На родину к поэту-фронтовику
НА РОДИНУ К ПОЭТУ-ФРОНТОВИКУ
Самодеятельные поэты из Серпуховской местной организации слепых Татьяна Гордон, Татьяна Чикова и Ольга Корнаухова представляли Московскую область на Международных Алехинских чтениях, посвященных 90-летию курского писателя Василия Семёновича Алехина. Проводились они Курской областной специальной библиотекой для слепых, которая с 2010 года носит имя своего земляка, ему бы в нынешнем году, году 70-летия Великой Победы, исполнилось 90 лет.
Василий Семёнович Алёхин - участник Великой Отечественной войны. Он поистине повторил гражданский и писательский подвиг Николая Островского. Война лишила Василия Алёхина зрения и руки, но не смогла сломить этого несгибаемого человека. Он остался в строю, своим мужеством и стойкостью показывая, что и слепой может жить полной жизнью, принося пользу обществу. Став журналистом, Василий Семёнович работал корреспондентом районной газеты в городе Рыльске, где прожил почти полвека. Здесь выходят в свет его стихи, повести и романы, основной темой которых является война, подвиг советского народа, его мужество и героизм. Свои произведения писатель называет документальными, потому что при их написании автор использовал действительные события, проходившие во время войны на курской земле.
Россия, Крым, Украина и Белоруссия послали своих представителей в Курск. На Международные чтения приехали незрячие поэты из Керчи и Вятки, из Луганска и Минска, Из Белгорода и Челябинска, из Копейска и Серпухова. Тепло встречали гостей курские писатели.
Три дня продолжались чтения. Программа, составленная сотрудниками библиотеки, включала творческие встречи писателей и поэтов, экскурсии в литературный музей Курска и краеведческий музей Рыльска, поездку в город Рыльск к вдове писателя Зинаиде Ильиничне Алёхиной и городское торжественное мероприятие, посвящённое 90-летию со дня рождения В.С. Алёхина.
Серпуховички ехали в Курск не с пустыми руками – подготовили небольшой поэтический сборник «Склоняются к земле знамёна». Само название говорит о теме вошедших в книгу стихов, не опубликованных ранее. Авторы их: Татьяна Гордон, Татьяна Чикова, Ольга Корнаухова, поэтический дуэт «Две Татьяны» и Мая Рыбкина, которая сопровождала в Курск наших землячек. Есть в сборнике и стихи о самом Василии Алёхине, о его произведениях. На титульном листе книги серпуховских поэтов написано: «Посвящается курскому поэту, писателю, фронтовику Василию Семёновичу Алёхину».
Кроме этой книжки, серпуховички подарили Зинаиде Ильиничне сборник «Серпуховские зори. Посвящается битве под Москвой».
Чтения закончились, но память долго будет хранить все события этих трёх дней, наполненных встречами, знакомствами и стихами.
Вот такую заметку отправила я в нашу городскую газету «Серпуховские вести». Пока не знаю, опубликуют ли её. Вместе с текстом послала и фотографии.
А теперь расскажу поподробнее о нашей поездке.
Мероприятие было организовано Курской областной специальной библиотекой для слепых имени В. С. Алехина при содействии Комитета по культуре Курской области,
Комитета социального обеспечения Курской области и Курского регионального отделения Союза писателей России.
Вызов я получила загодя. Было, конечно, очень лестно. Решение пришло сразу же. Едем, даже если не найдём сопровождающего. Предложили Мае Васильевне Рыбкиной. Она ездила с нами в Евпаторию. Купили билеты и стали готовиться. Подумали о подарках. Я давно собиралась отправить в Курск свою книгу «Живут в душе моей стихи». У нас с Татьяной была готова книжка «Долго будет Карелия сниться». А потом возникла мысль сделать небольшой поэтический военный сборник, включить в него стихи наши с Татьяной, Ольги Корнауховой и Маи Рыбкиной. Ведь получалось, что едем мы – члены ЛИТО «Серпейка». Попросила у Раисы Алексеевны сборник «Серпуховские зори. Битве под Москвой посвящается», чтобы подарить этот военный сборник вдове Василия Алёхина, в плане чтений стоял пункт: посещение вдовы писателя.
Свой небольшой новый сборник военных стихов мы назвали «Склоняются к земле знамёна (это строчка из нашего с Татьяной стихотворения «Мы в ответе»)». Сюда собрали неопубликованные стихи на военную тему. Включили и стихи посвящённые Василию Алёхину. Да и сам сборник посвятили курскому поэту и писателю.
Ну, а теперь начну по порядку. Билеты взяли заранее, как и хотели в общий вагон, ведь нам предстояло проехать всего часов шесть. А путь такой: от Серпухова до Тулы электричкой, далее до Курска поездом. В Серпухове нас провожали сын Артём и Захарыч. А вот дальше – сложности. Поэтому позвонила в центр мобильности агентства «Железные дороги». Прошло всё отлично! В Туле возле вагона электрички нас уже ждали. (Минут за 20 до прибытия электрички в Тулу мне позвонили , чтобы уточнить, в каком вагоне мы едем.) Нам помогли нести сумки и отвели в зал ожидания, где нам нужно было дожидаться прибытия нашего поезда, потом пришли за нами и, чтобы посадить в поезд. На перроне Курского вокзала тоже ждали нас. До центра реабилитации, где мы будем жить, доехали на такси. Так как всё у нас шло хорошо, то и настроение было отличное. Водитель такси сказал, что таких весёлых дам ему не приходилось ещё возить. В центре нас тоже встречали. Поселили нас в два двухместных номера. Знакомая нам по прошлой поездке в Курск Татьяна Михайловна Соколова (зам. Директора библиотеки) принесла ужин, потому что в столовую мы опоздали. А завтра, 24 сентября, начинались чтения. На открытии выступали представители Курского отделения Союза писателей России, школьники, студенты . Дали
Слово и участникам чтений. Валентина Александровна Косолапова, сотрудник Музея ОАО Копейского машиностроительного завода «КМЗ» Челябинской области рассказала о документах, подтверждающих работу Василия Семёновича на их предприятии. Копию этих документов Валентина Александровна передала библиотеке в дар. Надо сказать, что подарков у библиотеки оказалось много. Голубинский Лев Константинович из города Керчь преподнёс недавно изданную книжку стихов. Светлана Жук из Минска – брайлевский сборник стихов молодых самодеятельных поэтов передала Светлана Жук. К слову сказать, она сама и «настучала» все стихи в этот сборник. Татьяна Васильковская, Яна Гуменюк и Сергей Овсянкин из Луганска (Украина), члены литературно-музыкального объединения «Мир творчества, » передали в фонд Курской областной специальной библиотеки для слепых имени В. С. Алехина литературные сборники с произведениями луганских
авторов, а также аудиокниги и сборники, изданные командой ЛМО «Мир творчества».
Подарили и мы сборник стихов «Склоняются к земле знамёна» от нашей серпуховской делегации. Я не только рассказала о том, как готовился этот сборник, но и прочитала одно из своих стихотворений из этой книжки.
ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ
РОМАНА ВАСИЛИЯ АЛЁХИНА
«ВСПОЛОХИ НАД СЕЙМОМ»
Последний шаг… Последний вздох…
Последний взгляд. Последний самый…
И небо, исполняя долг,
Капелью плачет, словно мама…
Девчонке б жить, рожать детей,
Но подлый враг, фашист проклятый,
Вверг мир в объятия смертей,
Поганит, жжёт людей и хаты.
И жизнь немирная – борьба!
Борьба кровавая, без скидок…
России горькая судьба
Легла в сюжеты его книжек.
Он сам прошёл тот долгий путь -
Путь и побед, и поражений,
Всем сердцем понял жизни суть
И принял долг без возражений.
Он выстоял в войне и знал:
Потомкам рассказать обязан,
Как за Победу воевал
Народ с фашистскою заразой.
И, как герои его книг,
Алёхин - в той войне суровой!
Он в душах памятник воздвиг,
Чтоб жизненным стоять основам.
2 июля 2015 года
Валентина Александровна Косолапова попросила переписать ей текст этого стихотворения. Я обещала переслать для копейского музея экземпляр нашего сборника. К слову сказать, обещание выполнила: книжка уже отправилась в Копейск.
На вторую половину первого дня чтений были намечены ещё два мероприятия. Первое – посещение Курского литературного музея, в котором собраны уникальные экспонаты, рассказывающие о литературной истории Курска от первого упоминания об этом городе в величайшем литературном памятнике XII века – «Слово о полку Игореве» до современных течений в литературной жизни Курского края.
После интереснейшей экскурсии, которую провела для нас лучший экскурсовод музея Евгения Дмитриевна Спасская, я подарила музею книги «Живут в душе моей стихи», «Долго будет Карелия сниться» и «Склоняются к земле знамёна». Книги были приняты доброжелательно. Мне даже показалось, что Е.Д. Спасская была немного удивлена и обрадована такому подарку. Когда после осмотра мы ждали наш автобус, Евгения Дмитриевна заговорила со мной, а потом принесла мне свой подарок – толстенную книгу о творчестве курского писателя Евгения Носова вот с такой дарственной надписью: «В память о Курской земле. Сердечно. Е. Спасская». Название фолианта – «Книга о мастере. Холмы и берега Евгения Носова. Очерки творчества». Выпущена книга в Курске в 1998 году. В этой книге собраны все материалы о творчестве курского писателя, собрала и отредактировала Е.Д. Спасская.
А после этого нас повезли по вечернему Курску. Экскурсовод рассказывал о памятниках боевых сражений, которыми богат Город воинской славы. Побывали мы на месте захоронения моряков с подводной лодки «Курск». Когда я сказала директору Курской библиотеки Ольге Владимировне Самойловой о том, что наш самодеятельный поэт Валерий Турлаков, тоже инвалид первой группы по зрению, написал стихотворение про эту подлодку, Ольга Владимировна просила прислать его. Эту просьбу я тоже выполнила.
Вечером, после ужина, собрались все вместе. Уже в неофициальной обстановке разговаривали, делились впечатлениями, знакомились. А ещё – танцевали.
Второй день литературных чтений был отведён городу Рыльску – городу, где провёл Василий Семёнович Алёхин последние 50 лет своей жизни.
Организаторы мероприятия подарили участникам уникальную возможность посетить дом, в котором жил и работал Василий Семенович Алехин, познакомиться с вдовой писателя – Зинаидой Ильиничной, побывать в личном кабинете этого талантливого поэта и прозаика. Здесь были созданы его знаменитые романы «Три дня памяти», «Пуля на двоих», «Сполохи над Сеймом», «Висожары».
Зинаида Ильинична тепло и радушно встретила нас возле дома. Здесь появилась возможность из рук в руки передать ей те книги, которые мы привезли из Серпухова. С вниманием слушала Зинаида Ильинична наше с Татьяной стихотворение
ВАСИЛИЮ АЛЁХИНУ
Пусть не маститые поэты,
По Вашим мы идём стопам.
Стихосложения секреты
Пока не все открыты нам.
И часто, подбирая рифмы,
Лавируя средь сотен слов,
Преодолеть стремимся рифы,
Не наломав при этом дров.
Слагаем строки о рассветах,
О нашей Родине большой
И о любви, и о поэтах,
О жизни, очень не простой.
И о войне мы пишем тоже,
О тех далёких, страшных днях,
Хотя писать об этом сложно:
Бомбёжек нам не ведом страх.
Войну мы знаем по рассказам
Отцов и матерей своих,
Но осознать смогли не сразу
Людское горе лет лихих.
Нам в этом книги помогали,
И часто, не скрывая слёз,
О горьких судьбах мы читали -
По коже пробегал мороз.
Стихи сквозь сердце пропуская,
Мы ищем точные слова,
Чтоб, людям души задевая,
Знать: память о войне жива!
8-16 сентября 2015 года
Мы с Татьяной зашли и в дом Алёхиных, были в кабинете писателя, а потом пили чай в этом гостеприимном доме. Фотографии с Зинаидой Ильиничной на память, конфеты и яблоки из сада, в котором всё было посажено Василием Семёновичем.
И вновь автобус везёт нас. Теперь во дворец культуры, где будет проходить городское мероприятие, посвящённое 90-летию со дня рождения поэта-писателя. Звучат со сцены стихи Алёхина, выступают те, кто жил и трудился бок о бок с ним, кто знал его при жизни. Всё это позволяет открыть Василия Семёновича Алёхина не только как замечательного автора, но и человека. Человека
с нелегкою судьбой, который пройдя через огонь войны, лишившись руки и зрения, нашел в себе силы жить, творить, заниматься общественной деятельностью,
делиться своим опытом и талантом с молодыми авторами и остался в памяти, не только на страницах своих произведений, но и в сердцах людей.
В Рыльске мы провели целый день. И, конечно, нам рассказали об этом небольшом городке Курской области, показали его достопримечательности. Одна из которых - Рыльский краеведческий музей - старейшее культурно-просветительное учреждение. Основание музея связано с именем московской художницы С.К. Репиной.
Музей зародился в суровые годы гражданской войны. Экспонаты свозились из опустевших дворянских имений, самым крупным из которых
была усадьба князей Барятинских «Марьино», расположенная в 20 км от Рыльска. В настоящее время этот дворцово-парковый ансамбль привлекает огромное количество
туристов.
Музей располагается в старинном здании, построенном в конце ХIХ в.; в нем находилась частная клиника врача Калиновского. Первым директором и организатором
музея была С.К. Репина – внучатая племянница знаменитого художника.
В 2010 г. Рыльский музей стал филиалом Курского областного краеведческого музея.
Фонды музея насчитывают около 30 000 единиц хранения, в том числе уникальные коллекции старинной книги, нумизматики, скульптуры и живописи ХVIII-ХIХ вв.
Экспозиционная площадь музея составляет 440 кв. м.
В 14 залах экспозиции музея в хронологической последовательности отражена история Рыльской земли.
Посетителей музея восхищают великолепные памятники западноевропейской художественной культуры – картины итальянских художников Пьетро Антонио Виги «Петр I на поле Полтавской битвы» и «Пейзаж» Франческо Казановы, немецких художников Якоба Рооса «Пастушок» и «Пастушка» и Франца Крюгера «Александр I», шотландского художника Алана Рамсея «Английская королева Шарлотта Мекленбург- Стрелицкая», скульптуры датского мастера Александра Триппеля «Диоген из Синопа» и «Нерон», немецкого воятеля Христиана Рауха «Николай I» и «Александра Федоровна» (жена Николая I), ученицы и помощницы знаменитого Фальконе Мари-Анн Калло «Петр I » и многие другие произведения.
Особое место отведено жизни и деятельности именитого рыльского купца, одного из основателей Русской Америки Г.И. Шелехова.
С Рыльским краем связаны имена художника-пейзажиста Л.Л. Каменева, одного из первых флагманов Красного Флота А.В. Домбровского, писателя В.А. Ковалевского,
историка В.В. Мавродина, известного советского адвоката и правозащитника С.В. Каллистратовой, заслуженной артистки РСФСР, актрисы театра и кино К.И. Тарасовой,
металлофизика Г.В. Курдюмова.
Всё это и многое другое узнали мы из двух экскурсий по городу и по музею. Не могу не сказать хоть несколько слов об экскурсоводе –научном сотруднике краеведческого музея Ларисе Петровне Мячиковой. Она с таким жаром и вдохновением рассказывала нам об экспонатах музея, о людях, живших в её родном городе.
Уже из дома, посылая в дар музею наш военный сборник «Склоняются к земле знамёна», в своём письме директору Музея Волковой Татьяне Игоревне я писала:
«Уважаемая Татьяна Игоревна, здравствуйте!
25 сентября мы, самодеятельные поэты из подмосковного города Серпухова, во время Международных Алёхинских чтений были в Вашем музее. Трое из нас инвалиды первой группы по зрению, члены Всероссийского общества слепых, как и Василий Семёнович Алёхин.
Нам понравился Ваш музей, его уникальные картины и скульптуры. Порадовало то, что немало места в экспозиции музея отведено Вашему знаменитому земляку – фронтовику, поэту и писателю, журналисту Василию Семёновичу Алёхину.
Экскурсию для нас проводила Лариса Петровна Мячикова. Она с такой любовью рассказывала об экспонатах музея. Чувствовалось, что Лариса Петровна много знает о том, о чём говорила нам. Поражало её желание поделиться своими знаниями. Нам, да и не только нам, а всем приехавшим из Курска участникам Международных Алёхинских чтений, очень понравилась и сама экскурсия, и то, как её проводила Лариса Петровна.
Мы, серпуховичи, собираясь на это мероприятие, выпустили поэтический сборник «Склоняются к земле знамёна», посвящённый Василию Семёновичу Алёхину. Вот этот сборник мы посылаем в дар Вашему музею. Будем рады, если он Вам понравится.
16 октября 2015 года
С уважением Татьяна Даниловна Гордон,
участница Международных Алёхинских чтений»
На этом пребывание в Рыльске не закончилось. Нас повезли в Рыльский мужской Свято-николаевский монастырь, расположенный в окрестностях города Рыльска. Его строения размещаются на высоком холме в поймах рек Рыло и Волынки. Эта местность издавна была избрана людьми для поселения, краеведы и археологи, проводившие раскопки на территории обители, обнаружили остатки захоронений славян-северян, относящиеся приблизительно к эпохе начала Киевской Руси. Точная дата основания монастыря неизвестна, его возраст принято отсчитывать от первого упоминания в письменных источниках в 1505 году. Одна из причин отсутствия точной датировки в том, что не сохранились старинные монастырские документы. В 1614 году настоятель Рыльского монастыря игумен Феодосий, взяв с собой "прежних государей и великих князей жалованные грамоты" для переписи по причине их ветхости, поехал в Москву. Но по дороге был ограблен и убит разбойниками, грамоты бесследно исчезли.
Документально подтвержденные сведения об обители появляются в архивах с XYI века. В Смутное время обитель была разорена польско-литовским войском, при игумене Корнилие началось, а при игумене Мисаиле продолжилось ее восстановление. Игумен Корнилий, бывший настоятелем Новгород-Северского Спасского монастыря и братия, не пожелавшие оставаться под польско-литовским владычеством, переехали в Рыльский монастырь и пребывали в нем с 1618 до 1620 года.
Из документов тех лет известно, что монастырь имел два подворья в Рыльске - одно на посаде, возле острога, где находилась церковь во имя Живоначальной
Троицы с тремя братскими кельями, другое - внутри города, на случай вражеской осады. В 1624 году игумен Мисаил пишет челобитную царю Михаилу Феодоровичу,
в которой просит вернуть монастырю церковное место, которое после сожжения посада поляками, было занято рылянами. Царь удовлетворил эту просьбу, церковное
место было очищено, отмерено и подготовлено для устроения монастырского двора на случай осады. Кроме того, Волынской пустыни (как раньше назывался Николаевский
монастырь) принадлежали прилегающие к ней земли, в "Выписке с Рыльских книг Захария Бибикова" 1615 года сообщается, что "на посаде дано в вотчину - рыбная
ловля в речке Рыло, озерко Мочулище, да озеро Долгое, да озерко под Белыми берегами, да в речке Волынке прудок". Кроме того, богатые люди жертвовали земельные
участки и за пределами Рыльска. "В Снитской волости старая Никольская вотчина, сельцо Дмитриевское с церковью Димитрия Солунского, деревня Крупец, а в
ней крестьян 13 дворов, да пустой починок Прудище, а в них пашни паханы добрые земли". Монастырь также владел пахотными землями, лесными и сенокосными
угодьями. За пользование реками, ловлю рыбы, содержание мельницы монахи платили государю налог. Здания в обители в то время были деревянными, покрыты тесом и огорожены частоколом. К началу XYIII века деревянные постройки пришли в негодность, и рыльский купец Прокофий Герасимович Шелихов решил построить каменный храм во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских на месте старого. Но успел только
заключить договоры на поставку строительных материалов, его дело продолжил сын, Иван Прокофьевич Шелихов, заложив в 1733 году и выстроив по высочайшему повелению императрицы Анны Иоанновны первую каменную церковь, которую освятили в 1783 году в честь праздника Крестовоздвижения. Вторая каменная церковь во имя Живоначальной Троицы была построена в 1747 году по прошению путивльской и рыльской помещицы Анна Забелиной. А третий храм - в честь святителя Николая,
архиепископа Мир Ликийских воздвигнут в 1753 году стараниями игумена Матфея (Лукашева). И завершала ансамбль монастырских храмов пятиярусная колокольня
со Святыми вратами в нижней части, которые были главным въездом в центральную часть обители. Впервые это сооружение упоминается в описи 1764 года, хотя,
по мнению специалистов, оно возведено на 20 лет раньше. В среднем ярусе колокольни были установлены часы, в верхнем – набор из семи, а с 1820 года – из девяти колоколов. Главная въездная надвратная башня с западной стороны была построена в 1740-1742 гг. как звонница-колоколенка. Мощный бас ее колокола,
отлитого в 1742 году, весом 2,5 тонны разносился окрест на многие версты. В середине ХIX в. звонница была перестроена: в ее верхней восьмигранной части заложили арочные проемы, а вокруг восьмерика устроили на квадратных столбах галерею. В 1949 году еще довольно крепкую башню разобрали на кирпичи, соорудив
неуклюжие ворота.
В течение XYIII века монастырь перестраивали и благоустраивали, в 1781 году из Амоньской пустыни в обитель переносят чудотворный образ святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, с которым впоследствии были учреждены крестные ходы. В 1784 году на втором этаже братского корпуса начало работу Духовное училище.
В 1793 году по указу Синода открыты больница и баня для больных в помещении деревянных келий в северо-западном углу центральной части двора. Через год
при больнице построили храм в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Церковь стояла на взгорье и занимала северо-западный угол монастыря. В документах от 1825 года она называется уже Тихвинской. В храме была установлена чтимая Ахтырская икона Пресвятой Богородицы в серебряной и позолоченной ризе, с драгоценными камнями. Этот образ был пожертвован обители рыльской помещицей Натальей Кузьминичной Лукашевой в 1790 году. В маленьком храме совершались зимой ранние Литургии, в праздничные дни в честь Ахтырской и Тихвинской икон Божией Матери при большом стечении народа богослужения проходили под сенью деревьев, окружавших здание. Тихвинский храм был разрушен в XX веке во времена богоборчества. В 1796 г. в монастыре появляется гостиничный дом с двумя подъездами. В конце XVIII
века обитель была довольно благоустроенной, монахи занимались просветительской, социальной и хозяйственной деятельностью - разводили скот, занимались земледелием,
содержали пасеку, ловили рыбу, охотились, заготавливали строительный материал. Занимались также и переработкой, в монастыре имелись солодовня, пивоварня, маслобойня, водяная мельница и крупорушка. Дошли воспоминания старожилов о столярной мастерской, об изготовлении киотов и икон.
В 1820 году духовное училище становится четырехклассным и размещается в реконструированном архимандритском корпусе вплоть до 1876 года, когда его переместили в Рыльск. 1824 год вошел в историю посещением обители императором Александром I, проезжавшим из Севска в Таганрог. В 1906 году в Рыльске открывается викарная кафедра Курской епархии.
XX век стал одной из самых тяжелых страниц в истории монастыря. В 1925 году богоборческая власть закрыла древний духовный центр курского края. Его помещения
заняли красноармейцы. С 1941 года долгих 692 дня в Рыльске господствовал немецкий "новый порядок", обитель стала укрепленным рубежом, где разместили множество
пулеметных и огневых точек. 30 августа 1943 года, когда Рыльск освободили войска Центрального фронта, немцы спешно бежали из монастыря, не причинив ему
существенного вреда. Примечательно, что во время военных действий ни один снаряд, ни одна бомба не разорвались на территории древнего монастыря, который,
уцелев в страшной войне, был разрушен во время правления атеистов-богоборцев. Здесь в разное время размещались МТС, дорстрой, лесхоз, "Раймежколхозстрой",
и в результате их хозяйственной деятельности здания совсем обветшали и разрушились.
В 1978 году комиссия, обследовавшая памятник культуры и архитектуры, отметила, что во всех строениях полностью отсутствовали полы, дверные и оконные блоки.
Кровля на всех зданиях прохудилась, кирпичная кладка сильно разрушена. Крестовоздвиженский храм, переоборудованный в камнедробильный цех, стоял с выбитой
стеной. Невозможно было обнаружить ограду внутреннего двора и ворота, многие жилые и хозяйственные постройки полностью уничтожены. Величественная колокольня
обезображена, стояла с разбитым фасадом и без креста, Святые врата заложены кирпичом, примыкающие к ним здания без крыш и полуразрушены.
Монастырь еще более двадцати лет будет ждать, когда в нем опять затеплятся лампады и будет возноситься молитва за "всех и за вся".
Теперь же мы увидели ухоженную обитель, восстановленные храмы, блестели на солнце купола и кресты колоколен и церквей.
В трапезной нас гостеприимно накормили вкусным обедом. Мы сидели за длинными столами, уставленными тарелками с супом и кашей. Сладкий компот, яблоки и виноград были приятным дополнением к нашей трапезе.
Возвращаясь Курск, мы обсуждали увиденное, вспоминали отдельные моменты встреч с жителями Рыльска. Крайне интересным оказался тот факт, что мы узнали о жизни и деятельности рыльского купца Шелихова. Когда-то Татьяна Чикова некоторое время жила в городе, носящем имя этого человека. Она много рассказывала мне об этом иркутском городе. И вот понимаешь, что нет ничего отдельного, обособленного. Всё в нашем мире связано невидимыми нитями. Такие встречи вдвойне приятны.
А вечером, после ужина, опять танцы. Думалось, что уставшие, едва ли сможем мы танцевать. Но. Как будто появлялось второе дыхание. Местный диджей говорил, что давно у него не было такой заводной группы.
Третий, последний день литературных Алёхинских чтений. Закрытие назначено на вторую половину дня, а с утра едем в Курскую Коренную Рождества Пресвятой Богородицы Пустынь, которая среди древних русских обителей является одной из самых известных с давних пор. Расположена он на правом берегу реки Тускарь в 30 километрах от Курска по направлению на север. В темной синеве обширного коренского леса сияли золотом кресты монастырских церквей, белокаменные своды стройными уступами спускались к реке и надкладезной церкви Живоносного Источника, напоминая сходы в пещеры Киево-Печерской лавры или прибрежные афонские монастыри. Основана в 1597 году, на месте явления Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение».
В 1295 году на месте посёлка Свобода Курской области находились густые леса, и туда приезжали на охоту. Приехали туда охотники из Рыльска. Один из них, идя по лесу, увидел доску, которую поднял. Это оказалась икона, а на месте её нахождения забил источник. Благочестивый охотник поместил икону в дупло и пошёл за своим товарищем… Через несколько лет на этом месте построили деревянную часовню.
Строительство пустыни более четырех столетий назад в самом начале шло трудно. Первым настоятелем здесь был игумен Ефимий, постриженный в монашество из священников города Рыльска. Время было неспокойное, крымские татары постоянно нападали на Московскую Русь и держали в напряжении все южнорусские города и села. В
Смутное время, в 1604 году, многие русские города были взяты войсками самозванца Гришки Отрепьева, именовавшего себя сыном Иоанна Грозного. Лжедмитрий, готовя поход на Москву, обосновался в Путивле. Чтобы привлечь на свою сторону народ, затребовал к себе чудотворную икону Божией Матери «Знамение» Курскую Коренную. Со слезами на глазах проводили святыню курские жители, многие из них дошли с нею до Путивля. Самозванец встретил святыню с подобающей честью. При взятии Москвы он установил ее в царских чертогах. А только что построенную Коренную пустынь в отсутствие иконы разорили крымские татары. После разора
Коренная пустынь в 1611 году трудно отстраивалась. В 1617 году в ней была возведена церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, освященная в 1618 году.
Тогда же была принесена в монастырь чудотворная икона. Сюда же святыня вернулась из Москвы, где пробыла все «смутное» время, а после изгнания из столицы
Лжедмитрия некоторое время находилась в доме князя Дмитрия Пожарского.
Коренная пустынь упоминается в «Книге Большому Чертеж », 1627 год:
В 1634 году и Курск, и Богородицкий монастырь были разорены поляками, а через 9 лет город пострадал от крымских татар. Однако Коренная пустынь в те годы осталась невредимой. В 1701 году в пустыни устроено монашеское общежитие. В 1703 году вместо бывшей деревянной построена двухэтажная Рождества пресвятой Богородицы каменная церковь. В нижней церкви
придел был освящен во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. В 1708 году в пустыни возведены Святые врата с церковью над ними и двумя престолами: в 1726 году освящен престол святого Архистратига Михаила, в 1729 году — престол Преображения Господня.
Успешным в строительстве монастыря стал период начала XVIII века. В 1713 году над местом явления иконы выросла церковь «Живоносный Источник» — память усердия к ней первого отечественного фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева.
В 1764 году монастырь стал независимым от Знаменского монастыря. К концу XVIII века пустынь имела вполне завершенный вид. По обе стороны Святых ворот расположились
настоятельские и братские кельи в два этажа. В левой стороне монастыря заложена в 1797 году Всехсвятская церковь. За монастырем в 1793 году построены два
гостиничных двора. Имелся большой монастырский сад. Император Павел I пожаловал святой обители земли и мельницу в селе Долгом. В начале XIX века в монастыре духовно трудилось 30 монашествующих. В 1806 году Указом
Святейшего Синода было дозволено оставлять в пустыни чудотворную икону до 12 сентября. 1816 год памятен тем, что в монастыре была учреждена архимандрия. Строительство Всехсвятской церкви завершилось при иеромонахе Палладии, освящена она в 1819 году. Палладий стал первым архимандритом Коренной пустыни. С 1832 по 1835 годы в обители построены крутые каменные сходы, идущие от верхней монастырской площади к нижней церкви «Живоносный Источник». Они удивительно стройно вписывались в ансамбль церкви, создавая максимальные удобства для богомольцев. Со всех ступенек и площадок видна была середина церкви и прекрасно слышалось совершаемое в ней богослужение (сходы в настоящее время восстановлены в прежнем виде).
Во время гражданской войны, в 1919 году, икона (большую часть года хранившаяся в курском Знаменский монастырь (Курск)) была вывезена из Курска: в Белгород, Таганрог, Ростов-на-Дону, Екатеринодар,
Новороссийск.
1 марта 1920 года на пароходе «Святой Николай» она отбывает в Константинополь, откуда в Грецию, Сербию.
Ненадолго, по просьбе генерала Петра Врангеля, для ободрения его войска, икона пребывала в Крыму.
В 1944 году икона была доставлена в Мюнхен, а затем в США в 1951 году, где пребывала в специально устроенной для неё Ново-Коренной пустыни.
С 1957 года икона пребывает в Синодальном Знаменском Соборе Русской Православной Церкви заграницей в Нью-Йорке.
В монастыре сейчас 4 действующих храма, но фактически службы ведутся только в одном из них — Соборе Рождества Пресвятой Богородицы.
Мы с большим интересом прослушали экскурсию, на которой узнали историю этого мужского монастыря. День был солнечный яркий. Мы спускались по ступеням от главного входа в обитель. Кругом цветы, на земле - много плодов каштана. Как же, наверное, красиво здесь весною, во время цветения этих деревьев, когда их белые свечи гордо «стоят» на ветках, будто церковные свечки в храме.
Нас провели к святым купелям. Их несколько. Паломников в монастыре было много, и нам пришлось даже немного подождать своей очереди. В купальню пошли я и Ольга. Татьяна и Мая Васильевна не решились войти в холодную воду. В самой купальне какие-то женщины пели молитвы, под их пение мы с Ольгой и окунулись – Ольга с головой, а я по шейку. Моим волосам очень долго сохнуть.
Удивительным было то, что Ольга самостоятельно смогла впервые за последние месяцы застегнуть на себе бюстгальтер (после перелома руки это ей в последнее время не удавалось). Как понимать это? Чудо? Стечение обстоятельств? Не знаем. Но факт остаётся фактом.
А потом был обед в монастырской трапезной. Обед был постный, но вкусный.
На этот раз мы смогли попасть в церковную лавку – купить что-то для себя и сувениры. Мне понравилось колечко серебряное с камешком. С удовольствием ношу его. Татьяна тоже купила такое же, вот только камешек у неё зеленоватый, а у меня розовый.
Конечно, набрали мы и святой воды. Привезли её и в подарок Лидусе и Наташе, ещё им купили магнитики с видами монастыря.
И вот последнее действо Международных Алёхинских чтений – официальное закрытие. Много тёплых слов, трогательные речи. Выступили и мы с Татьяной. Подарили библиотеке привезённые книги: мой сборник «Живут в душе моей стихи» и нашу книжку о Седьмом Всероссийском турнире самодеятельных поэтов ВОС «Долго будет Карелия сниться». Когда возвращались из Рыльска, мы с Татьяной начали писать прощальные стихи. Дописывали в номере в центре, по дороге из Курской Коренной пустыни. Что-то потом, уже в Серпухове подчистили, но первый шероховатый вариант я всё-таки прочитала на закрытии, хотя и очень не люблю показывать сырые стихи. Вот оно это прощальное стихотворение.
Две Татьяны
ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ,
ГОСТЕПРИИМНЫЙ КУРСК
И снова, Курск, прощаемся с тобою -
Три дня, как в сказке, пролетели быстро.
Но с нами быть Алёхинским героям,
Его стихам, прозрачным, звонким, чистым.
Мы вспомним добрым словом белорусов
И Керчь, и Вятку, Валю из Копейска.
Радушно нас здесь, на земле на Курской,
Свела хозяек дружная семейка.
Нам не забыть челябинцев, луганцев.
Нам не забыть приветливого Рыльска.
А осень, что кружилась в лёгком танце,
Дарила нас своей любовью пылкой.
С собой увозим жар сердец открытых,
Тепло курян, их доброту, улыбки,
А небо в золоте, слегка размытом,
Нам будет часто сниться ночью зыбкой.
Библиотека подарила дружбу!
Она связала всех нас воедино.
Как важно это нам и очень нужно,
Как яркой осени коралл рябины.
Разъедемся по городам и весям
И заберём с собой кусочек Курска.
Вам будем присылать стихи и песни -
Делиться своим творческим искусством.
26-27 сентября 2015 года,
город Курск
В последний день чтений зашёл разговор и о том, что в ноябре нынешнего года Курская областная специальная библиотека для слепых имени В.С. Алёхина будет отмечать свой юбилей – 60-летие. Дата большая. За это время библиотекой пройден огромный путь.
коллектив библиотеки несет свою благородную миссию. Библиотека, радушно пригласившая и раскрывшая двери для гостей из разных городов России, Украины и Белоруссии, это не только богатый библиотечный фонд специальной литературы для слепых и слабовидящих, но и место, где люди с ограниченными возможностями могут найти круг общения, новые интересы, раскрывать и развивать свои таланты. Вспоминая проведенный в 2013 году международный фестиваль «Крылья надежды», можно сказать, что собирать вместе талантливых людей, имеющих проблемы со зрением, для коллектива библиотеки уже стало хорошей традицией.
Директор библиотеки Ольга Владимировна Самойлова говорила, что планы у сотрудников большие, что есть надеждами в будущем проводить подобные мероприятия.
Конечно, мы с Татьяной не могли не поздравить библиотеку и её сотрудников с такой знаменательной датой. Мы прочитали стихи.
ЗАЧЕМ НУЖНА БИБЛИОТЕКА?
Что даёт библиотека?
Для чего, зачем она,
Стеллажи и фонотека?
Жизнь без книг пуста, бледна!
Летним днём и в непогоду
Мы спешим в уютный дом,
Где стоят в порядке строгом
Книги, диски обо всём:
О любви и о ракетах,
Об истории Земли,
О зверях и о поэтах,
Про моря и корабли.
На любой вопрос ответы
Здесь получишь ты всегда.
Книга – яркий свет планеты,
Путеводная звезда.
8 мая 2014 года
На закрытии было сказано много тёплых слов. Было немного грустно, что кончается эта курская сказка. Всем вручили дипломы участника чтений. Перед нами выступал хор Курской городской организации слепы. При библиотеке работает театральная студия. Её участники показали нам несколько сценок. Самодеятельных певцов и артистов встречали бурными аплодисментами, так понравилось всем их выступление.
А потом опять был вечер – уже последний. Сначала мы все собрались в одном из номеров. Были здесь и директор Ольга Владимировна, и другие библиотекари. Я забыла сказать, что двое – заместитель директора Татьяна Михайловна Соколова и библиотекарь Вера Анатольевна Гришанина были с нами круглые сутки, не только сопровождали нас во время всех мероприятий, но и жили вместе с нами в центре реабилитации. Мы уже в неофициальной обстановке обменивались мнениями, говорили слова благодарности и пожеланий. Был и ещё один повод собраться – день рождения Любови Козловой, приехавшей на чтения из Кировской области. Конечно, поздравляли и её, даже выпили за её здоровье. Продолжение вечернего праздника было в танцевальном зале. Люба, говоря всем слова благодарности, сказала: «У меня никогда не было такого дня рождения».
Рано утром Вера Анатольевна провожала нас на вокзал, дождалась, когда прибыл наш поезд и проводила до вагона. Мы и на этот раз воспользовались услугами железной дороги: работники вокзала помогли нам нести сумки и вели каждого отдельно. Всё прошло хорошо.
А в Туле у вагона нас тоже встречали работники тульского вокзала. Электричка на Серпухов отходила через 40 минут. Нас опять завели в зал ожидания. Нам даже помогли приобрести билеты на электричку- работница вокзала взяла наши документы и через некоторое время принесла билеты.
По приезде домой я позвонила в группу мобильности железных дорог, чтобы поблагодарить и тех , кто составлял наши заявки, и тех, кто их исполнял. Нам понравилась чёткая и доброжелательная работа этой службы.
Всё дальше от нас уходят дни, проведённые в Курске. Но воспоминания всегда с нами. Подготовка к чтениям и само участие в них дали толчок вдохновению. У меня появляются новые строки, посвящённые военной теме. Мы воочию увидели луганцев – членов литературного объединения «Мир творчества», обменялись адресами с теми, кто был в Курске, хочется верить, что связь наша не прервётся.
P.S.
Материалы о монастырях и Рыльске взяты из интернета.
Татьяна Гордон
24 октября 2015 года
Другие статьи в литературном дневнике: