Анализ

Татьяна Лебедева 18: литературный дневник

Анализ и есть путь к осуществлению неосуществимого желания «дойти до самой сути».


Особенности анализа определяются 3-мя факторами:
1) Методологией
2) Особенностями материала
3) Конкретной задачей, которую ставит перед собой исследователь.
Но при всём неисчерпаемом множестве конкретных задач исследователь обращается к одному из 2-х типов анализа, которые условно можно назвать: частным и системным.


Частный анализ – это попытка понять некие существенные, но конкретные особенности «текста произведения». Это может быть анализ сюжета, особенностей жанровой формы, ритма, речевой организации, пространственно-временных отношений и т.д. и т.п.
Системный анализ (его, как правило, называют оксюморонным сочетанием «целостный анализ») – это попытка понять произведение как целостность.


Частотный словарь – универсальный вариант количественного анализа, с помощью которого можно работать и с прозой, и с поэзией.


Какие задачи можно решать с помощью «словаря слов»?


Самое простое: частотный словарь можно использовать как справочник, позволяющий не тратить время на подготовительную работу при интерпритации художественного текста.
Кроме того, и сам словник может стать источником постановки задач.


Словарь значений («функциональный тезаурус») был разработан М.Л. Гаспаровым специально для анализа художественного мира.


«Контекстный тезаурус» позволяет реконструировать одновременно и структурные связи, и те доминирующие реалии, которые этими связями объединены.
«Контекстный тезаурус» – это словарь авторских значений минимальных контекстов, объединенных структурным (служебным) словом.





Другие статьи в литературном дневнике: