Окончательное - для книги.

Светлана Водолей: литературный дневник

1.Обложка: Художница Cornacchia (Корначчи)Россия.



2.Надо добавить последнее стихотворение февраля:


Ещё чуть-чуть до завтра, до Весны.


Ещё чуть-чуть до завтра, до Весны...
И тают предпоследние салями
Сугробов. Прикоснёмся к ветру мы
Щекой, и расслоится волосами


Кудрявый лёт из волновых вокруг,
По эллипсу невидимого круга.
Бермудность настроения вдруг в рук
Тепло уляжется невидимого друга.


И радостно пойдём, влюблённость для...
Как будто в первый раз Подснежник вырос!
И весело закружится Земля,
и реки понесут своё навынос...


28 февраля 2017 года




3. Надо добавить после стихов:


ПОСЛЕСЛОВИЕ. Голос Читателя. Эссе.


РАСПАХНУТОСТЬ И МНОГОГРАННОСТЬ.
"От А до Я сметающей строку..."


«Творящим – реальность,
Творящая Сказку!»

Светлана Водолей

Дорогой Читатель, спешу поделиться с тобой своим Открытием в Мире современной Поэзии, открытием калейдоскопически-разноцветным и многогранным как мозаичное панно! Это Поэзия замечательного Мастера Пера - Светланы Водолей.
Светлана давно и прочно занимает свои позиции в международной литературной среде, я же познакомился с ней на страницах «Стихиры» в ноябре 2016 года. Пожалуй, впервые (а поэтических знакомств на «Стихире» у меня довольно много) я столкнулся с тем что ТАК незаурядно, как пишет Светлана, на «Стихире» не пишет никто (или единицы)! И мне после этого писать, как пишу я, расхотелось – больше этого делать не надо! Что же такое «писать незаурядно»? Коротко – это быть посвященным в таинства Его Величества Слова! Мне же, как любому из графоманов, остается серьезно учиться (в частности, у нее) или оставаться глубоко и неизлечимо больным.
Я отнюдь не энциклопедист и мои познания в художественной литературе не столь богаты, чтобы претендовать на критико-аналитические изыски по произведениям талантливого Мастера и этим самым завоевывать твое внимание, дорогой Читатель. Поэтому здесь разбирать Поэзию Светланы Водолей до состояния «скелета» никто не собирается. Каждый видит мир из-за своего стола, со своей колокольни. И я не исключение, масштабы моего мира зависят от высоты моей «колокольни».
Первое, с чем приходится сталкиваться при прочтении стихотворения, это конечно же с рифмой. Нам графоманам это знакомо: нет ничего проще чиркануть в альбомчик пару строк – глагольная мужская рифма – ого!!! А сколько их других еще?.. Разве?!.. С ума сойти!.. На удивление, у Поэта, Мастера Слова и Пера - Светланы Водолей рифмование происходит с виду легко, играючи: «от винта», «взмахом десницы»; но как выверено и приятно на слух, как вкусно на язык, как эхом отзывается в груди – до онемения и, порой до накатившейся слезы! В чем секрет такой феерии? В том, что каждое слово, каждая рифма - живы как бабочки, не пришпиленные булавкой в коллекцию ботаника, а свободно порхающие по невидимым нитям строф, и не страшны им коллекционные коробки и пыль душных комнат!

«Добавим Бабочки в пепел вседневный.
Одновременно и офигенно.
Транс от… И ноет живот.
Поэт – двупол. Пол врёт.»

"Спектр Бабочки». 3.12.2016.

Здесь и далее цитаты из книги «Черкнув по Времени Года…», которая пишется прямо сейчас, на глазах у всех.
Забываешь обо всем, читая стихотворения Автора, так как после завораживающей игры рифм произведение «проглатывается» взахлеб – на одном дыхании! Ритм незаметно становится твоей собственной вибрацией, ты вживаешься в этот ритм!.. Не суть важно от чего так происходит: за счет оперирования со стопами или строками – незаметны для читателя эти «операции». Стихи звучат как прибой волны в Юрмале, как капризно-камерная или жизнеутверждающая мелодия органа Домского собора! Ты не ощущаешь власти Мастера над собой, ты соучастник событий и переживаний, и дышишь одним воздухом с ней! Темы, предлагаемые Поэтом и вдохновляющие её, становятся лично твоими! Недаром Светлану Водолей называют "Королевой русской поэзии в Латвии".

«Сегодня туман, и Юрмала стонет,
со стонами волн февральское гонит…
А скоро Весна календарная сточит
Углы и зазубрины льдистые ночи.
И всё ощутимей, и ближе, и ниже
Полётное птицы, что клюнет и слижет.»

«Сегодня туман, и Юрмала тонет…» 15.02.2017.


Оставляю на откуп литературоведам анализ применения Светланой Водолей художественных средств, но только одно их перечисление, «зарегистрированных» мною в ее стихотворениях, заслуживает уважения и преклонения! Это всевозможные тропы, стилистические фигуры, поэтическая фонетика, синонимы, метфоры и неологизмы и т.д., и т.п.!
Авторское «Я» звучит во многих стихотворениях Светланы Водолей; литературный герой испытывает любовные переживания, восхищается природными коллизиями и метаморфозами, участвует в житейских перипетиях, имеет свою четкую гражданскую позицию, а философский взгляд вообще имеет «Вселенское начало».


«Танец со смертью – кровавое танго.
Грудь обдувающий ветер – торопит
волны войны отозвать бумерангом.
Кто прибалтийский дух в море утопит?!..»


«Или фашисты дедов недобитых
в прошлой войне, что закончилась рано?
Или нацисты юнцов не избитых,-
В их голове только горы тумана.»

«СОС.1. Территория страха» 12.02.2017.


Поэзия талантливого Поэта, Мастера Светланы Водолей – это достойное, не «культовое», а прогрессивное продолжение традиций модернистских течений поэтов «Серебряного века» (особо отмечу «недосказанность», «утаение смысла» символистов); поэтов-шестидесятников (напр. «архитектурный стиль»). И в то же время - это Поэт «вне направлений», с большей степенью свободы, со своим «эстетическим своемыслием» и свободомыслием "за гранью", не исключающий возможности позиционировать себя как свободно умеющего воспринимать и воссоздавать нечто новое, сакральное, мистическое, и не теряя связи с современным миром, предложить пофилософствовать вместе с ним, используя все временные возможности и достижения различных видов Искусств на протяжении всего существования человечества. Потому мы воспринимаем поэзию Автора как нечто естественное, органичное и само собой разумеющееся.


«Мы вместе отпоём потерю нашу.
С небес слетит заснеженная каша.
По-блоковски сойдёт в любой сугроб
Стихийный стих, любви водоворот».

«Зимняя сказка» 28.11.2016.


«…рвутся чулки от скуки
черных ветвей холодных
дождь моросящий клювами
ибисов выглядит мудро…»

«Флиртуя со временем» 27.11.2016.


«Тихо падает снег с твоих плеч и ладоней.
И дороги Начало в тысячу ли,
открывает мне душу – цветущий донник,
он качается рядом, где-то вдали.»

«Читай меня, читай…» 3.11.2016.


Для меня стало откровением творчество Светланы Водолей, её Высокая Поэзия: изменился мир вокруг меня – он стал более разноцветным и прозрачным; люди стали добрее и приветливее. Изменился и я: мои ощущения будто бы оголились, «поэтические рецепторы» давно оголодали без должной информации и «свежей подпитки»! Оказывается, можно видеть всё по-новому, достаточно оглядеться НА ПАУЗЕ: вдохнуть, задержать дыхание и медленно выдохнуть, всеми фибрами души впитать в себя Эфир, запах Вселенной во всех ее микро- и макропроявлениях.
Творчество талантливого Автора, Мастера открыло передо мной Мир Высокой Поэзии со стороны не только праздничной, украшенной цветочками и флажками, газированной водичкой и пряниками; другая сторона – это ответственность перед Читателем за каждое высказанное или написанное мною СЛОВО! Надо уметь завоевывать интерес Читателя, для чего быть во всеоружии в деле стихотворчества, уметь читать и слушать других, чутко реагировать на происходящее. Это значит быть не только статистом, а уметь анализировать и перемалывать события и, самое главное, Читатель должен быть захвачен и заражен твоими идеями, надолго стать твоим соратником!


«Чтоб осталось тепло наших рук и навечно,-
ты держал их всё время, не отпускал…
Ветер воет на Запад, снег сметая картечью.
Письмена неразборчивы. Но ты их прочитал!»

«Читай меня, читай…» 3.12.2016.


Оказывается, чтобы развить в себе поэтические наклонности, нужно не столько беречь и лелеять свою «яркую индивидуальность» (а, на самом деле, чаще безграмотность и наивность), сколько уметь пользоваться учебной информацией и той литературой, которая тебе поможет в поэтическом росте. Только тогда ты научишься понимать Высокую Поэзию, Высшую Лигу Высших Мастеров Слова и Пера и пусть на йоту, но приблизиться к ним!
Вот и всё, мой дорогой Читатель, я познакомил тебя с творчеством талантливого Поэта, Высокого Мастера Слова и Пера - Светланы Водолей! Спасибо, что все это время ты был вместе со мной! Хочу завершить сей труд цитатой из стихотворения Светланы Водолей «Себе – в День Рождения».


«я только пою, воспевая что было.
я помню всё то, что мне дорого, мило.
с душой, собирающей мизер громады.
а цель – огранить, несмотря на засады.

и бить водопадом, и течь словно лава,
и рощей взрастать из олив и агавы.
а то, что останется после меня,-
пусть искрами сыплет на благо Огня!»


«Себе – в День Рождения» 13.02.2017.


22 февраля 2017 года


Член Союза писателей России,
поэт Андрей Шеланов.
Россия.



4. На тыльной стороне обложки - текст:


Светлана Водолей - является самой яркой и загадочной
Звездой на небосклоне русской Поэзии нашего времени.
Её стихи продолжают лучшие традиции великой плеяды
поэтов Серебряного века, дополняя собственным видением,
беспредельной свободой чувствования и вживания во Времена,-
преодолевая эмпирическое, земное, сиюминутное притяжение,
и смело вырывается во вселенское пространство необычных
ассоциаций, с метафорической свежестью выражения, обогащённой
интеллектом Автора и неординарностью мышления, апеллирующего
к мировому Искусству, философии и религии на протяжении всего
существования человечества. Что безусловно требует от вдумчивого
Читателя определённой интеллектуальной подготовки и эрудиции.
Говоря на одном языке подсознания со слушателями, она срывает
овации с криками "Браво!" многочисленной публики на её выступлениях
и концертах. Её поэзия - это тайны междустрочия вкупе с искусным
синтезом закодированных точных мыслей и виртуозного утончённого
слога. Именно поэтому публика воспринимает поэзию Светланы Водолей
спонтанно, искренне и безоговорочно! Присвоив ей почётное звание
"Королевы русской поэзии в Латвии."


/хочу, чтобы обязательно текст был ЦЕЛИКОМ, как написан!!/



5. Текст на последнюю страницу, в самом конце:


В ПРОДАЖЕ ИМЕЮТСЯ: книги из серии "ПОСВЯЩЕНИЯ":


"МУЗЫКОЙ РОЖДЁННЫЕ СТИХИ."/2005г./ Мстиславу Ростроповичу,
"РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА."/2012г./ Филиппу Шалаеву,
"СПАСИБО, ЧТО ЖИВОЙ."/2017г./Владимиру Высоцкому.


Рукописные сборники стихов:


"СОЧЕЛЬНИК"/2006г./,
"УТОПАЛИ РОЗЫ В ХОЛОДА"/2007г./,
"НЕ ВЕДАЮЩИМ, ЧТО ТВОРЯТ."/2008г./.


Собрания Сочинений в 12 томах./изданы 1 и 2 том./


1 том - "ОБЪЁМ ДУШИ МОЕЙ ИСПОВЕДАЛЬНОЙ"/2006г./
2 том - "ОПАЛЕСЦИРУЮЩАЯ ВЛАГА ДУШИ"/2007г./


6 дисков: "СТИХИ И РОМАНСЫ"
/Запись концертов в концертных залах "АVЕ SОL",
Рижского Еврейского Дома, галерее "NELLIJA ", Доме Москвы, концертном зале Дзинтари и других.


10 дисков: "СТИХИ ЧИТАЕТ СВЕТЛАНА ВОДОЛЕЙ."
Записи передач на радио "Домская площадь", на Христианском радио, на радио "ПИК".


Адрес электронной почты:
svetlanavodolej@inbox.lv
тел. +371 25984785



6. Надо добавить в "Сведения об авторе", где перечисляются языки переводов - на латышский язык. /забыла самых главных упомянуть!../



7. картины для вставок на пустые места:


/всё - от Корначчи/
пусть будут цветные пока и, желательно, картинки целиком, в том числе и первая, которая уже стоит к Январской тетради. Название поднять чуть выше, а картинка лучше пусть будет полная, а не обрезанная.



8. Под названием стихотворения с датой 1 февраля 2017 года - обязательно
написать: Февральская тетрадь.
Потому что Декабрьская и Январская есть, значит, и Февральскую надо отметить.






Другие статьи в литературном дневнике: