Кто же я на самом деле?https://dzen.ru/a/YEkEf7EBrkLW3-eU - первоисточник Метания между ангелом и бесом бывают у каждого. Проблема двойственности человеческой натуры издавна интересует пишущих людей, да и, вообще, думающих. Почему мы поступаем так, а не иначе? Почему порок привлекателен? Где грань, которую мы ни за что не переступим? Чего в нас больше – тёмного или светлого? Вот Пушкин (через реплику Моцарта в трагедии «Моцарт и Сальери»): Вот Есенин: Литературные произведения, в которых исследовалась двойственность человеческой души и герои занимались самокопанием, создавали Гёте («Фауст», 1808), Стендаль («Красное и чёрное», 1827), Достоевский («Преступление и наказание», 1866), Лион Фейхтвангер («Глиняный бог», 1910), Теодор Драйзер («Американская трагедия», 1925), Бернгард Келлерман («Пляска смерти», 1948), многие советские писатели (например, Борис Васильев)… Список очень длинный, потому что некоторые авторы всё своё творчество посвятили теме борьбы добра со злом внутри человеческой души. Благодаря подсказке читателя (см. комментарии к статье «С кем имел дело Шерлок Холмс?») добавлю Уильяма Годинга с его «Повелителем мух» (1954): там звериная сущность персонажей победила человеческую. Наиболее ярко двойственность души отразили в своих произведениях Бальзак («Шагреневая кожа», 1831), Р.Л. Стивенсон («Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», 1886) и Оскар Уайльд («Портрет Дориана Грея», 1890). Дело в том, что эти авторы подмешали к реалистичным, казалось бы, сюжетам долю мистики и фантастики. Они перевели муки духовной раздвоенности в материальное, внешнее измерение. Однажды мне, начитавшейся названных авторов, попалась песня немецкой группы “Element of Crime” (можно перевести как «Криминальный элемент») “Wer ich wirklich bin” («Кто же я на самом деле», “Who I really am”). Мрачноватая и серьёзная песня под стать мрачноватым серьёзным книгам. Она задаёт вопросы, касающиеся каждого.
© Copyright: Татьяна Погребинская, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|