***
Тупейко БОрис Лилит.
Ночь целую Царевич сторожил,
пока Она клевала злато яблок!
Весь день как век с волхвами ворожил
цветение из будущего Сада.
Удар весла над башней смотровой.
Певучим островом плавучая ветла
смотрела вниз Избранницей другой,
откуда и... река не дотекла.
В провалах, что не глубже серых луж,
с глазами мраморов Каррары, где труха
родит из Ничего, присвоит куш
и вывалит из чрева потроха.
Как Красной тряпкой на быка, визирь
готов к любой "из тела вылезать".
На зов души, замёрзшей как снегирь,
но Слова языком - её лобзать.
Расколот мир как стол. И пепел жжёт,
заполонив солёную печаль
собой сожжённым, сказанным до рвот,
о чём молчит присутствуя рояль.
Там звуков тьмы и тьмы. - Мы скифы! Нам
дрожащих ягодных полян созревших ягод
и прелестей, презревших ураган,
где много баб в крутых глубинах пагод.
И вот Весна, и сакура цветёт,
и лес гремит обломками трезвучий.
И что-то говорит бессмертный кот
о "широте охвата" бренных сучек.
"К волшбам остыв", ты к самочкам Земли
прильнёшь в бесмертной пошлости приличий.
Сошед со пьедестала, мир внемли
во всей своей "красе" из полнозвучий.
Но спотыкаясь о синкопы, в небеса
заглядывать хлопотно и презрело.
И та же Женщина как гордая Коса,
махнёт, травы сочь выкосив "до тела".
Ложбинки томной Девственницы - клад!
Пандор дары и трепетные вьюги.
И каждой из ушедших будешь рад,
и каждой из пришедших, влезешь в юбки.
Ночь целую Царевич сторожил.
Ночь целую Царевич ворожил.
И снова в плен - пленённая царевна.
Сошед со пьедестала, мир не жил.
Взошед на пьедестал, он водрузил
ту тряпку Красную - быку.
И "бред напевный"...
14 февраля 2023 года
*Открываю новый весенний цикл: Образ Лилит в шедеврах мировой живописи.
Утренняя пати. 1.
http://stihi.ru/2023/02/11/4061
Вечерняя пати. 2.
http://stihi.ru/2023/02/12/2402
Ночь целую Царевич сторожил. 3.
В провалах, что не глубже серых луж,
с глазами мраморов Каррары, где труха
родит из Ничего, присвоит куш
и вывалит из чрева потроха.
Как Красной тряпкой на быка, визирь
готов к любой из тела вылезать,
на зов души, замёрзшей как снегирь,
и Слова языком тебя лобзать.
Расколот мир как стол. И пепел жжёт,
заполонив солёную печаль
собой сожжённым, сказанным до рвот,
о чём молчит присутствуя рояль.
Там звуков тьмы и тьмы. -Мы скифы. Нам
дрожащих ягодных полян созревших ягод
и прелестей, презревших ураган,
и много баб в крутых глубинах пагод.
И вот Весна, и сакура цветёт,
и лес гремит обломками трезвучий.
И что-то говорит бессмертный кот
о широте охвата бренных сучек.
"К волшбам остыв", ты к самочкам Земли
прильнёшь в бесмертной пошлости "приличий".
Сошед со пьедестала, мир внемли
во всей своей красе из полнозвучий.
Но спотыкаясь о синкопы, в небеса
заглядывать хлопотно и презрело.
И та же Женщина как гордая Коса,
махнёт, травы сочь выкосит до тела.
Ложбинки томной Девственницы - клад!
Пандор дары и трепетные вьюги.
И каждой из ушедших будешь рад.
И каждой из пришед, залезешь в юбки.
14 февраля 2023 года
Пригласила старуху домой.
Пригласила проруху со мной
разобраться с нелёгкой судьбой,
Расквитаться с тобой, волхвовой,
безупречной, казалось, простой...
Но, сошед с пьедестала Судьбой.
Не простой, дорогой, на убой.
"Мне на смерть наплевать",- сказ её.
/Я про древних уже промолчу./
А на скалах грозит мумиё
обанкротить аптеки. Кричу
вешним птицам: зачем причитать?
И грозить одиночеством дню?
Не пора ль о Покое роптать?!
Пусть Художник, рисующий Ню,
заповедные тропы проспав,
даст согласие Календарю,-
кораблями бессмертных Купав,
разбудить нам ещё раз зарю!
Солнце выворотит набекрень
розы мачт и разбуженность рельс,-
Параллельное вытравив в лень
как цикуту в чужую постель.
Им с другими живётся легко.
Со своими живут как в аду.
По утрам пьют французы Клико,
ну, а к вечеру кликать беду.
Как живется вам с другою, —
Проще ведь? — Удар весла! —
Линией береговою
Скоро ль память отошла
Обо мне, плавучем острове
(По небу — не по водам)!
Души, души! — быть вам сестрами,
Не любовницами — вам!
Как живется вам с простою
Женщиною? Без божеств?
Государыню с престола
Свергши (с оного сошед),
Как живется вам — хлопочется —
Ежится? Встается — как?
С пошлиной бессмертной пошлости
Как справляетесь, бедняк?
«Судорог да перебоев —
Хватит! Дом себе найму».
Как живется вам с любою —
Избранному моему!
Свойственнее и съедобнее —
Снедь? Приестся — не пеняй…
Как живется вам с подобием —
Вам, поправшему Синай!
Как живется вам с чужою,
Здешнею? Ребром — люба?
Стыд Зевесовой вожжою
Не охлестывает лба?
Как живется вам — здоровится —
Можется? Поется — как?
С язвою бессмертной совести
Как справляетесь, бедняк?
Как живется вам с товаром
Рыночным? Оброк — крутой?
После мраморов Каррары
Как живется вам с трухой
Гипсовой? (Из глыбы высечен
Бог — и начисто разбит!)
Как живется вам с сто-тысячной —
Вам, познавшему Лилит!
Рыночною новизною
Сыты ли? К волшбам остыв,
Как живется вам с земною
Женщиною, без шестых
Чувств?..
Ну, за голову: счастливы?
Нет? В провале без глубин —
Как живется, милый? Тяжче ли,
Так же ли, как мне с другим?
1924 г.
https://slavavu.livejournal.com/35746.html
Лилит и Ева
Этимология
В семитских языках, в частности в иврите, это слово — прилагательное женского рода «ночная» (например «демама лейлит» (;;;; ;;;;;) — ночная тишь). Иногда подобные прилагательные используются как женские имена. Согласно другому воззрению, это имя происходит от шумерского «лиль» (воздух, ветер; дух, призрак). Возможно верны обе точки зрения. В. В. Емельянов, в предисловии к «Ассирийской магии» Шарля Фоссе пишет следующее: «Юноша и девушка-лилиту — демоны, в имени которых заключена игра слов из разных языков. По-шумерски лиль означает „воздух, ветер; дух, призрак“, по-аккадски лилу — „ночь“. Отсюда и смесь представлений: демонов этого рода считали ночными привидениями. Вероятно, их можно сопоставить со славянскими заложными покойниками — то есть с людьми, умершими неестественной смертью и раньше срока. Во всяком случае, они всегда отличаются от гадим — обычных духов умерших предков (хотя и для последних характерны необычные случаи смерти). Вполне возможно, что люди, превратившиеся в духов лилу, при жизни были безбрачны и не оставили потомства. Так можно объяснить склонность мужчин-лилу вступать в связь с земными женщинами (причём от этих связей у них рождаются либо уроды, либо такие же демоны)».
Лилит в еврейской традиции
Один из наиболее популярных персонажей фольклорных еврейских историй. В Торе указывается, что вначале Бог сотворил «мужчину и женщину», а уже потом говорится о сотворении Хавы (Евы). Согласно Алфавиту Бен-Сиры, первой женой Адама была Лилит. Она не хотела подчиняться своему мужу, так как считала себя таким же творением Бога, как и Адам. Произнеся тайное имя Всевышнего, Лилит поднялась в воздух и улетела от Адама. Тогда Адам обратился к Богу с жалобой на бежавшую жену. Всевышний послал вдогонку трех ангелов, известных под именами Снуй, Сансануй и Санглаф. Они застигли Лилит у Красного моря, и она наотрез отказывалась вернуться к мужу. Тогда у Лилит отняли тело, оставив дух и взяли с неё клятву, что она не войдёт в дом, в котором увидит их самих или их имена. Лилит стала женой Сатаны, а от их брака родилось много демонов ночи, именуемых «лилин», но приняла на себя наказание, заключавшееся в том, что ежедневно должно было умирать сто её детей.
Адаму Бог создал новую жену.
Лилит — опаснейший демон, который охотится на младенцев. Поэтому возле колыбельки еврейского ребенка всегда вешают амулет с именами ангелов — когда Лилит видит эти имена, она вынуждена удалиться. Также с этим преданием связана традиция повязывания красной нитки на руку (обычно младенцу) — считается, что Лилит боится красного цвета. Особенно опасна ночь перед обрезанием младенца — чтобы уберечь ребенка от Лилит, его отец должен всю ночь напролет читать отрывки из «Зоар» и других книг Каббалы (такая ночь у ашкеназских евреев называется «вахтнахт»).
Еще одно занятие этой демоницы — являться во сне неженатым молодым мужчинам и соблазнять их.
Другие статьи в литературном дневнике: