Рильке и Кончаловский

Николай Сыромятников: литературный дневник

Можно ли удержать, можно ли спасти видимое иначе, нежели чем сотворив язык из отсутствия, из невидимого? (Р. М. РИЛЬКЕ)


"Когда я вижу интересующий меня кусок природы, я вижу уже всю вещь, вижу и чувствую, как надо "устроить" пейзаж. Просто брать то, что видишь, действовать как фотограф, я не мог никогда, без построения нет искусства, а есть голый натурализм, который я считаю заклятым врагом искусства, самой заразительной болезнью. В первичное восприятие природы неизбежно входят и мои соображения о том живописном впечатлении, которое должен давать настоящий пейзаж. В этот именно момент и начинается процесс преодоления действительности, осознания всего случайного, мешающего, происходит та концентрация видимого, которая и создает основу художественного произведения.
Одновременно выясняются основные сочетания тонов, определяется ведущая нота колорита и сопровождающие ее мелодии".


Пётр Кончаловский.



Другие статьи в литературном дневнике: