимировной Смоленцевой была организована для нас, членов Серпуховской местной организации слепых, экскурсия в мужской Высоцкий монастырь. Всё прошло чётко, организованно. Экскурсия нам очень понравилась, она была духовной, поучительной и познавательной. Водитель Шерин Александр Викторович, с помощью которого была проведена эта поездка, был внимателен и предупредителен.
Экскурсия нам так понравилась, что мы написали Отцу настоятелю вот такое письмо.


«Письмо в обитель.
Уважаемый ОТЕЦ НАСТОЯТЕЛЬ, добрый день!
Мы, группа Серпуховской местной организации Всероссийского общества слепых, совершили 23 апреля экскурсию по Вашей обители и остались очень довольны приобщению к святой благодати.
Группа наша необычная, она состояла из слепых и слабовидящих серпуховичей, но наш экскурсовод отец Трифон так нас провёл по монастырю и храмам, что никто из нас не оступился и не споткнулся.
Интересно и обстоятельно рассказал нам отец Трифон историю Высоцкого монастыря, познакомил нас с архитектурой и значимостью обители и для нашего города, и для всей России. Рассказывая о старинных намоленных иконах и мощах, отец Трифон дал нам возможность помолиться и приложиться к иконам и мощам.
Не имея возможность глазами рассмотреть красоты икон, фресок и убранство храмов, мы душой и сердцем почувствовали святость этого места. Из-за своего недуга мы не можем часто бывать в святых обителях, поэтому это посещение монастыря стало для нас духовным праздником. Благодаря Вам мы смогли в святом месте поговорить с Богом, обратиться к Его помощи и всем своим существом ощутили Его Благодать.
Кроме того, мы смогли подать записочки «О здравии»
И «Об упокоении», приобрели и поставили свечи, и даже немного духовно очистились.
Спасибо Вам за организацию экскурсию для нас. Спасибо отцу Трифону, доходчиво простым и понятным языком проведшим экскурсию для нас. Из Этой экскурсии мы почерпнули много неизвестных ранее сведений.
В числе экскурсантов были незрячие самодеятельные поэтессы. Хочется в благодарность привести некоторые строки этих женщин.


Две Татьяны
(Татьяна Гордон Татьяна Чикова)


СВЯТАЯ ОБИТЕЛЬ


Звонят, звонят вовсю колокола.
В обители размеренная жизнь.
Оставлены мирские все дела.
Бесследно в небе тают миражи.


Затеплены лампады у икон
И свечи в храмах, словно огоньки.
Звучат молитвы мыслям в унисон,
Здесь с Богом мы становимся близки.


И души раскрываем мы свои,
Находим утешение в мольбе,
Невольных прегрешений не таим,
Здоровья просим детям и себе.


Паломники спешат со всей земли,
Чтоб ощутить святую благодать.
Весной и осенью над лаврой журавли.
Крылами осеняют неба гладь…


17.06-23.07 2015 года


Это стихотворение появилось после посещения Троице-Сергиевой Лавры. Но строки очень подходят и к Вашей святой обители.
И ещё одно стихотворение Татьяны Гордон, тоже написанное давно, но не потерявшее и сейчас своего смысла.


Татьяна Гордон


СПАСИ, ГОСПОДИ!
(молитва)


Спаси, Господи, люди твоя!
Пред тобою встаю на колени,
На тебя уповаю, а я
Обещаю молиться без лени.


Спаси, Господи, люди твоя!
Я шепчу и шепчу неустанно,
Пред иконой молитву творя,
А слова вылетают спонтанно:


Спаси, Господи, люди твоя!
Пусть они нагрешили немало,
Своих дел от тебя не тая,
Я людские грехи не считала.


Спаси, Господи, люди твоя!
Стань для них путеводной звездою.
Пусть не рвутся в чужие края,
А всегда остаются с тобою.


Спаси, Господи, люди твоя!
Свою веру вложи ты им в руки.
Пусть не гаснет надежда моя.
Отведи от них адские муки,


Спаси, Господи, люди твоя!


18-23 марта 2007 года


Ещё раз, искренне благодарим Вас за возможность побывать в Вашей обители, прикоснуться душой к её святыням. Сердечное спасибо отцу Трифону за экскурсию.
Храни, Господь, и Вас, и Вашу обитель, и нас. Высоцкому монастырю пожелаем процветания и благоденствия.


Группа незрячих и слабовидящих
Серпуховской местной организации слепых»



Елена Владимировна, благодарим Вас, как руководителя Серпуховского центра реабилитации инвалидов «Меридиан», за организацию работы с нами незрячими и слабовидящими инвалидами.
Огромное спасибо Светлане Владимировне Смоленцевой за организацию экскурсии в Высоцкий монастырь, а так же за организацию других мероприятий для нас, слепых.
Просим изыскать возможность отметить работу Смоленцевой С.В. и водителя Шерина Александра Викторовича.


Гордон Т.Д., Чикова Т.И., Гудкова Н.М., Сергеева Л.М., Дерябина В.Н.,
Корнаухова О.В., Исаева Т.В., Горохова С.»


Татьяна Гордон
29 апреля 2018 года



Другие статьи в литературном дневнике: