Пять Деревьев Ирландии. Справка и пояснения

Батраков Александр: литературный дневник

Диармайт мак Фергус мак Кербал (545-565 гг.), король Ирландии, однажды пребывал на Маг Брег (равнина), собрав округ потомков Ниалла (феодала некоей области). Осматривая окрест, они заключили, что просторы Тары весьма неопределенны и велики, учитывая обязанность ее правителя каждые три года привечать пирующих за его счет.


Кто знает - почему (возможно, узнали о таком суждении, затаив обиду), но короли в урочное время такого пира неожиданно отвергли эту традицию, покуда не установит Диармайт границы Тары какими оные бывали до них, и какими пребудут после вовек.


Диармайт понимает, что это ему не под силу и честно признается в этом, говоря, что с этим справится только после совета Фланн Феба мак Сканнлан мак Финген, первейшим в Ирландии наследником Патрика (христианиский католический святой, крестивший Ирландию), или Фиахра - сына рукодельницы. Короли послали за Фиахра (мак Колман мак Эоган).


Однако тот не смог ничего сказать по существу, утверждая, что есть в Ирландии намного старшее и мудрее знатоки старины - тот же Кенфаэлад мак Айлиль мак Муйредах мак Эоган мак Ниалл. При маг Рат ему повредили голову так, что тот потерял способность забывать.


Однако он тоже замечал, что есть те, кто "старше всех нас", их пятеро: Финнхад из Фалмаг в Лейнстере, Ку Алад из Круаху Коналад, Бран Байрне из Байренн, Дубан, сын Дега, из королевства людей Олнегмахт и Туан, сын Кайрелла из Улада.


Все перечисленные пришли и поведали многое о старых временах, однако для выполнения задачи, поставленной королем Диармайтом, по их мнению, нужен тот, кто воспитал их и старше их всех -
Финтан, сын Бохра сына Бита. "И был он тогда у Дун Тулха в Киаррайге Луахра.


Отправился один из людей Кеннфаэлада, Берран, к Финтану в Дун Тулха, что на западе от Луахра Дедад."


Пришел Финтан, принимали его с почестями в Таре. Он называл Ирландию своей приемной матерью и, после демонстрации глубины своей памяти, рассказал Диармайту такую историю:


Однажды, многие ирландцы собрались около короля Конайнга Бекеклаха, короля Ирландии, когда увидел Финтан идущего с запада, на заходе солнца, величественного странника, огромного роста.
В руке он держал ветвь, на которой висели орехи, яблоки и майские желуди - все плоды были незрелыми. А имя страннику было Трефуйлнгид Треохайр.
Когда собравшиеся пожаловались на то, что несведущи в делах старины, великолепный гость заверил: "Будут они у вас!...". И, приказав собрать вокруг него самых смышленых и ученых людей острова, поведал многое, в том числе, спросив тут Финтана: как издревле поделилась Ирландия?
Финтан отвечал:
На Западе - мудрость, на Севере - битва, на Востоке - изобилие, на Юге - музыка, в Центре - власть.
Трефуйлнгид признает ученость Финтана и называет конкретные географические места, откуда происходит то или иное качество, общим смыслом заключенное в слове "мудрость".
Та же процедура касается и остальных частей, так называемых "пятин" (от числ. "пять"), Ирландии. И тут необходимо подчеркнуть: на всем протяжении своего рассказа, сначала Трефуйлнгид называет ряд качеств, а затем - источники, места, откуда таковые происходят. Затем, и сумма всех качеств, и сумма всех мест объединены под одним общим словом (мудрость и т.д.).


После чего, окончив повествование, он дает Финтану несколько плодов со своей ветви, а тот сажает их там, где, как полагал Финтан, они могут расти.


Вот откуда происходит пять священных деревьев


А имена им:


Эо Мугна - чудесный дуб, несколько раз в год дающий не только изобилие желудей, но вдоволь и самых разных плодов - яблок и орехов в том числе.


Эо Росса - тис. Известен под многими именами, сущность которых, облеченная в поэтическое иносказание, сегодня остается, строго говоря, нечитаемой.


Кроеб (Биле) Исниг, Биле (Кроеб) Дайти, Биле Тортан - три ясеня. Причем, первая часть наименований первого и второго Дерева, некоторыми авторами (Широкова Н.С. "Мифы кельтских народов". с.116), взаимно переменяется (в скобках наименования по Широковой). И это, кстати, далеко не предел именной перетасовки!




Чтобы предупредить путаницу, отмечу:
В принципе, по-идее, ориентируясь на "Старину Мест", наиболее правильным будет вариант Биле Дайти, Кроеб Исниг. Поскольку, согласно гэльскому:

Bile - это "ободок", а в легенде упоминается как раз то место ("край", "ободок окружности"), до куда достал, падая, Биле Датен - до Карн Уахтар Биле.

А про Исниг, пятое, Дерево Уснеха - сказано только что это Ясень, буквально, "Уснеха". Так что он, в строгом смысле, никак не может быть "Биле" - в значении "до", "около" Уснеха. А вот Древом Уснеха (craobh - дерево) вполне может быть.


Но это все, конечно, буквоедство. Сути вещей никак не меняющее.



Ничего документально достоверного из надежных источников (минуя академическое сочинительство в том числе), более их локализации, отмеченной по "Старине Мест", мне не известно.


Затем, Финтан оставался среди Ирландцев, на протяжении многих лет жил там, при необходимости излагая историю острова до тех пор, покуда не иссохли эти деревья.


Придя к Диармайту, он установил, что пятины Ирландии следует считать от двух главных центров, соответственно: светской и священной власти, то есть Тары и Уснеха. Те же, в свою очередь, пусть возьмут себе часть от каждой пятины.


Так была поделена Ирландия - "доселе и впредь".



Относительно моего стихотворения, тут нужно заметить, что речь в нем ведется не о простых деревьях - пускай даже легендарных, то есть не о типовых, чего легенды не отражают. В этом и есть вся суть написания моей работы.
И в этой связи, нас должна заинтересовать следующая фраза Финтана: "...Воистину мудро деление дорог, прекрасно установление пяти частей.".


Внимательно читая текст выше, легко найти, что всякое деление подразумевает не что иное, как:
1. ствол - обобщающий принцип,
2. корень - источник принципа,
3. плод - качество, определяемое каждым принципом.


Распределение территорий острова Треохайром предполагает именно такую форму - "растительноподобную". Соответственно, дороги, связывающие эти области между собой, окажутся как бы "ветвями" неких могучих, исполинских деревьев.


Так читается легенда. Насколько верно - это вопрос, конечно, весьма дискуссионный.


Однако, помимо поэтического, в мифе обязательно существует и мистическая сторона. Незнание которой утрирует его суть, то есть делает понятийно бесполезным, превращая в местечковую сказку. В то время как любой миф, априори содержа описание "истинной реальности", всегда опирается на некий общий архетип, характерный для любой мифологии.
Из повествовании о Деревьях тут можно установить, что речь ведется не о деревьях, и даже не о дорогах (которых, физических, тоже пять и именам которых посвящена отдельная описательная часть), а только о тенях, которые отбрасывают эти деревья. Согласно неким абстрактным архетипам формировал Трефуйлнгид свою систему. И потому же никакие деревья на Ирландию, конечно, не "падали". Падало то, что называется их тенью - эту мысль и подчеркивает мое стихотворение, отмечая, что "все познается очеред" - то есть каждый поймет его настолько полно, насколько способен понять.
Что такое и как понимать слово "тень", поэтому, не раскрываю.



Теперь о некоторых специальных понятиях:


Карн - это могильный холм.


Филид - поэт, сведущий в приемах сочетания слов, "тайном языке" поэзии и прочих вещах, отличающих его творчество от бардов - неученых сочинителей.


Карн Уахтар Биле - место, до которого достал один из павший Ясеней, убив собой некоего филида Датена, откуда Ясень и получил свое название - Биле Датен.


Названия, включающие Маг - это равнина.


Названия, включающие Тир - земля, в значении "область", "край".


Грайан, Грайне - солнце, часто - как персонификация богини.


Исниг, Уисниг Уисних и т.п. варианты - Уснех (классический вариант) - географически: холм. Культурологически: центр духовной власти Ирландии.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.01.2025. Пять Деревьев Ирландии. Справка и пояснения