Поэзия это

Николай Сыромятников: литературный дневник

***
СТИХИ ТВОРЯТ, А НЕ ДЕЛАЮТ. Это главное условие поэзии.
*
*
*
Что такое настоящая поэзия? Для меня это образность, богатая фантазия, умение красиво сказать, но самое главное,- способность замечать очевидное, которое никто не видит.


"...ты б старше был, а я была б моложе,
мой милый, если б не было войны".


"...и жизнь видна до поворота,
а кажется, что до конца".
( Автор Васильева Л.Н. ??? )



Вот примеры, перед которыми я снимаю шляпу, простенько, но как сильно!
А словесные Сальвадоры Дали и сжигатели глаголами-рифмами меня не впечатляют.
Интересно было бы выслушать разные мнения на счёт настоящей поэзии.
(кто автор - не знаю)
*
*
*
Настоящая поэзия - это когда каждая строка стихотворения - уже стихотворение.
(кто автор - не знаю)
*
*
*
"Есть нечто в стихах, что важнее их смысла: - их звучание...". Это не значит, что настоящая поэзия "должна быть, прости господи, глуповата" (Пушкин).
М. Цветаева.
*
*
*
СЕРГЕЙ АЛЕЙНИК,
поэт и философ:
*
Настоящее искусство всегда — это отточенные неточности. И намеки. И сказка. И музыка. И некая странноватость. Поэт (художник, музыкант, и прочее) — это канатоходец. Он всегда балансирует между хером и розой. Чуть влево — и пошлость обыденности. Чуть вправо — и пошлость сладкой патоки. В настоящей поэзии всегда есть сказочная недосказанность.


Вот всегда привожу этот пример, и сейчас приведу. В 1907 году на одном званом вечере гениальный поэт Александр Блок встретился и поговорил с одной дамой. На плече у нее была брошка в виде змейки (это важно).


Ну казалось бы,— какая ерунда, ну, опишем в стихах — типа «она такая красивая, как в сказке, на ней маска, я вижу только ее глаза, мы с ней говорим, ее глаза сверкают, у нее тонкая талия, на плече брошь в виде змейки».


А вот как пишет Блок:


В длинной сказке
Тайно кроясь,
Бьёт условный час.
В тёмной маске
Прорезь
Ярких глаз.
Нет печальней покрывала,
Тоньше стана нет...
— Вы любезней, чем я знала,
Господин поэт!
— Вы не знаете по-русски,
Госпожа моя...
На плече за тканью тусклой,
На конце ботинки узкой
Дремлет тихая змея.


А. Блок. 9 января 1907 г.


... Вот это — истинная поэзия. Берется реальное событие — и описывается так, что все становится сказкой (даже реальная брошь приобрела у Блока какой-то мистический оттенок). И это уже не просто брошь — а символ. Вот это и есть то самое... И, этому, кстати, научить — нельзя. Это или дано, или нет. А технике можно — типа ямб от дактиля отличать. Но если «это есть» — а дактиль от анапеста не отличить — это плохо.


Настоящие поэты (как я уже говорил выше) — они же ведь не пишут «прямо в лоб». Например, тоже Блоковское:


Ушла, но гиацинты ждали.
И день не разбудил окна.
И в темных складках нежной шали
Цвела ночная тишина...


— это ведь о любви! (не только, конечно, так как в хорошем стихотворении не один, а несколько пластов, миров, называйте, как хочется). Но все-таки и о любви. Или из Бродского:


Я дважды пробуждался этой ночью
и брел к окну, и фонари в окне,
обрывок фразы, сказанной во сне,
сводя на нет, подобно многоточью
не приносили утешенья мне.


Если бы не название стихотворения: «Любовь» — для дилетанта попробуй пойми, о чем... (там, правда дальше расшифровка идет, но все равно в самом стихе слова «любовь» вообще нет).


Или те же Блоковские сборники «Снежная маска» и «Фаина» — он был безумно влюблен в Н. Н. В. И эти два сборника — о любви. Но в них основные темы — буря, пурга, ветер, маски, голоса в тучах, порыв, свобода, восторг...


Или «Сероглазый король» Анны Ахматовой — это ведь и о любви тоже..


Пихают безжалостно любовь в каждый стих (этим опошляя ее) — только бездарные поэты. Ну или жулики, — покрасоваться перед неокрепшими девичьими душами...


— Твое главное поэтическое послание?..


Ребята, пишите. А, написав, спрашивайте себя — а вот если бы Блок (это я так делаю — вы выбирайте по своему усмотрению) — написал бы такое, — было бы ему стыдно? — И если не было бы — вы сделали шедевр.


Вот, этот мой стих, думаю, ему бы понравился:


Россия это даже скорее не
страна, а часть света...
Г. Грин.


Автобус.
Дальняя дорога.
Дождливый день.
Дрожащий пес.
Деревня.
Домик. У порога —
кривой ветлы немой вопрос.
Проехали.
Все дальше...
Глуше...
Харон-водитель мнет педаль.
...Огромное пространство суши...
И нет пророка в нем.
А жаль.
Кричать!
Кричать: «Где ж ты, мессия?
Тот, чья душа как снег чиста?!»
... Понурой лошадью Россия
глядит из рыжего куста.


С. Алейник.




Другие статьи в литературном дневнике: