Екатерина ДомбровскаяУ ХРИСТА ЗА ПАЗУХОЙ Какое чудо - испытать пронзительную любовь, любовь-жалость Христову, не человечью, - к твоим врагам, обидчикам, мучителям... любовь к такому обидчику как к человеку-диву, с пронзительным состраданием его немощам, в том числе и тем греховным страстям, которые так тебе досаждали.... Увы, не всегда эта чудо-любовь, даже прежде уже однажды испытанная, вновь открывается. Может, нужно время, чтобы она ожила, чтобы заполонила сердце так, что бы ты смог всегда познавать немощи других и сожалеть им всем сердцем - до острой материнской боли. Но есть и более короткий и верный путь к постижению тайны этой евангельской любви к мучителям твоим: так, как учил наш духовный отец - нужно для того всего лишь достигать полного, и мощного, и безоговорочного умерщвления любви к себе. Другим - место в сердце, другим! Но как же это трудно... И страшно ведь. Любовь к себе на каких-то поздних этапах духовной жизни почти не "открывается", не познается, слабо дает о себе знать - разве в "мелочах"? - желаниях отдыха, покоя, комфорта обособленности человека страдающего, измученного... Ведь это все вроде не считается самолюбием?... Однако ж именно потому, разрешая этот вопрос, святым юродивым и приходилось босиком по снегу ходить, спать когда и где придется, потому что эту проклятую, не в ту сторону повернутую любовь было иначе ничем не выжечь, кроме как каленым железом. Каленым железом предельного, изнурительного и самоистязательного страдания. Таково самолюбие и таковы средства борьбы с ним (ассортимент инструментов широк и соответствует возрастам духовных). Любовь человека к себе чудовищно живуча. Она оккупирует его всего. Она застилает путь любви к Богу и ближнему. Потому и вериги, и рвань на теле, и холод, и боль, и бездомность годами... Но кто это может понять и принять - цели и смысл этой запредельности юродливого жития? К слову: хуже всего, что об этих юродивых мучениках любви Христовой нынче все пишут люди самодовольные и самоуверенные, издателю удобные, достаточно благополучные, почти всегда как зайцы из сказки хвастливые и разумеется, не подозревающие всех этих прелестей за собой. Кто может их после того читать и как может им доверять?! Риторический вопрос. Видимо таковые же и читают, - не ведающие что творят и как живут и куда спешат. Хорошо сказал некто из подвижников, что если кто-то начинает много говорить о любви, наступи ему на ногу. Тут все и откроется. Вот такие загадки нам преподносит то, что называется духовной жизнью. © Copyright: Шельгова Татьяна, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|